Решение по делу № 2-211/2015 ~ М-93/2015 от 18.02.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дудинка                                    17 марта 2015 года

Дудинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи А.В. Кобец, при секретаре Е.В. Скачковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-211/2015, по иску Припа <данные изъяты> к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании незаконным решения о снятии ее с учета на получение социальной выплаты, признании права на получение указанной выплаты, наложении обязанности восстановить в списке в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в ДД.ММ.ГГГГ, обязать выдать жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Припа В.В. обратилась в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Как следует из уведомления Отдела по миграционной и жилищной политики Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ., истца сняли с учета на получение социальной выплаты в рамках государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. №514-П. По мнению Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района причиной для снятия истца с учета на получение социальной выплаты явилось намеренное ухудшение ею жилищных условий, а именно то, что ДД.ММ.ГГГГ. ею прекращено право на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. В уведомлении указывается, что истец имеет право встать на получение социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня прекращения права на жилое помещение в <адрес> (после ДД.ММ.ГГГГ.). Истец с решением не согласна, так как из подпункта «д» пункта 21 Положения о регистрации, следует, что основанием снятия с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья является факт приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам). То есть, данная норма не содержит события, описанного в Уведомлении, ответе Администрации за исх. от ДД.ММ.ГГГГ. и протоколе от ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, не применима к ней. Статья 53 ЖК РФ, согласно которой, по мнению Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, истец утратила право на получение социальной выплаты до ДД.ММ.ГГГГ., структурно принадлежит главе 7 данного Кодекса, которая определяет основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. То есть, статья 53 ЖК РФ не регулирует правоотношения в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон №125-ФЗ) и Программы. На основании изложенного истец просит признать решение Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о снятии ее с учета на получение социальной выплаты, нарушающим ее права, признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законон №125-ФЗ и принятой на основании него Программой, обязать Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района восстановить истца в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Программой, обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края предоставить ей жилищный сертификат в соответствии с Программой.

Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района иск не признала, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 постановления Правительства РФ №879. К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ, а также изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны предоставлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать предоставления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. Как следует из материалов дела, Припа В.В. обратилась с заявлением в Администрацию муниципального района о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ и решением Комиссии Администрации муниципального района по распределению жилья и социальных выплат (далее - Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ. внесена в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом. В ДД.ММ.ГГГГ Припа В.В. представила заявление и пакет документов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. о получении социальной выплаты на приобретение жилья на территории РФ в рамках Закона Красноярского края от 21.12.2010г. № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» в ДД.ММ.ГГГГ Припа В.В. подтверждает, что она жилья на праве собственности за пределами Таймырского муниципального района не имеет, ранее имела до постановки на учет (конкретная дата отчуждения жилого помещения не оговаривается). При формировании учетного дела и проверке представленных документов установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Припа В.В. произведено отчуждение имевшегося в собственности жилого помещения в Томской области. Таким образом, ответчик считает, что Припа В.В. совершила намеренные действия по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, направленные на ухудшение своих жилищных условий с целью получения жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. Статьей 53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Статья 53 ЖК РФ регулирует правоотношения, сходные с рассматриваемыми правоотношениями по предоставлению социальной поддержки в рамках закона. Возможность применения законодательства по аналогии предусмотрена статьей 7 ЖК РФ и статьей 6 ГК РФ. Учитывая характер и назначение социальных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, поскольку действующим законодательством напрямую не определено применение норм ЖК РФ к данным правоотношениям, то в данном случае считает применимым по аналогии права положения статей 53 ЖК РФ. Отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Припа В.В. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На основании указанного решения комиссии Администрацией издано оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, считает, что решение об исключении Припа В.В. из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является законным и обоснованным. Оснований для нахождении ее на учете для получения социальной выплаты в настоящее время до истечения установленного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока с момента совершения действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, не имеется, просит в иске отказать.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края иск не признало по аналогичным основаниям, также указало, что в п.1 ст.3 Закона края установлено специальное правило об очередности предоставления социальных выплат, которое зависит от объемов бюджетных средств, даты постановки граждан на учет, в связи с чем требования выдать жилищный сертификат также необоснованно.

В судебном заседании истец поддержала иск, указала, что квартиру в г.Томске изначально приобрела для сына, который в тот период учился в г.Томске, и впоследствии, в ДД.ММ.ГГГГ, ему подарила, наличие этой квартиры от Администрации не скрывала. Полагает, что никаких законов не нарушила, так как на момент постановки на учет жилья в собственности не имела.

Представители Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Труфанова Ю.Н., Волощук Л.А. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ) иск не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом №125-ФЗ установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

Категории граждан, на которых распространяется действие Федерального закона №125-ФЗ, приведены в статье 1 и к таким относятся:

граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Припа В.В. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, решением Комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района по распределению жилья и социальных выплат внесена в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ Припа В.В. прекратила право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, находившуюся в ее собственности с ДД.ММ.ГГГГ. Об этом Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района достоверно стало известно из сведений, представленных ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Красноярскому краю .

Решением Комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , Припа В.В. снята с учета на получение социальной выплаты, на основании п.21 «д» постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года №879 (ранее имелось жилье в других регионах России).

Письмом Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Припа В.В. сообщается, что встать на учет на получение социальной выплаты она сможет не ранее, чем через 5 лет со дня прекращения права на жилое помещение в г. Томске (после ДД.ММ.ГГГГ.).

Принятые Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района решения являются законными, поскольку материалами дела доподлинно установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Припа В.В. являлась собственником жилого помещения в другом регионе (г. Томск), в то время как в Федеральном законе №125-ФЗ, постановлении Правительства РФ №879 однозначно и недвусмысленно указано, что участвовать в программе могут лишь граждане, не имеющие жилья. Факт приобретения жилья означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации. Отчуждение имевшегося в собственности истца жилого помещения незадолго до ее постановки на учет, повлекшее намеренное ухудшение жилищных условий Припа В.В., на выводы суда не влияет. Иное толкование закона влечет искажение самой сути предоставляемой льготы для лиц, которые материально не способны приобрести жилое помещение для проживания за пределами районов Крайнего Севера, характера и назначения рассматриваемых выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства. В пункте 21 постановления Правительства РФ №879 прямо указано на необходимость снятия с учета граждан, приобретших (построивших) за счет собственных средств жилье в других регионах России.

Поскольку Федеральный закон №125-ФЗ, постановление Правительства РФ №879 не указывают период, после которого лицо вновь обретает право на постановку на учет (в п.22 имеется указание на общий порядок), Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района верно применила аналогию закона со ст.53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При таких обстоятельствах заявленные требования о признании решения Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о снятии Припа В.В. с учета на получение социальной выплаты, нарушающим ее права, признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ, о наложении на Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязанности восстановить истца в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Программой, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края предоставить ей жилищный сертификат, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Припа <данные изъяты> к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании незаконным решения о снятии ее с учета на получение социальной выплаты, признании права на получение указанной выплаты, наложении обязанности восстановить в списке в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в ДД.ММ.ГГГГ, обязать выдать жилищный сертификат, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья                 А.В. Кобец

В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2015 года.

2-211/2015 ~ М-93/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Припа Вера Васильевна
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры
Администрация ТДНр
Суд
Дудинский районный суд Красноярского края
Судья
Кобец Алексей Валериевич
Дело на странице суда
dudinsky--dud.sudrf.ru
18.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2015Передача материалов судье
19.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2015Судебное заседание
19.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2015Дело оформлено
25.06.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее