Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1268/2014 ~ М-1185/2014 от 11.09.2014

Дело № 2-1269/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга Удмуртской Республики 08 декабря 2014 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,

при секретаре Кузнецовой Л.А.,

с участием:

помощника Можгинского межрайонного прокурора УР Акборисова К.В.,

представителей ответчика- администрации муниципального образования «Можгинский район» Щеклеиной Н.В., действующей на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг, Набиевой Н.Н., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Можгинский район» о признании незаконным бездействия по оформлению прав на недвижимый объект и понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

Можгинский межрайонный прокурор УР, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным бездействия администрации МО «Можгинский район» по оформлению прав на недвижимые объекты: ВЛ-10кВ №*** от опоры №*** ПС <***> до трансформаторной подстанции №*** протяженностью 240 метров; трансформаторную подстанцию №***, расположенную по адресу: <***>; на трансформаторную подстанцию №***, расположенную по адресу: <***>, и понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой УР проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на безопасную эксплуатацию электрических сетей района. В ходе проверки установлено, что недвижимые объекты: ВЛ-10кВ №*** от опоры №*** ПС <***> до ТП (трансформаторная подстанция) №*** протяженностью 240 метров; трансформаторная подстанция №***, расположенная по адресу: <***>, трансформаторная подстанция №***, расположенная по адресу: <***>, в настоящее время не имеют собственника, ни у кого на балансе не числятся и являются бесхозяйными. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Администрацией МО «Можгинский район» действия по постановке на учет указанных объектов не приняты. Бесхозяйные электрические сети являются потенциально опасными, контроль за их техническим состоянием надлежащим образом не осуществляется. Функционирование бесхозяйных электрических сетей противоречит принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, ставит под угрозу нормальное обеспечение населения электрической энергией и деятельность объектов жизнеобеспечения, обуславливает возможность наступления чрезвычайных ситуаций вследствие отсутствия надлежащего контроля за техническим состоянием электрических сетей. Таким образом, бездействие администрации МО «Можгинский район» по определению собственника вышеуказанной электрической сети, эксплуатирующей её организации, постановке указанной электрической сети на учет нарушает права и законные интересы граждан.

В ходе судебного разбирательства в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрации муниципальных образований «Маловаложикьинское» и «Нынекское», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Удмуртэнерго».

В дальнейшем исковые требования были уточнены, истец просил признать незаконным бездействие администрации МО «<***>» по оформлению прав на объекты электросетевого хозяйства - отпайка ВЛ-10 кВ ф. 7 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ ТР-10 кВ КТП №*** а также отпайку ВЛ-10 кВ ф. 12 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 Кв, ТР-10 кВ, КТП №*** и обязать ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества.

В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора Акборисов К.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит иск удовлетворить.

Представители ответчика Щеклеина Н.В., Набиева Н.Н. исковые требования не признали, просят в их удовлетворении отказать.

В обоснование возражений представитель ответчика Щеклеина Н.В. суду пояснила, что администрация МО «Можгинский район» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на основании п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которых находятся бесхозяйные недвижимые объекты. В данном случае бесхозяйные объекты расположены на территории муниципальных образований «Маловаложикьинское» и «Нынекское».

Представитель третьего лица ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Удмуртэнерго» (далее по тексту – филиал «Удмуртэнерго») Ярыченко И.О. в судебное заседание не явился, направив в суд письменные объяснения по делу и заявление о рассмотрении дела без его участия.

В письменных объяснениях представитель третьего лица против удовлетворения исковых требований не возражал, при этом указал, что в границах муниципального образования «<***>» находятся объекты электросетевого хозяйства, имеющие признаки бесхозяйных: отпайка ВЛ-10 кВ ф. 12 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ, ТР-10 кВ, КТП №***; отпайка ВЛ-10 кВ ф. 7 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ ТР-10 кВ ТР-10 кВ КТП №***. Указанные бесхозяйные объекты технологически присоединены к электрическим сетям филиала «Удмуртэнерго» ЛЭП-10 кВ ф. 12 ПС <***> и ЛЭП-10 кВ ф. 7 ПС <***>. Данные электрические сети на основании свидетельств о государственной регистрации права принадлежат на праве собственности ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

Представители третьих лиц администрации МО «Нынекское», администрации МО «Маловоложикьинское», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 (далее по тексту – Положение).

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Согласно пункту 21 Положения принятие на учет недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Пунктом 7 Положения закреплено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

- выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике записи о праве собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о недвижимых объектах: отпайка ВЛ-10 кВ ф. 12 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ, ТР-10 кВ, КТП №***; отпайка ВЛ-10 кВ ф. 7 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ ТР-10 кВ ТР-10 кВ КТП №***, отсутствуют.

Кроме того, спорные недвижимые объекты не состоят на учете в <***> филиале ГУП «Удмурттехинвентаризация», о чем в материалах дела имеется справка от дд.мм.гггг №***.

