Решение
Именем Российской Федерации
08 ноября 2016 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Мирюк Н.В., представителя ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» КОВ (выступающей по доверенности), представителя третьего лица ООО «<данные изъяты>» ПВМ (выступающего по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах КНН, ААА, КМФ к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий ПАО «Красноярскэнергосбыт» по необеспечению подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения,
установил:
Прокурор Нижнеингашского района в интересах КНН, ААА, КМФ обратился в суд с иском к ответчику в котором просит суд признать незаконными действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по необеспечению подачи электроэнергии с начала отопительного сезона, то есть с 15 сентября 2016 года на объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>: котельная центральная по <адрес>, котельная № по <адрес>, котельная № по <адрес>, котельная № по <адрес>.
Свои исковые требования мотивировал тем, что в соответствии с договором аренды № от 16.06.2015 года, договором № от 17.06.2016 года, заключенными между администрацией <данные изъяты> сельсовета Нижнеингашского района и ООО «<данные изъяты>», последнему переданы в аренду котельные во временное владение и пользование для осуществления деятельности по теплоснабжению для потребителей <данные изъяты> сельсовета. Администрацией <данные изъяты> сельсовета утвержден график подготовки объектов к отопительному сезону. В настоящее время ООО «<данные изъяты>» работы по подготовке к отопительному сезону завершил. Однако, в связи с отсутствием электроснабжения на котельных, эксплуатируемых данной организацией, проведение гидравлических испытаний для установления дефектов в системе теплоснабжения, а также проведение пробных топок, а также начать отопительный сезон невозможно. В связи с образованием задолженности за потребленное электроснабжение арендатора объектов ЖКХ-ООО «<данные изъяты>», 15.05.2016 года по указанию руководства ПАО «Красноярскэнергосбыт» было произведено прекращение подачи электроэнергии на указанные объекты. Однако, к началу отопительного сезона 15.09.2016 года подача электроэнергии на указанные объекты ответчиком не возобновлена. Основанием для прекращения подачи электрической энергии послужило ненадлежащее исполнение договорных обязательств по оплате потребленной электрической энергии ООО «<данные изъяты>». Действия по ограничению подачи электрической энергии на социально значимые объекты ЖКХ являются незаконными и нарушают права граждан – жителей п. <данные изъяты>, не только как потребителей жилищно-коммунальных услуг, оказываемых ООО «<данные изъяты>», но и как граждан имеющих право на благоприятную среду обитания, на приобретение товаров и услуг надлежащего качества и безопасности.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Мирюк Н.В., заявленные исковые требования поддержала по основаниям в нем изложенным, просила суд их удовлетворить.
Истцы КНН, ААА, КМФ в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» КОВ (полномочия проверены) в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, о чем представила отзыв, согласно которому между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор энергоснабжения №. В связи с тем, что у ООО «<данные изъяты>» перед ПАО «Красноярскэнергосбыт» образовалась задолженность по оплате электроэнергии у ответчика имеются правовые основания по введению режима ограничения электрической энергии, так как обязательства по оплате электрической энергии потребителем исполняются ненадлежащим образом. Кроме того, в отношении объекта - котельная № по <адрес> отсутствует продленный договор энергоснабжения. Так же договоры аренды муниципального имущества, заключенные между ООО «<данные изъяты>» и Администрацией <данные изъяты> сельсовета Нижнеингашского района, заключены со ссылкой на часть 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок действия договоров составляет 11 месяцев (до 16.05.2016 года). При этом подача электрической энергии на объекты ООО «<данные изъяты>» не может быть осуществлена ранее технологического присоединения таких энергопринимающих устройств к сетям сетевой организации. Подача электрической энергии, на приведенные выше объекты ООО «<данные изъяты>», возможна только при наличии между сторонами заключенного договора энергоснабжения. В сложившейся ситуации, а также с учетом части 1 статьи 416 ГК РФ у ПАО «Красноярскэнергосбыт» отсутствуют правовые основания для исполнения договора энергоснабжения в части, приведенного объекта, заключенного с ООО «<данные изъяты>». В связи с чем, действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по ограничению вышеуказанного объекта соответствуют нормам действующего законодательства.
Представитель третьего лица – ООО «<данные изъяты>» - ПВМ (полномочия проверены) с заявленными исковыми требованиями прокурора Нижнеингашского района согласен, суду пояснил, что действительно задолженность по оплате за электроэнергию имелась на начало отопительного периода, электроэнергия на котельных поселка отсутствовала, в связи с чем отопление не поступило на объекты.
Представитель третьего лица – Администрация <данные изъяты> сельсовета в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, глава сельсовета БСН просил суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.
Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
На основании ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с ч.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч.ч. 2. 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В силу п. 1, 7 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон обязательства. Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. В соответствии с п. 48 Основных положений гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договор.
Согласно п. п. 18, 20 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с данными Правилами.
Согласно п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подп. "а", "б" и "д" п. 115 и п. "б" п. 117 данных Правил.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как было установлено в судебном заседании и следует из представленных суду материалов дела 22 сентября 2014 года между ПАО «Красноярскэнергосбыт» (ранее ОАО «Красноярскэнергосбыт») и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор энергоснабжения №. По условиям данного договора гарантирующий поставщик ПАО «Красноярскэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а абонент ООО «<данные изъяты>» обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
На основании договора аренды № от 16.06.2015 года, договора аренды № от 17.06.2016 года, акта приема передачи и договора аренды № от 17.06.2016 года, заключенным между администрацией <данные изъяты> сельсовета Нижнеингашского района и ООО «<данные изъяты>», последнему переданы в аренду котельные, расположенные в <адрес>: котельная центральная по <адрес>, котельная № по <адрес>, котельная № по <адрес>, котельная № по <адрес>, во временное владение и пользование для осуществления деятельности по теплоснабжению для потребителей <данные изъяты> сельсовета.
При обращении с иском прокурором было указано и не оспаривалось ответчиком, что обозначенные объекты эксплуатируются ООО «<данные изъяты>» для обеспечения централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и жилых домов.
Как было установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, в связи с образованием задолженности за потребленное электроснабжение арендатора объектов ЖКХ – ООО «<данные изъяты>» по указанию ПАО «Красноярскэнергосбыт» было произведено прекращение подачи электроэнергии на указанные объекты.
Согласно постановлению администрации поселка <данные изъяты> Нижнеингашского района Красноярского края № от 22.08.2016 года, началом отопительного сезона указана дата - 15.09.2016 года.
Однако, к началу отопительного сезона 15.09.2016 года подача электроэнергии на указанные объекты ответчиком не возобновлена. Основанием для прекращения подачи электрической энергии послужило ненадлежащее исполнение договорных обязательств по оплате потребленной электрической энергии ООО «<данные изъяты>».
Задолженности по оплате коммунальных услуг за истцами – абонентами потребляющих электроэнергию, перед ООО «<данные изъяты>» не имеется.
При этом, на момент подачи искового заявления в суд 19.09.2016 года и на момент вынесения определения об обеспечении иска 19.09.2016 года, электроснабжение на объектах ЖКХ отсутствует.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона и представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований к ответчику ПАО «Красноярскэнергосбыт», поскольку именно незаконными действиями ПАО «Красноярскэнергосбыт» были нарушены права и интересы граждан, являющихся конечными потребителями коммунальной услуги, проживающими на территории п. <данные изъяты>.
Энергосбнажающая организация не вправе произвольно отказываться от обязательств, которые возникли у нее перед потребителями электроэнергии - жителями п. <данные изъяты>, надлежащим образом исполняющими свои обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и не имеющими задолженности за потребленную электроэнергию. Односторонний отказ ПАО «Красноярскэнергосбыт» от исполнения договора, который повлек полное ограничение режима потребления электрической энергии, не отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку это повлекло ограничения права других добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ.
При этом, наличие у ООО «<данные изъяты>» задолженности по оплате приобретенной электрической энергии не может служить законным основанием для нарушения прав граждан. Взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права конечных абонентов.
Кроме того, судом не могут быть приняты как состоятельные доводы ответчика о том, что в отношении объекта – котельная №, расположенного по <адрес> в <адрес> отсутствует продленный договор энергоснабжения, поскольку опровергается представленными материалами дела.
ПАО «Красноярскэнергосбыт» имело возможность защитить свои права иным способом, без прекращения поставки электроэнергии.
Помимо этого, ООО «<данные изъяты>» не имеет другой возможности по предоставлению гражданам коммунальных услуг, иных альтернативных источников электрической энергии, за счет которых могла бы быть возобновлена работа отключенных ответчиком от электропитания котельных, не имеется.
К тому же ответчик ПАО «Красноярскэнергосбыт» не урегулировав отношения между ним как гарантирующим поставщиком и иным абонентом, приобретающего электроэнергию, оставили граждан - потребителей электрической энергии без тепла, являющихся добросовестными плательщиками, и не имеющих других источников электроэнергии, тем самым, нарушив их законные права и интересы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой Истец был освобожден, взыскивается с Ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований - в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требовании прокурора Нижнеингашского района удовлетворить.
Признать действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по необеспечению подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>: котельная центральная по <адрес>, котельная № по <адрес>, котельная № по <адрес>, котельная № по <адрес>, незаконными.
Взыскать с ПАО «Красноярскэнергосбыт» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2016 года.
Председательствующий: