Дело № 2-745/2020
УИД 21RS0006-01-2020-001330-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Андреевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Лермонтовой Н.А.,
с участием прокурора - ст.помощника Канашского межрайонного прокурора Тимофеевой И.М., помощника Канашского межрайонного прокурора Кирилловой М.С.,
истца Русакова С.В.,
представителей ответчика Назаровой А.О., Максимова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в интересах Русакова С.В. к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокрурор Чувашской Республики обратился в Канашский районный суд в интересах Русакова С.В., инвалида 2 группы по зрению, к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ около № часов Русаков С.В. около <адрес>, на покрытом льдом тротуаре поскользнулся, упал, в результате чего получил травму левого плеча. После падения была госпитализирован, находился на амбулаторном лечении. Причиной падения Русакова С.В. является неисполнение администрацией Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики обязанности по своевременной уборке и надлежащему содержанию тротуаров.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил взыскать с администрации Кошноруйского сельского поселения в пользу Русакова С.В. в счет компенсации морального вреда 150000 рублей.
Прокурор и истец Русаков С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Назарова А.О., Максимов В.И. иск не признали по следующим основаниям: отсутствие доказательств получения Русаковым С.В. травмы при обстоятельствах, изложенных в иске; получение Русаковым С.В. телесных повреждений по своей грубой неосторожности (был обут в валенки с резиновыми галошами); на балансе администрации сельского поселения в составе основных средств и в состав имущества казны тротуар в <адрес> не числится.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей Г.Н.Г., И.К.М., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Аналогичные положения содержатся в п.16 ч.1 ст.6 Устава Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.
Пунктами 4.1.1, 4.2.1 Правил благоустройства, утвержденных Собранием депутатов Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в период ДД.ММ.ГГГГ производится уборка территории, расчистка снега и льда в утренние часы до начала движения общественного транспорта и по мере необходимости в течение дня. Уборка территории предусматривает уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц песком с примесью хлоридов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ около № часов Русаков С.В. около <адрес>, на покрытом льдом тротуаре поскользнулся, упал, в результате чего получил травму левого плеча.
В тот же день Русаков С.В. на дому был осмотрен фельдешером Т.Н.Н., которой пояснял, что упал на улице на левое плечо, что подтверждается копией медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № (л.д.№).
Согласно ответу на запрос БУ «Канашский межтерриториальный центр» от ДД.ММ.ГГГГ Русаков С.В., проживающий в <адрес>, был доставлен бригадой скорой медицинской помощи в травмпункт ДД.ММ.ГГГГ в № с жалобами на боль и ограничение движения в области левого плечевого сустава после падения на левое плечо ДД.ММ.ГГГГ, осмотрен врачом-травматологом-ортопедом, выставлен диагноз: закрытый вывих головки левой плечевой кости, в связи с чем выполнено закрытое вправление вывиха левой плечевой кисти, наложена гипсовая повязка Дезо (л.д.№).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с тем же диагнозом истец проходил курс амбулаторного лечения у травматолога.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ Русакову С.В. была причинена тупая травма левой верхней конечности в виде закрытого вывиха головки левой плечевой кости, травматического отека в области плечевого сустава, которая оценивается как причинившая вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья свыше трех недель. Данное повреждение могло образоваться у Русакова С.В. от одного воздействия внешней силы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце втором пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
Пунктом 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что нематериальные блага защищаются в соответствии с Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, пункт 1 статьи 1095, статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (статьи 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации). Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Таким образом, по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Исключения из этого правила установлены законом, в частности статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2).
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (статья 1100 второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ).
Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой в связи с причинением вреда здоровью Русакова С.В. при его падении на тротуаре, заявлено прокурором, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 1064), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.
Следовательно, для привлечения к ответственности в виде компенсации морального вреда юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины, то есть установленная законом презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Обслуживание тротуара в силу общих правил статьи 210 ГК РФ, находится в зоне ответственности сельского поселения, применительно к настоящему делу - администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, ибо указанное лицо является собственником земельного участка, на котором расположен тротуар. Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось ответчиком.