Из материалов дела также следует, что недвижимые объекты: отпайка ВЛ-10 кВ ф. 12 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ, ТР-10 кВ, КТП №***; отпайка ВЛ-10 кВ ф. 7 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ ТР-10 кВ ТР-10 кВ КТП №*** на балансе филиала «Удмуртэнерго» не состоят, являются бесхозяйными. Указанные бесхозяйные объекты присоединены к электрическим сетям «Удмуртэнерго» ЛЭП-10 кВ ф. 12 ПС <***> и ЛЭП-10 кВ ф. 7 ПС <***>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дд.мм.гггг и дд.мм.гггг соответственно.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об отсутствии собственника на спорные недвижимые объекты, что в судебном заседании не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее -Федеральный закон) к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4, 7 ч.1 ст.15 Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 50 Федерального закона предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Согласно соглашениям о передаче части полномочий от дд.мм.гггг и дд.мм.гггг, заключенного между администрацией МО «Можгинский район» и администрацией МО «Маловоложикьинское» и МО «Нынекское» сроком до дд.мм.гггг, администрация МО «Можгинский район» приняла полномочия по организации в границах поселениий электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения.

В силу пункта 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация МО «Можгинский район», является ненадлежащим ответчиком по делу, не может быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Устава МО «Можгинский район» (далее по тексту – Устав) территорию муниципального образования составляют территории всех муниципальных поселений, образованных на территории Можгинского района Удмуртской Республики.

В соответствии со ст. 31 Устава администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании заключенных соглашений с администрациями поселений о передаче части полномочий, действия по постановке на учет спорных бесхозяйных недвижимых объектов вытекают из принятых администрацией МО «Можгинский район» полномочий по организации в границах поселений электроснабжения, а также в силу положений Федерального закона (п.п. 4, 7 ч.1 ст.15).

Кроме того, для взаимодействия оперативного персонала Можгинского РЭС ПО ЮЭС филиала Удмуртэнерго ОАО МРСК «Центра и Приволжья» по оперативно-технологическому управлению оборудованием, находящимся в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и сотрудниками МО «Можгинский район» заключено Положение, утвержденное дд.мм.гггг, в том числе и в отношении спорных бесхозяйных недвижимых объектов, что подтверждается справкой Можгинского РЭС ПО ЮЭС филиала Удмуртэнерго ОАО МРСК «Центра и Приволжья» от дд.мм.гггг №***.

Таким образом, исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрация МО «<***>» является надлежащим органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет спорных недвижимых объектов в качестве бесхозяйных.

Ответчиком не представлено в судебном заседании доказательств обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов: отпайки ВЛ-10 кВ ф. 12 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ, ТР-10 кВ, КТП №***; отпайки ВЛ-10 кВ ф. 7 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ ТР-10 кВ ТР-10 кВ КТП №***.

При указанных обстоятельствах суд считает, что бездействие администрации МО «Можгинский район» по оформлению прав на указанные недвижимые объекты, является незаконным. Неисполнение органом местного самоуправления указанных положений порождает риск безопасного и надежного электроснабжения потребителей, и требует принятия мер по обеспечения надлежащего электроснабжения. Бездействием администрации МО «Можгинский район» создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Можгинского района.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ответчику о признании незаконным бездействия администрации МО «Можгинский район» по оформлению прав на спорные недвижимые объекты и понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Можгинский район» о признании незаконным бездействия по оформлению прав на недвижимые объекты и понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<***>» по оформлению прав на недвижимые объекты- отпайка ВЛ-10 кВ ф. 12 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ, ТР-10 кВ, КТП №*** и отпайка ВЛ-10 кВ ф. 7 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ ТР-10 кВ КТП №***.

Обязать администрацию муниципального образования «Можгинский район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества:

отпайка воздушной линии 10 кВ фидер 7 подстанция «<***>» от опоры №*** до трансформаторного разъединителя - 10 кВ, трансформаторный разъединитель-10 кВ, комплектная трансформаторная подстанция №*** (отпайка ВЛ-10 кВ ф. 7 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ, ТР-10 кВ, КТП №***);

отпайка воздушной линии -10 кВ фидер 12 подстанция «<***>» от опоры №*** до трансформаторного разъединителя-10 кВ, трансформаторный разъединитель -10 кВ, комплектная трансформаторная подстанция №*** (отпайка ВЛ-10 кВ ф. 12 ПС «<***>» от опоры №*** до ТР-10 кВ, ТР-10 кВ, КТП №***).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2014 г.

Председательствующий судья- Н.Н. Смагина

2-1268/2014 ~ М-1185/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Можгинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Можгинский район"
Другие
Филиал "Удмуртэнерго" по Южные электрические сети"
Администрация МО "Маловоложикьинское"
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Смагина Надежда Николаевна
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
11.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2014Передача материалов судье
12.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2014Подготовка дела (собеседование)
30.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2014Предварительное судебное заседание
16.10.2014Судебное заседание
23.10.2014Судебное заседание
30.10.2014Судебное заседание
04.12.2014Судебное заседание
08.12.2014Судебное заседание
12.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2015Дело оформлено
03.02.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее