Дело № 2-207
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированная часть)
01 марта 2016 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шороховой Н.В.
при секретаре Матвеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Райчихинского городского суда Амурской области гражданское дело по иску
К.О.В. к Государственному казенному учреждению <адрес> – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс о признании незаконным бездействия в части несвоевременной выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и взыскании суммы, затраченной на уплату государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л:
К.О.В. обратилась в Райчихинский городской суд <адрес> с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс о признании незаконным бездействия в части несвоевременной выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и взыскании суммы, затраченной на уплату государственной пошлины,указав в его обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Банком ВТБ 24 (ЗАО) был заключен кредитный договор № на приобретение объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес>. В период заключения договора ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В связи со сменой фамилии ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан новый паспорт на К.О.В..
На основании Постановления Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков», она обратилась в Государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс с заявлением и необходимым пакетом документов для получения социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ № Управлением было принято решение о предоставлении ей социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 9 вышеуказанного Положения, выплаты гражданам компенсаций производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации.
Выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ компенсированы Управлением в полном объеме.
С ДД.ММ.ГГГГ компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением начислена, но не выплачена. В связи с неисполнением полномочий образовалась задолженность по вышеуказанным выплатам, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № составляет <сумма>.
Кроме того, считает, что для рассмотрения ее иска необходимо привлечь в качестве Министерства финансов <адрес>.
Ссылаясь на п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, подп. 12.1. п. 1 ст. 158 БК РФ, п. 3.1.35 Положения о Министерстве финансов Амурской области», утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 года № 461, ст. 1071 ГК РФ, п. 70 Перечня государственных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ, имущество которых включено в реестр собственности Амурской области», утвержденный Постановлением Законодательного Собрания Амурской области от 25.06.2009 года № 19/351, п. 1, 3 ст. 399 ГК РФ, ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 6 ГК РФ, ст. 7 АПК РФ, указывает о том, что собственником ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс Амурской области является Амурская область. Министерство финансов Амурской области выступает в суде соответственно от имени Амурской области и несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения. Одновременное привлечение основного и субсидиарного ответчиков допускает и практика судебных споров.
На основании ч. 1 ст. 40 ГПК РФ, ст. 131, 132 ГПК РФ, просит суд признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в части несвоевременной выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между С.(К).О.В. и Банком ВТБ 24 (ЗАО). Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № в ее, К.О.В., пользу за период с <адрес> в <сумма>. Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс сумму, затраченную на уплату государственной пошлины в размере <сумма>. При недостаточности денежных средств у Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс взыскать образовавшуюся задолженность с казны Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области.
Истец К.О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения делаизвещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания либо рассмотрении дела в свое отсутствие не заявляла, явку в суд своего представителя не обеспечила.
Представитель истца К.О.В. на основании доверенности К.Г.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания либо рассмотрении дела в свое отсутствие не заявляла.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Райчихинск и пгт.Прогресс в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного разбирательства по уважительной причине, в письменном отзыве на исковое заявление указала о том, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство и приобретение жилья, компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26. Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617, затем – в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной Государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446. Финансовое обеспечение реализации государственным программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Ссылаясь на ст.ст. 179, 69, 74.1, 6, 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указала о том, что в рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения, к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению». Согласно законам Амурской области от 17 декабря 2012 года № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16 декабря 2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», от 10.12.2014 года № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные Постановлением Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, составил <сумма>. В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложению № 8 к Закону Амурской области от 10.12.2014 года № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» ДД.ММ.ГГГГ расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили <сумма>. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере <сумма> были выделены в полном объеме Министерством социальной защиты населения Амурской области Государственным казенным учреждением Амурской области – Управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Выплата компенсации осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий исполнены в ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. Предоставление компенсации гражданам производится в очередности подачи заявления в ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения при условии соблюдения требований Положения. В случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ Амурской области УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. В ДД.ММ.ГГГГ на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам по заявлениям граждан предусмотрено <сумма> и будут распределены между гражданами – получателями указанной меры социальной поддержки (л.д. 31-32).
Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания по уважительной причине либо рассмотрении дела в свое отсутствие, письменного отзыва на исковое заявление не представил.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного заседания по уважительной причине, письменного отзыва на исковое заявление не представил.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного заседания по уважительной причине, письменного отзыва на исковое заявление не представил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке участников процесса.
Изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из материалов дела,ДД.ММ.ГГГГ между Банком ВТБ 24 (Закрытое акционерное общество) и С.(К).О.В. заключен кредитный договор №, по условиям которого Кредитор предоставляет Заемщику кредит в размере <сумма> сроком на <...> месяцев, считая с даты фактического предоставления кредита, на условиях, установленных настоящим Договором. Кредит предоставлен для приобретения и капитального ремонта или иного неотделимого улучшения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Обеспечение исполнения обязательства Заемщика по настоящему Договору является ипотека в силу закона квартиры. За пользование кредитом Заемщик уплачивает Кредитору проценты из расчета <...> процентов годовых, переменной годовой процентной ставки. Цена квартиры <сумма> (л.д. 8-14).
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истец К.О.В. обратилась в Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору, в связи с действием на территории Амурской области Подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области 2012-2013 года» Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области № 617 от 23 ноября 2011 года.
Решением Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс, принятым по результатам рассмотрения представленных К.О.В. документов и сведений, содержащихся в них, расходы по уплате процентов (их части) по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № приняты к компенсации, о чем истцу было сообщено в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ С.(К).О.В. переменила фамилию с С.О.В. на К.О.В., что подтверждается свидетельством о перемене имени №, выданному Отделом ЗАГС по городу Райчихинск управления ЗАГС Амурской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № начислялась истцу Государственным казенным учреждением Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс с ДД.ММ.ГГГГ и была выплачена в <сумма>, всего начислена в <сумма>.
Социальная выплата в виде компенсации части расходов по уплате процентов по вышеуказанному кредитному договору начислена, но не выплачена в <сумма> за период с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по месяцам: доплата за период с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением процентной ставки по кредиту – <сумма>, за ДД.ММ.ГГГГ – <сумма> по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – <сумма> по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16-17), справкой о сумме выплаченной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 18), а также аналогичными справками от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 44-45), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 46).
По сведениям Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс,в ДД.ММ.ГГГГ Министерство довело до ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Райчихинску и пгт. Прогресс средства на предоставление социальной выплаты в <сумма>, которые планируется в установленном порядке распределить между гражданами-получателями указанной меры социальной поддержки. Потребность Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс в ДД.ММ.ГГГГ в денежных средствах на указанные выплаты для <сумма> граждан-получателей указанной меры социальной поддержки составляет <сумма> (л.д. 47).
Таким образом, факт невыплаты ответчиком Государственным казенным учреждением Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс К.О.В. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ в <сумма> нашел подтверждение в судебном заседании исследованными доказательствами.
Разрешая заявленные К.О.В. исковые требования по существу, суд принимает во внимание действующее законодательство и исследованные в судебном заседании доказательства.
Как следует из материалов дела, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору возникли в рамках Подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года» Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617.
Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 Постановление Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 признано утратившим законную силу с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 утверждена Государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой разработана Подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа вступила в законную силу и действует с 1 января 2014 года.
В число программных мероприятий, наряду с другими, включено мероприятие по оказанию государственной поддержки гражданам путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
В ходе судебного разбирательства установлено и это не оспаривается участниками процесса, нашло подтверждение материалами дела, что истец Ковшик О.В.соответствует условиям указанной Государственной программы, введенной в действие с 01 января 2014 года, а поэтому вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями Подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы».
Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий вышеперечисленных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом К.О.В. в установленные сроки подтверждала свое волеизъявление и право участвовать в подпрограммах, предоставляя все необходимые для этого документы.
Невыплата денежных средств, предусмотренных программными мероприятиями из бюджета Амурской области, за период до ДД.ММ.ГГГГ обусловлена недостаточным финансированием, с ДД.ММ.ГГГГ его полным отсутствием.
В соответствии с приложением №8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составляло <сумма>.
По информации, представленной Министерством социальной защиты населения Амурской области, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 (с изм. и доп.) было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения, данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов, по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 данного Положения, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые <сумма> пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №3, 4 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Райчихинск и пгт. Прогресс, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) Управления социальной защиты.
Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о взыскании с Управления (как уполномоченного органа) задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7: статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений, исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституций Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания Подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в Подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал о том, что в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону идействиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления от 16 декабря 1997 года №20-П, от 24 мая 2001 года №8-П, от 19 июня 2002 года №11-ГК, от 23 апреля 2004 года №9-11,определение от 4 декабря 2003 года №415-0 и др.)
Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким-либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, толкование понятия «имущество» которого (содержащегося в статьей 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.
Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).
При применении данного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год), Европейский Суд по правам человека указал о том, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.
Позицию недопустимости для органов власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как на причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека (решение по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права, и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1998 года №54-Ф3 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.
Принимая во внимание приведенные принципы и практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец К.О.В.в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, указанное обстоятельство не оспаривалось участвующими в деле лицами. Суд находит, что отсутствие достаточного финансирования, не может препятствовать реализации предоставленного истцу права, иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс обязанность по осуществлению выплаты К.О.В. за счет средств областного бюджета компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ в <сумма>.
Вместе с тем, по мнению суда, требования истца в части признания незаконным бездействия Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между К.О.В. и Банком ВТБ 24 (ЗАО) за период с ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании из материалов дела установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Министерство довело до учреждения средства на предоставление социальной выплаты в <сумма>, выплачено – <сумма>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ долг перед гражданами составил <сумма>, в ДД.ММ.ГГГГ доведено средств на <сумма>, в ДД.ММ.ГГГГ – <сумма>, в ДД.ММ.ГГГГ – <сумма>, денежные средства в указанном объеме выплачены, в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ выплаты производились по заявлениям, поданным гражданами до ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ задолженность перед получателями социальных выплат составила <сумма>, причем задолженность по указанному виду выплат возникла не в результате бездействия сотрудников Управления, а в связи с отсутствием необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, производились своевременно, заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в Министерство своевременно, однако финансирование не осуществлялось, в связи с чем граждане социальных выплат не получают. Указанные обстоятельства подтверждаются справками Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 44-45), заявкой Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс на финансирование расходов на выплату ежемесячных (социальных) пособий и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ в объеме <сумма> на <...> человек (л.д. 47).
Разрешая требование К.О.В. о взыскании с ответчика суммы, затраченной на уплату государственной пошлины, суд пришел к выводу о необходимости его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд истцом К.О.В.была уплачена государственная пошлина в размере <сумма>, что подтверждается чеком-ордером Сбербанка России, Благовещенское отделение № 8636 Филиал № 114 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные К.О.В. исковые требования к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс о признании незаконным бездействия в части несвоевременной выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и взыскании суммы, затраченной на уплату государственной пошлинычастично,возложив на Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс обязанность по осуществлению выплаты К.О.В. за счет средств областного бюджета компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ в <сумма>, взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс в пользу К.О.В. расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд <сумма>.
В остальной части заявленных требований К.О.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
удовлетворить исковые К.О.В. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс о признании незаконным бездействия в части несвоевременной выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и взыскании суммы, затраченной на уплату государственной пошлины частично.
Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс обязанность по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ в <сумма> в пользу К.О.В. за счет средств областного бюджета.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс в пользу К.О.В. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче иска в суд, в размере <сумма>.
Отказать К.О.В. в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Н.В. Шорохова