Дело № 2-84/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2018 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сердитого Э.А.,
при секретаре Ермолаевой Е.С.,
с участием представителя истца - Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ») - Калимуллиной А.М., представителя ответчика - адвоката Шарафеева М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» к бывшему военнослужащему войсковой части <номер> Аксенову В.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
установил:
ФКУ «ЕРЦ», через своего представителя - Стручкову Е.А., обратилось в военный суд с иском, в котором просило взыскать в свою пользу с Аксенова излишне выплаченные ответчику денежные средства в размере 4230 рублей 90 копеек.
В судебном заседании представитель истца - Калимуллина исковые требования поддержала и пояснила, что приказом командира войсковой части <номер> от 30 декабря 2015 года № 504 Аксенов, уволенный с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, исключён из списков личного состава воинской части с 29 декабря 2015 года. В связи с несвоевременным введением кадровым органом в специализированное программное обеспечение (далее - СПО) «Алушта» соответствующих сведений в отношении ответчика, Аксенову за период с 30 по 31 декабря 2015 года выплачено денежное довольствие (оклад денежного содержания, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, районный коэффициент) за вычетом НДФЛ, на общую сумму 4230 рублей 90 копеек.
Полагая, что выплата Аксенову указанных денежных средств произведена незаконно, ссылаясь на положения Порядка обеспечения денежным довольствием и гл. 60 ГК Российской Федерации, представитель Калимуллина просила иск удовлетворить и взыскать с Аксенова в пользу ФКУ «ЕРЦ» денежные средства в размере 4230 рублей 90 копеек.
Судебные извещения, направленные по месту регистрации Аксенова, подтверждённому сообщением отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Набережные Челны, ответчику вручены не были в связи с истечением срока хранения.
Адвокат Шарафеев, назначенный судом в соответствии со ст. 50 ГПК Российской Федерации в качестве представителя ответчика Аксенова, в судебном заседании иск не признал и просил суд в его удовлетворении отказать, поскольку в действиях Аксенова отсутствует недобросовестность.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы искового заявления и исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования ФКУ «ЕРЦ» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Подпунктом «в» п. 2 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Согласно ст. 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные гл. 60 ГК Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно п. 3 ст. 1109 того же Кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
В судебном заседании установлено, что Аксенов с 17 октября 2015 года проходил военную службу по контракту в должности <данные изъяты> войсковой части <номер>, при этом ответчику были установлены следующие выплаты: - оклад по воинской должности (1 тарифный разряд); - оклад по воинскому званию «рядовой»; - премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 25 % оклада денежного содержания; - районный коэффициент 1,15 к денежному довольствию.
Судом также установлено, что Аксенов, сдавший 28 декабря 2015 года дела и должность, с 29 декабря 2015 года исключён из списков личного состава воинской части ввиду увольнения его с военной службы по подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с невыполнением условий контракта).
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании выписками из приказов командира войсковой части <номер> от 19 октября 2015 года № 400 и от 30 декабря 2015 года № 504.
Кроме этого, исследованным судом расчётным листом на имя Аксенова за декабрь 2015 года, а также реестрами на зачисление денежных средств подтверждается, что за период с 1 по 31 декабря 2015 года ФКУ «ЕРЦ» перечислило Аксенову денежное довольствие, с учётом вычета НДФЛ, в сумме 31840 рублей (оклад денежного содержания, материальная помощь, районный коэффициент, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей).
Статьёй 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Пунктами 2, 4 и 185 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счёт в банке на условиях, определённых в Министерстве обороны Российской Федерации. Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы по день их исключения из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. 13 и 20 Порядка оклады по воинским званиям и по воинским должностям выплачиваются военнослужащим за весь период военной службы по день исключения их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Согласно п. 77, 78 и 82 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере до 3 окладов месячного денежного содержания военнослужащего в год. Премия выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц. Премия не выплачивается военнослужащим, увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1-5, 7-11 ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», то есть, среди прочего, при увольнении с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Выплата денежного довольствия с учётом районного коэффициента, в соответствии с п. 98 Порядка, производится со дня прибытия военнослужащего в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днём убытия из этого района (местности).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счётных ошибок.
Содержание вышеуказанных норм в совокупности позволяет суду прийти к выводу о том, что военнослужащий подлежит обеспечению денежным довольствием только за период прохождения им военной службы, оканчивающийся днём исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Таким образом, поскольку с 29 декабря 2015 года Аксенов исключён из списков личного состава войсковой части <номер> ввиду увольнения с военной службы по подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», суд полагает установленным, что с 30 декабря 2015 года ответчик утратил статус военнослужащего, при этом в результате несвоевременного внесения в СПО «Алушта» соответствующих сведений ФКУ «ЕРЦ» произвело Аксенову выплату денежного довольствия за декабрь 2015 года, права на получение которого, в размере 4230 рублей 90 копеек, ответчик не имел, что подтверждается представленным истцом расчётом, проверенным судом.
Разрешая исковые требования, суд также учитывает, что под счётными ошибками следует понимать не только ошибки, допущенные при совершении арифметических действий, но и внесение недостоверной, неполной или несвоевременной информации в СПО «Алушта», повлёкшее излишнее перечисление военнослужащему денежных средств в качестве денежного довольствия.
Кроме этого суд полагает установленным, что, вопреки позиции представителя административного ответчика, положения п. 3 ст. 1109 ГК Российской Федерации к возникшим между ФКУ «ЕРЦ» и Аксеновым правоотношениям неприменимы, так как перечисленные ответчику за период с 30 по 31 декабря 2015 года денежные средства не являются денежным довольствием военнослужащего, поскольку начислены и перечислены за период после исключения из списков личного состава воинской части, а основания для невыплаты Аксенову премии за декабрь 2015 года прямо предусмотрены законом, в связи с чем право на указанные выплаты ответчик не имел.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что приобретённые Аксеновым в виде оклада денежного содержания и районного коэффициента за период с 30 по 31 декабря 2015 года и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за декабрь 2015 года денежные средства в сумме 4230 рублей 90 копеек, являются неосновательным обогащением, полученным ответчиком в связи с прохождением военной службы вследствие счётной ошибки.
На основании изложенного суд полагает, что иск ФКУ «ЕРЦ» к Аксенову подлежит удовлетворению и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФКУ «ЕРЦ» денежные средства в размере 4230 рублей 90 копеек.
Поскольку требования истца, освобождённого в силу закона от уплаты государственной пошлины, удовлетворены, руководствуясь положениями ст. 103 ГПК Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 333.18 и п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым взыскать с Аксенова в доход бюджета Вахитовского муниципального района города Казани (по месту расположения Казанского гарнизонного военного суда) государственную пошлину в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, военный суд
решил:
Исковое заявление Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» к бывшему военнослужащему войсковой части <номер> Аксенову В.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с Аксенова В.А. в пользу Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» денежные средства в размере 4230 рублей 90 копеек.
Взыскать с Аксенова В.А. в доход бюджета Вахитовского муниципального района города Казани судебные расходы по делу в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 22 августа 2018 года.
Судья Э.А. Сердитый