Гр. дело № 2-852/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2014 года.
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего федерального судьи Кукушкиной О.Л.
При секретаре Фарфоровой Н.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Всемирнова А. Б. о признании действий Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконными, понуждении зарегистрировать право собственности на объект
Установил:Всемирнов А.Б. обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области (далее Управление Росреестра по КО) с требованием признать действия, об отказе в прекращении права на индивидуальный жилой дом и регистрации права собственности на четыре квартиры в жилом доме, расположенном по адресу: .... указывая на то, что в dd/mm/yy году заявителем были произведены работы, приведшие к обособлению в пределах указанного дома четырех квартир. dd/mm/yy он обратился в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о прекращении права собственности на указанный дом и регистрации права собственности на четыре квартиры, в чем ему было отказано dd/mm/yy Сообщением №. Данный отказ заявитель считает незаконным по тем основаниям, что он является собственником, как указанного дома, так и земельного участка, на котором он расположен. Вследствие чего вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом на основании ст. 209 ГК РФ. Отказывая в государственной регистрации права собственности на квартиры, Управление Росреестра фактически ссылается на то, что работы, которые проведены в доме, являются незаконными.
В судебном заседании Всемирнов А.Б. и его представитель Всемирнов Ю.А. заявление поддержали. Дополнительно пояснили, что первоначально дом был куплен без планировки и отделочных работ внутри дома. При этом заявителем были произведены работы по перепланировке дома и выделением четырех квартир. Ранее Всемирнов А.Б. аналогичным способом зарегистрировал право собственности на квартиры в ...
Представитель Управления Росреестра по КО Макарова В.А. заявление считает необоснованным, действия должностных лиц Управления законными. Поддержала в суде письменный отзыв по делу, согласно которому Всемирновым А.Б. на государственную регистрацию были представлены документы, в соответствии с которыми провести государственную регистрацию права собственности на квартиры в доме не представилось возможным ввиду отсутствия разрешительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие данного решения, действия, (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Положениями главы 25 Гражданского кодекса РФ устанавливается порядок оспаривания решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Незаконными действиями (бездействиями) должностных лиц государственных органов являются те, которые привели к нарушению прав и свобод гражданина; создали препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Срок обращения с заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод.
Законность действий сотрудников Управления Росреестра по Костромской области подлежит проверке на соответствие их Федеральному закону №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с требованиями Федерального Закона о регистрации к компетенции федеральных органов в области государственной регистрации при проведении ими государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п.3 ст. 9); при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки ( п. 1 ст. 13); органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (п.1 ст. 17).
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию
Согласно ст. 13, п. 1 ст. 17 Закона о регистрации регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, в результате которой проверяет юридическую силу правоустанавливающих и других документов.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права ( п.1 ст. 2 Закона).
Судом установлено, dd/mm/yy в Управление Росреестра по КО обратился Всемирнов А.Б. с заявлениями: о регистрации прекращения права собственности ( без перехода права) на жилой дом, расположенный по адресу: ..., о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости ( квартиры №), расположенные по тому же адресу.
dd/mm/yy государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом и регистрации права собственности на квартиры.
Сообщениями № от dd/mm/yy в государственной регистрации было отказано ввиду не устранения причин, препятствующих ее проведению.
Решение об отказе в государственной регистрации принято по основанию, предусмотренному абз.13 п.1 ст. 20 Закона о регистрации, а именно: ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Как видно из материалов дела, Всемирнов А.Б. имеет на праве собственности жилой дом, три этажа общей площадью ... кв.м. Как он пояснил в суде, при покупке дома, он имел только стены, после покупки дома, внутри его, Всемирновым А.Б. была произведена планировка дома, в результате которой в настоящее время в нем имеется четыре квартиры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статьей 17 Закона о государственной регистрации установлено, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (часть 10).
Строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статья 25 Закона о регистрации устанавливает общий порядок регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества.
В силу п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где ведется строительство.
В силу ст. ст. 14, 26 Жилищного кодекса РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений входит в компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений на основании представленного проекта для внесения изменений в кадастровый паспорт здания.
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положение ст. 222 ГК РФ распространяются также на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В соответствии со ст. 18 Жилищного кодекса РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.
Согласно ст.ст.2 и 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и является единственным доказательством существования зарегистрированного права, Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Таким образом, названным законом введен принцип пообъектной государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу ст.ст.15 и 16 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных, для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме," обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Из анализа всех выше приведенных норм гражданского и жилищного законодательства следует, что в отличие от индивидуального дома многоквартирным домом признается не просто индивидуально-определенное здание, имеющее в своем составе жилые помещения, отвечающие признакам квартир, исходя из их структурной обособленности, а имущественный комплекс, состоящий из двух и более квартир, каждая из которых является самостоятельным объектом гражданских прав, а юридическим фактом, лежащим в основе возникновения права собственности на общее имущество в таком доме будет являться приобретение в собственность именно квартиры.
В данном же случае объектом права, на который зарегистрированы права заявителя по делу, является жилой дом, а не жилые помещения (квартиры) в нем.
Таким образом, судом не установлено действий должностных лиц Управления Росреестра по КО, не соответствующих нормам специального закона «О государственной регистрации…», которым данные действия регламентируются. Государственная регистрация проведена в рамках полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Государственная регистрация в соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации…» - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Кроме признания незаконными действий ответчика, необходимо установить также, что этими действиями (бездействиями) нарушаются права и охраняемые законом интересы Всемирнова А.Б., тогда как такие обстоятельства по настоящему делу также отсутствуют.
При этом заявитель в настоящем судебном заседании не представил убедительных доказательств того, что данными действиями нарушены его права, поскольку при надлежащем оформлении документов право на повторное обращение за регистрацией у заявителя не утрачено.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что нарушения при подаче документов на государственную регистрацию были существенные, вследствие чего у регистрирующего органа имелись законные основания для отказа Всемирнову А.Б. вгосударственной регистрации прекращения права собственности на дом и регистрации права собственности на квартиры в доме, расположенном по адресу: ....
При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что оспариваемое Сообщение Управления Росрегистрации по Костромской области об отказе от dd/mm/yy № об отказе в совершении регистрационных действий, принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и его должностных лиц, и права заявителя не были нарушены.
Доводы заявителя о том, что ранее он уже проводил регистрацию таким образом по другому адресу в д. Борщино, не являются юридически значимыми обстоятельствами и не относятся к существу настоящего дела.
Руководствуясь ст. 254 ГПК РФ суд
Р е ш и л:
В удовлетворении заявления Всемирнова А. Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о признании Сообщения об отказе в государственной регистрации № от dd/mm/yy прекращения права собственности на индивидуальный жилой дом и регистрации квартир по адресу: ..., отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский суд города Костромы в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судья_____________________ Кукушкина О.Л.