Дело (УИД) 70RS0001-01-2021-003463-15
№ 2а-2254/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.11.2021 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Вавилиной В.В.
помощник судьи Карпова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с использованием видеоконференц-связи с участием административного истца Бондарева Д.А., представителя административного ответчика УМВД России по Томской области Зезюля Н.Г., МВД России Харитонова В.С. административное дело по административному иску Бондарева ДА к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, УМВД России по Томской области, Межмуниципальному отделению МВД России «Парабельское» о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания,
у с т а н о в и л:
Бондарев Д.А. обратился в суд с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания (далее – ИВС). В обоснование требований указал, что в периоды с /________/, /________/ содержался в камере /________/ ИВС МО МВД России «Парабельское» в ненадлежащих условиях: система приточно-принудительной вентиляции находилась в неисправном состоянии, естественная вентиляция не обеспечивалась надлежащим образом, форточки на окнах открывались не более чем на 3-4 см; искусственное освещение обеспечивалось за счет одной лампочки; горячее водоснабжение отсутствовало, не разрешалось использование водонагревательных приборов; требования приватности не обеспечивались; температурный режим не соблюдался. При поступлении в ИВС МО МВД России «Парабельское» выдавалось старое, грязное постельное белье, не пригодный к использованию матрац. В период содержания в ИВС исходящая от него почтовая корреспонденция не направлялась. Прогулка предоставлялась на территории прогулочного дворика, оборудованного системой видеонаблюдения. Кроме того, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/ осуществлялась перевозка специализироваными автомобилями в ненадлежащих условиях: отсутствовало освещение, температурный режим не соблюдался, на протяжении движения автомобиля присутствовал шум и тряска. Поскольку условия содержания в ИВС МО МВД России «Парабельское» являлись бесчеловечными и унижающими достоинство личности, просил взыскать в его пользу компенсацию в размере 60000 руб., из расчета 3000 руб. за один день.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 26.10.2021 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Межмуниципальное отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации «Парабельское», УМВД России по Томской области, МВД России.
В судебном заседании Бондарев Д.А. административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Масленникова Л.Н. представила письменный отзыв, в котором административный иск не признала, считала, что Министерство финансов Российской Федерации является не надлежащим ответчиком.
Представители административных ответчиков УМВД России по Томской области Зезюля Н.Г., МВД России Харитонов В.С. административный иск не признали, просили учесть, что со стороны сотрудников учреждения действий, направленных на пытки, бесчеловечное обращение, не допускалось.
Представитель административного ответчика Межмуниципального отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации «Парабельское», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим 4 ноября 2005 года), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка уровня страданий лица осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Судом установлено, что Бондарев Д.А. на основании постановления /________/ содержался под стражей в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного /________/, в камере /________/ ИВС МО МВД России «Парабельское» в период /________/.
Из выписок из журнала выводов ПиО ИВС МО МВД России «Парабельское» следует, что Бондарев Д.А. /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/ доставлялся из ИВС МО МВД России «Парабельское» в /________/ в целях обеспечения участия в судебных заседаниях в ходе рассмотрения уголовного дела /________/
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
В силу п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (п.3).
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (ст.ст.7, 9 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
Статья 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
При этом в соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, в частности выраженной в Постановлении от 10.01.2012 по делу «А. и другие (Ananyev and others) против Российской Федерации», если заявители располагают менее чем 3 кв. м личного пространства, перенаселенность должна рассматриваться настолько серьезной, чтобы являться самой по себе нарушением статьи 3 Конвенции.
Из акта комиссионного обследования ИВС МО МВД РФ «Парабельское» от 02.07.2021, утвержденного Врио начальника МО МВД России «Парабельско», следует, что камера № /________/ ИВС МО МВД России «Парабельское» имеет площадь /________/ кв.м (площадь санузла – /________/ кв.м).
В соответствии с ответом МО МВД РФ «Парабельское» на запрос суда от 29.10.2021, выписки из книги № 1662 дсп «Учета лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Парабельское», согласующимися с объяснениями Бондарева Д.А., в периоды с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ в камере /________/ ИВС МО МВД России «Парабельское» одновременно содержалось 3 человека.
Исходя санитарной нормы площади в камере на одного человека, установленной в размере четырех квадратных метров, в периоды с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ в камере /________/ в ИВС МО МВД России «Парабельское», приходящаяся на человека площадь составляла 4,5 кв.м, что не нарушает требования о санитарной площади установленные в ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В силу п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В соответствии с п. 8.66 Приложения к приказу Министерства юстиции РФ от 28.02.2001 № 161-дсп «Свод правил и норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 101 Минюст России)», п. 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП N 12-95, введенной в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 N 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16.05.1995 N 4-13/16, предусматривается наличие в камерах, карцерах, изоляторах унитаза и умывальника, при этом унитазы необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.
Согласно нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем, утвержденным приказом Минюста России от 28.05.2001 N 161-дсп, п. 20.33 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 13 О-ДСП, освещенность камерных помещений для люминесцентных ламп составляет 100 лк, а для ламп накаливания составляет 50 лк.
В соответствии с Таблицей 5.52 санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, освещенность рабочих поверхностей жилых комнат, гостиных, спальни составляет не менее 150 лк.
Естественное освещение в камерах, палатах, карцерах, изоляторах, медицинских изоляторах следует принимать согласно требованиям СНиП. При этом отношении площади световых проемов этих помещений к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в ИВС и специальных приемниках должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине (п. 17.11). Оконные переплеты в камерах, изоляторах и палатах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками. Низ оконных проемов в камерах и изоляторах ИВС и специальных приемников должен быть на высоте не менее 1,5 м от уровня пола (п. 17.12 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП N 12-95, введенной в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 N 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16.05.1995 N 4-13/16).
Европейский Суд в Постановлении по делу «Мамедова против Российской Федерации» (жалоба N 7064/05) от 01.06.2006 указал, что особые меры безопасности, разработанные для предотвращения риска тайного сговора и/или преступной деятельности, могут оказаться необходимыми по отношению к отдельным заключенным, если подобные меры необходимы, они не должны лишать заключенных естественного света и свежего воздуха.
В соответствии с Таблицей 5.27 санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, оптимальная температура воздуха в жилой комнате в теплый период времени составляет 22 – 25 градусов, допустимая температура воздуха в жилой комнате в теплый период времени составляет 20 – 28 градусов; оптимальная относительная влажность - 60 – 30 %, допустимая относительная влажность - 65 – 30 %.
Как следует из ответа МО МВД РФ «Парабельское» на запрос суда от 29.10.2021, акта комиссионного обследования ИВС МО МВД РФ «Парабельское» от 02.07.2021, утвержденного врио начальника МО МВД России «Парабельское», акта обследования ИВС МО МВД РФ «Парабельское» от 09.11.2021, камера № /________/ ИВС МО МВД РФ «Парабельское» в периоды с /________/ находилась в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии, оборудовалась одноярусной и двухъярусной кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; четырьмя металлическими шкафами; вешалкой для верхней одежды; одной полкой для туалетных принадлежностей; радиодинамиком; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; двумя светильниками дневного освещения, одним светильником ночного освещения закрытого типа; вытяжной вентиляцией, приточной без механического побуждения; напольной чашей (унитазом), умывальником; батарей водяного отопления, размещённой и закрепленной к тыльной стене камеры; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Доступ естественного освещения в камере обеспечивался, в оконных переплетах имелись форточки. В камере № /________/ ИВС МО МВД РФ «Парабельское» на момент обследования 09.11.2021 имеется исправная постоянно работающая приточная и вытяжная вентиляция, воздух чистый, запахи отсутствуют, температура воздуха составляет 22 градуса.
Сведения, содержащиеся в ответе МО МВД РФ «Парабельское» на запрос суда от 29.10.2021, акте комиссионного обследования ИВС МО МВД РФ «Парабельское» от 02.07.2021, утв. врио начальника МО МВД России «Парабельское», согласуются с актом проверки Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть МВД России по Томской области Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 12.08.2020 № 37-с, из которого следует, что санитарное состояние ИВС МО МВД РФ «Парабельское» на момент проверки (12.08.2020) удовлетворительное; оборудовано достаточное искусственное освещение, естественное освещение, централизованное водоснабжение и отопление; канализация местная; в камерах установлены санузлы, с соблюдением необходимых требований приватности, приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
Доводы административного истца о том, что в камере /________/ ИВС МО МВД РФ «Парабельское» не обеспечивалась приватность со ссылками на нахождение напольной чаши (унитаза) в общем помещении камеры, имеющей перегородку высотой менее 1 м от пола уборной, подлежат отклонению, поскольку опровергаются ответом МО МВД РФ «Парабельское» на запрос суда от 29.10.2021, содержанием акта комиссионного обследования ИВС МО МВД РФ «Парабельское» от 02.07.2021, актом обследования ИВС МО МВД РФ «Парабельское» от 09.11.2021, актом проверки Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть МВД России по Томской области Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 12.08.2020 № 37-с, из которых следует, что в камере /________/ ИВС МО МВД РФ «Парабельское» в период содержания административного истца имелся санузел, оборудованный с соблюдением необходимых условий приватности (установлена перегородка высотой 1,5 м, длиной 1 м, дверца открывается наружу), водопровод и канализация на момент обследования находились в исправном состоянии.