Таким образом, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным отношениям сторон (статьи 1064, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации) именно ответчик, в данном случае - администрация Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, должна была доказать отсутствие своей вины в создании условий, приведших к причинению вреда жизни Русакова С.В.
Возражения ответчика относительно иска обоснованы отсутствием его вины в том, что не представлены доказательства относительно места падения Русакова С.В.
Показания истца относительно точного места падения подтверждаются показаниями свидетеля Г.Н.Г., которая видела факт падения истца Русакова С.В. на тротуаре и состояние самого тротуара в указанный день, находилась на небольшом расстоянии от него.
При этом к показаниям свидетеля И.К.М. о том, что Русаков С.В. упал в нескольких метрах от тротуара, суд относится критически, поскольку полагает, что свидетель, управляя автомобилем и находясь на расстоянии около 100 м от истца, в зеркале заднего вида не мог разглядеть точного места падения Русакова С.В.
При таком положении, суд считает место падения установленным.
Что касается причины падения истца, суд исходит из следующего.
Потерпевший объяснял ее тем, что он поскользнулся на тротуаре неочищенном от наледи и необработанном специальными реагентами.
Материалами дела указанные обстоятельства не опровергаются. Напротив, представитель ответчика в судебном заседании признал, что в осенне-зимний период никто обслуживанием тротуара не занимается.
Таким образом, ответчиком не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, об отсутствии его вины в причинении вреда Русакову С.В.
Доводы ответчика о наличии в действиях Русакова С.В. грубой неосторожности со ссылкой на необходимость более безопасного движения по тротуару, имевшему наледь, а также в необходимости в подборе обуви для передвижения в зимний период, подлежат отклонению, поскольку ответчик обязан содержать имущество в надлежащем состоянии.
При грубой неосторожности нарушаются обычные, очевидные для всех требования. К проявлению грубой неосторожности, как правило, относится нарушение обязательных правил и норм поведения. Однако, таких нарушений со стороны истца судом не установлено, доказательств обратного ответчиком в суд не представлено.
Таким образом, ответственность за повреждение здоровья истца в связи с падением на тротуаре на улице возле <адрес> вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по уборке в зимний период времени тротуара от наледи подлежит возложению на администрацию Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, как собственника данного земельного участка.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении N 10 от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указал, что при определении размера компенсационной суммы суд должен исходить из критериев, предусмотренных статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий; степень вины нарушителя; степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред; иные заслуживающие внимание обстоятельства, в том числе фактические обстоятельства, при которых вред был причинен; требования разумности и справедливости. Причинение вреда здоровью нуждается в особых санкциях, так как речь идет о жизни и здоровье, наиболее значимых и охраняемых благах. Последствия причинения вреда здоровью не всегда могут быть выявлены в полном объеме на момент судебного разбирательства, поскольку он может проявиться не сразу, а впоследствии, иногда по истечении длительного периода времени.
Определяя размер компенсации морального вреда, причиненного Русакову С.В., суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень причиненных ему нравственных страданий в связи с причинением вреда здоровью средней тяжести, связанного с утратой трудоспособности, длительности лечения и его характера, обоснованного опасения за дальнейшие последствия, связанные с травмой руки, индивидуальные особенности потерпевшего; степени вины ответчика, устанавливает ее в сумме 40 000 рублей.
При определении денежной компенсации морального вреда в указанном размере, суд также учитывает, что компенсация морального вреда не преследует цель восстановить материальное положение истца, поскольку произошло умаление неимущественной сферы гражданина, а лишь цель максимально сгладить негативные изменения в психической сфере личности.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в пользу Русакова С.В. в счет компенсации морального вреда 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через Канашский районный суд Чувашской Республики.
Судья Л.М. Андреева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.