Кроме того, свидетель ФИО7 подтвердил, что в камере /________/ ИВС МО МВД РФ «Парабельское» имелась перегородка, отделявшая санузел от основной части камеры.
Поскольку законом не предусмотрены требования установки напольной чаши (унитаза) в отдельном помещении камер изоляторов временного содержания, проведение горячего водоснабжения в камерах изоляторов временного содержания, ссылки Бондарева Д.А. на данные обстоятельства, как нарушения условий содержания, подлежат отклонению.
Доводы административного истца в части ненадлежащей организации искусственного и естественного освещения также не подтверждены, опровергаются содержанием ответа МО МВД РФ «Парабельское» на запрос суда от 29.10.2021, актов комиссионного обследования ИВС МО МВД РФ «Парабельское» от 02.07.2021, 09.11.2021, согласуются с актом проверки Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть МВД России по Томской области Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 12.08.2020 № 37-с, из которых следует, что камера /________/ ИВС МО МВД РФ «Парабельское» оборудована искусственным и естественным освещением в соответствии со СНиП 23-05 «Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение», искусственное освещение камер осуществляется посредством двух светильников дневного освещения, одного светильника ночного освещения закрытого типа, используются две лампы 220 Вт. Доступ естественного освещения и вентиляции обеспечивался через два оконных проема, в оконных перелетах имелись форточки, обеспечена возможность для их открывания.
В силу п. 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС (п.43).
При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п.48).
Согласно ответу МО МВД РФ «Парабельское» на запрос суда от 29.10.2021, выпискам из камерных карточек при поступлении в ИВС МО МВД РФ «Парабельское» /________/, /________/ ФИО8 обеспечивался спальным местом, постельными принадлежностями, постельным бельем, полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи. Ведомостью материальных ценностей МО МВД России «Парабельское» от /________/ подтверждается, что /________/ Бондареву Д.А. выдавалось мыло, зубная паста и зубная щетка.
Из акта обследования ИВС МО МВД России «Парабельское» от 09.11.2021 следует, что в камере /________/ ИВС МО МВД России «Парабельское» имеются одеяла, матрацы, подушки, простыни, наволочки, полотенца в удовлетворительном состояние, чистые. После выезда подозреваемых и обвиняемых производится санитарная обработка в дизкамере ИВС. Лицам, содержащимся в ИВС МО МВД России «Парабельское» выдаются только чистые одеяла, матрацы, подушки, простыни, наволочки, полотенца.
Оценивая доводы административного истца о запрете на хранение водонагревательных приборов в камере ИВС МО МВД РФ «Парабельское», суд приходит к выводу, что они не свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания, поскольку в силу Приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать за счет собственных денежных средств предметы и вещи не предусмотренные перечнем продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету.
В силу Приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать за счет собственных денежных средств: продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся с истекшим сроком хранения, а также дрожжей, алкогольных напитков и пива. Перечень продуктов питания может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы. Общий вес продуктов питания, которые подозреваемый или обвиняемый может хранить при себе, не должен превышать 30 кг.
Из акта обследования ИВС МО МВД России «Парабельское» от 09.11.2021 следует, что в комнате ИВС МО МВД России «Парабельское» для подогрева пищи в течение 2021 года имелся термопот объемом 30 литров, кипяченая вода выдавалась лицам, содержащимся в ИВС МО МВД России «Парабельское», ежедневно, с учетом потребности.
Из показаний свидетеля Голева С.А. следует, что горячая вода с учетом потребностей в период содержания Бондарева Д.А. не предоставлялась, просьбы о выдаче кипяченой воды сотрудниками ИВС игнорировались, выдача кипяченой воды проводилась во время обеспечения горячим питанием.
Учитывая, что сам факт размещения в ИВС МО МВД России «Парабельское» оборудования для подогрева воды не свидетельствует о соблюдении требований п. 48 Правил внутреннего распорядка, с учетом показаний свидетеля, суд считает данные доводы административного истца обоснованными.
Вместе с тем, доводы Бондарева Д.А. о не предоставлении ему возможности направления почтовой корреспонденции подлежат отклонению, учитывая, что административным истцом в период содержания в ИВС /________/, /________/, /________/ реализовано право на направление жалоб в УФСИН России, Парабельский районной суд Томской области, что подтверждается выпиской из журнала № 721 «О регистрации предложений, заявлений и жалоб лиц, содержащихся в ИВС» и свидетельствует о соблюдении требований п. 97 Правил внутреннего распорядка.
В силу п. 47 указанных Правил, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Согласно правилам 19 и 20 Рекомендаций Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правилах содержания заключенных в Европе от 11.01.2006 (на применение которых указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания») лица, содержащиеся по стражей должны иметь беспрепятственный доступ к санитарным устройствам, отвечающим требованиям гигиены и позволяющим уединение. Ванных и душевых должно быть достаточно для того, чтобы каждый мог пользоваться ими при температуре, соответствующей климату, по возможности ежедневно, но не менее двух раз в неделю или чаще, если это необходимо для поддержания гигиены.
Каждый обеспечивается отдельной кроватью и индивидуальными постельными принадлежностями, которые содержатся в надлежащем порядке и в хорошем состоянии и обновляются так часто, как это необходимо для поддержания их чистоты.
В соответствии с п. 11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной
приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999, все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней.
Согласно выпискам из камерных карточек, электронного журнала выводов ПиО ИВС МО МВД РФ «Парабельское» при прибытии в ИВС МО МВД РФ «Парабельское» Бондареву Д.А. /________/, /________/ предоставлялась возможность помывки в душе, также /________/ он проходил санитарную обработку.
Учитывая, что период нахождения Бондарева Д.А. в ИВС МО МВД РФ «Парабельское» с /________/ по /________/ составил 10 дней, с /________/ по /________/ – 10 дней, административному истцу выдавалась лишь одна смена постельного белья при прибытии в изолятор временного содержания, суд приходит к выводу о не соблюдении требований относительно порядка и сроков выдачи постельного белья, как следствие нарушение прав административного истца на материально-бытовое обеспечение и соблюдение санитарных условий и гигиены.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка, утв. приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205 утверждены нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время. Данные нормы, в частности включают в сутки на 1 мужчину 300 гр. хлеба из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта, 250 гр. хлеба из пшеничной муки II сорта, 5 гр. муки пшеничной II сорта, 100 гр. разных круп, 30 гр. макаронных изделий, 90 гр. мяса, 30 гр. мяса птицы, 100 гр. рыбы, 35 гр. маргариновой продукции, 20 гр. масла растительного, 100 мл. молока коровьего, 2 шт. яйца куриные (в неделю), 30 гр. сахара, 20 гр. соли поваренной пищевой, 1 гр. натурального чая, 0,1 гр. лаврового листа, 02 гр. горчичного порошка, 3 гр. томатной пасты, 550 гр. картофеля, 250 гр. овощей, 25 гр. киселей сухих витаминизированных, или 10 гр. сушеных фруктов.
Согласно п. 152 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид.
Обеспечение рационами питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», приложением N 6 приказа Минюста России от 17.09.2018 N 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
Данные нормы, в частности включают в сутки на 1 человека 200 гр. хлебцев (галет) из муки пшеничной 1 сорта, 250 гр. мясорастительных консерв, 250 гр. мясных консерв, 100 гр. мясных фаршевых консерв, 100 гр. овощных закусочных консерв, 60 гр. сахара, 4 гр. чая.
По данным рационам обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, при их этапировании, конвоировании, а также на пути следования к месту постоянного проживания при их освобождении сроком свыше 6 часов, когда предоставление горячей пищи по соответствующим нормам питания не представляется возможным.
В силу ст. 42 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при установлении факта отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи начальник места содержания под стражей или его заместитель обязан выяснить причины непринятия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей.
Судом установлено, что 17.05.2021 между МО МВД РФ «Парабельское» и /________/. заключен государственной контракт /________/, в соответствии с которым /________/ ФИО9 обязалась оказать услуги по организации питания для лиц, содержащихся в ИВС и комнате административно-задержанных МО МВД России «Прабельское» УМВД России по Томской области, согласно минимальным нормам питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205, в сроки и объеме, определенные контрактом, а МО МВД РФ «Парабельское» обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные контрактом (п.1.1).
Пунктом 3.1 государственного контракта от 17.05.2021 № 1/2021 установлено, что исполнитель оказывает услуги по организации ежедневного, в том числе в выходные и нерабочие праздничные дни, трехразового (завтрак, обед, ужин) горячего питания, согласно нормам питания в соответствии с техническим заданиям (приложение № 1).
Из раздаточных ведомостей на получение продуктов питания на лиц, содержащихся в ИВС МО МВД РФ «Парабельское» от /________/ – /________/, от /________/ – /________/ следует, что Бондарев Д.А. /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/ обеспечивался трехразовым горячим питанием; в связи с выездом из ИВС МО МВД РФ «Парабельское» /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/ обеспечивался сухим пайком.
Судом установлено, что /________/ Бондареву Д.А. не предоставлялось трехразовое горячее питание либо сухой паек, что подтверждается содержанием раздаточной ведомости на получение продуктов питания от /________/.
Необеспечение питанием /________/ Бондарев Д.А. подтвердил, пояснив, что отказывался от приема пищи ввиду несоблюдения сотрудниками учреждения норм и рациона питания в период содержания под стражей в ИВС.
В возражениях на административный иск представитель МВД России ссылался на отсутствие жалоб со стороны административного истца на условия содержания в ИВС в заявленный период.
Действительно, сведений о том, что в период содержания в ИВС МО МВД РФ «Парабельское» административный истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия содержания в прокуратуру, а также иные органы, материалы дела не содержат, напротив, как следует из выписок из камерных карточек Бондаревым Д.А. собственноручно /________/, /________/ указано об отсутствии жалоб на условия содержания в ИВС МО МВД РФ «Парабельское» и действия (бездействия) сотрудников.
При оценке представленных доказательств суд исходит из того, что данные обстоятельства безусловно не свидетельствуют о содержании административного истца в надлежащих условиях.
Факт заключения государственного контракта от /________/ /________/ не подтверждает предоставление Бондареву Д.А. полноценного питания, соблюдения рациона, соответствия питания нормативным требованиям при отсутствии иных доказательств в обоснование изложенных административным ответчиком возражений, учитывая показания свидетеля ФИО7 в судебном заседании об однородности предоставляемой пищи (исключительно круп), не обеспечении /________/ Бондарева Д.А. горячим питанием.
Принимая во внимание отсутствие документов, подтверждающих причины отказа Бондарева Д.А. от приема пищи в указанный день, извещения об этом органа, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, суд приходит к выводу о ненадлежащих условиях содержания административного истца, связанных с питанием.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 24 Федерального закона N 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи.
В силу п. 123 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись (п.124).
При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника ИВС либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений (п.125).
В соответствии с п. 8.1, 8.2 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утв. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.1999 N 1115/475, при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, работники ИВС осуществляют выявление заболеваний путем проведения медицинских осмотров при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью.
Пунктом 9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утв. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.1999 N 1115/475, установлено, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.
Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.
При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.
О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) (п.10).
Лица заболевшие, но не имеющие показаний для госпитализации, обеспечиваются необходимой амбулаторной медицинской помощью в период пребывания в ИВС силами медицинских работников ИВС (п.23).
Как следует из журнала ежедневных медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД РФ «Парабельское», должностными лицами ИВС МО МВД РФ «Парабельское» при проведении покамерных обходов проводились ежедневные медицинские осмотры, результат которых фиксировался в медицинском журнале.
Из журнала ежедневных медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД РФ «Парабельское», следует, что Бондарев Д.А. проходил медицинские осмотры /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/ по результатам, которых выявлено, что он здоров, /________/ Бондарев Д.А. указывал на боль в горле, иных жалоб на состояние здоровья не зафиксировано.
При отсутствии сведений о том, что административному истцу /________/ обеспечивалась необходимая амбулаторная медицинская помощь, при наличии жалоб с его стороны на состояние здоровья в период содержания, не представлении таких доказательств административным ответчиком с учетом бремени доказывания, предусмотренного ч.ч. 2, 3 ст. 62 КАС РФ, суд приходит к выводу о нарушении права административного истца на оказание медицинской помощи.
Согласно п. 130 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.
Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику (п.131).
Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр (п.132).
На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только медицинским работником. Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону. В отношении лица, нарушающего установленный порядок содержания под стражей, решением начальника ИВС, его заместителя либо дежурного помощника прогулка прекращается (п.133).
Для досрочного прекращения прогулки подозреваемые или обвиняемые могут обратиться с соответствующей просьбой к лицу, ответственному за прогулку, который доводит ее до сведения начальника ИВС или дежурного ИВС. Указанное должностное лицо принимает решение по существу просьбы.
Прогулка может быть также досрочно отменена или сокращена в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями либо на период возникновения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств (побег, массовые беспорядки и иные), осложнения обстановки в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар, санитарный карантин и иное) (п.134).
Согласно выписке из журнала выводов ПиО ИВС МО МВД РФ «Парабельское» Бондарев Д.А. в период с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ пользовался ежедневной прогулкой на территории прогулочного дворика ИВС МО МВД РФ «Парабельское», что не оспаривалось административным истцом в ходе рассмотрения дела.
Поскольку законодателем не предусмотрена необходимость соблюдения требований приватности при предоставлении ежедневной прогулки лиц, содержащихся в ИВС, ссылки Бондарева Д.А. на нарушение условий содержания в связи с осуществлением сотрудниками ИВС контроля за лицами, находящимися на территории прогулочного дворика, наличии камер видеонаблюдения на территории изолятора, подлежат отклонению.
В силу п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом. В связи с этим при оценке того, являются ли условия перевозки надлежащими, необходимо учитывать в том числе соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок соответствующим видом транспорта, пассажировместимость транспортного средства, длительность срока нахождения указанных лиц в транспортном средстве, площадь, приходящуюся на одного человека, высоту транспортного средства, его достаточные освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность питьевой водой и горячим питанием при длительных перевозках, предоставление возможности перевозить с собой документы, необходимые для реализации установленных законом процессуальных прав и обязанностей, наличие возможности обращения к сопровождающим лицам, соответствие условий перевозки состоянию здоровья транспортируемого лица.
Пунктом 4.1 правил стандартизации ПР.78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебным для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Технически требования», утвержденных приказом МВД России от 08.08.2015, установлено, что спецавтомобили предназначены для обеспечения решения оперативно-служебных задач органами внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 4.4 правил стандартизации ПР.78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебным для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Технически требования» спецавтомобили изготавливаются на базе грузовых автомобилей (шасси); автомобильных фургонов с закрытым цельнометаллическим кузовом, составляющим единую конструкцию с кабиной.
Конструкция спецавтомобиля должна обеспечивать размещения конвоя в составе не менее 4 человек и служебной собаки; в том числе: в кабине – не менее 2 человек, включая водителя, в помещении конвоя – не менее 2 человек и служебной собаки; полную изоляцию спецконтигента от посторонних граждан, находящихся снаружи спецавтомобиля; строго раздельное размещение подозреваемых и обвиняемых по камерам с соблюдением требований их внутренней изоляции (п.4.8).
Для конвоирования спецконтигента из ИВС в суды различных инстанций и обратно необходимо: обеспечение полной изоляции спецконтигента друг от друга; наличие одиночных камер (п.4.13.3).
Согласно п. 5.1.3 правил стандартизации ПР.78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебным для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Технически требования» внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм.
Ширина одиночной камеры должна составлять 500 – 750 мм (п.5.4.4).
В камерах для спецконтигента не должно быть колющих, режущих и прочих травмоопасных элементов. Элементы, находящиеся в зоне расположения людей выше уровня поверхности сидений и выступающие от поверхности стен, потолка и двери более чем н 3 мм, должны иметь радиус закругления или фаски не менее 2,5 мм (за исключением крепежных элементов, профили каркаса двери должны иметь наружный радиус закругления не менее их толщины) (п.5.4.8).
Сиденья для спецконтигента должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее (20 х 20 х 1,5) мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм или (допускается только для сидений в одиночных камерах) из фанеры повышенной водостойкости толщиной не менее 8 мм, с бесцветным лаковым покрытием. Ширина сиденья в одиночной камере не менее 420 мм (п.п.5.5.2.1, 5.5.2.2, 5.2.2.3).
Отопление рабочего салона должно осуществляться отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем (несколькими отопителями) (п.5.8.1).
Вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения конвоя, вентиляционные лючки в камерах для спецконтигента, системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции (п.5.9.1).
Освещение камер для спецконтигента должно обеспечиваться на все время пребывания спецконтигента в спецавтомобиле. Освещение в камерах для спецконтигента должно осуществляться при помощи плафонов, защищенными колпаками, выполненными из стального листа толщиной не менее 1,5 мм, с отверстиями диаметром (стороной) не более 15 мм, расстояние между кромками отверстий должно быть не менее 5 мм (п.п.5.10.2, 5.10.3).
Судом установлено, что /________/ перевозка Бондарева Д.А. осуществлялась в специальных автомобилях типа «АЗ» на базе УАЗ 396221 и УАЗ 19729.
Из актов комиссионного обследования оперативно-служебных автомобилей предназначенных для перевозки подозреваемых и обвиняемых от 20.08.2020, от 21.07.2021, утвержденных врио начальника МО МВД России «Парабельское», ответа на запрос суда МО МВД России «Парабельское» от 29.10.2021 следует, что специальные автомобили типа «АЗ» на базе УАЗ 396221 и УАЗ 19729 на момент проверки оборудованы четырьмя одиночными камерами, в одиночной камере установлено сиденье шириной не менее 420 мм, ширина одиночной камеры составляет 500 - 750 мм, глубина камеры 650 – 900 мм, максимальная высота камер не более 1 700 мм. Каждая одиночная камера оборудуется вентиляционным лючком принудительной приточно-вытяжной вентиляции системой подачи теплого воздуха для обогрева камеры в холодное время года. Освещение камер для спецконтигнта осуществляется при помощи плафонов, защищенных специальными колпаками. Освещение в камерах обеспечивается на все время пребывания спецконтигента в спецавтомобиле. Специальные автомобили типа «АЗ» на базе УАЗ 396221 и УАЗ 19729 соответствуют требованиям правил стандартизации ПР.78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебным для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Технически требования», в том числе: отопитель салона, приточно-вытяжная вентиляция салона для перевозки спецконтигента находится в исправном состоянии.
Учитывая, что технические требования к одиночной камере для спецконтингента (по конструкции камеры, минимальным размерам, требования к сиденьям, отоплению, освещению, вентиляции) в спецавтомобилях, в которых перевозился Бондарев Д.А., соблюдены, доводы административного истца о ненадлежащих условиях перевозки в заявленный период подлежат отклонению.
Конституция Российской Федерации (ст.53) гарантирует каждому гражданину право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьями 17 и 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно ч. 5 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи (то есть об оспаривании действия (бездействий), связанных с условиями содержания под стражей или в местах лишения свободы, а также о присуждении компенсации за нарушение содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении), суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека государство должно гарантировать, что лицо содержится под стражей в условиях, совместимых с его человеческим достоинством, и что метод и способы исполнения меры лишения свободы не подвергают лицо страданиям и тяготам такой степени, что они превышают неизбежную степень страданий, присущих содержанию под стражей, и что охрана здоровья и благополучия лица надлежащим образом обеспечивается.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу ч.ч. 2, 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (ст.ст. 62, 125, 126 КАС РФ).
Учитывая, что в судебном заседании частично нашли подтверждение доводы административного истца о содержании в ИВС МО МВД РФ «Парабельское» в ненадлежащих условиях, требование Бондарева Д.А. о взыскании компенсации за нарушений условий содержания в ИВС подлежат частичному удовлетворению.
При определении размера денежной компенсации за нарушение условий содержания в ИВС суд учитывает характер и степень тяжести причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства, период нахождения Бондарева Д.А. в ИВС МО МВД РФ «Парабельское», считает разумным и справедливым определить размер денежной компенсации за нарушение условий содержания в ИВС, подлежащей взысканию в пользу административного истца за период его содержания в ИВС МО МВД РФ «Парабельское» в сумме 5000 руб.
Как устанавливает п. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
На основании п.п. 63 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248, МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц (сотрудников полиции) вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Министерство внутренних дел России как главный распорядитель бюджетных средств.
Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание УМВД России по Томской области и реализацию возложенных на него задач, осуществляются получателем средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации МВД России.
При таких обстоятельствах Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим административным ответчиком, в связи с чем обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице МВД России.
Руководствуясь ст. 227.1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования Бондарева ДА к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Бондарева ДА компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Судья подпись Желтковская Я.В.
Верно
Судья: Желтковская Я.В.
Секретарь: Вавилина В.В.
Решение принято в окончательной форме 16.11.2021.