Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи: БОРС Х.З.
При секретаре ФИО3
С участием прокурора <адрес> - пом. прокурора ФИО53
Представителя ответчика по доверенности ФИО4
Третьих лиц ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении деятельности торгового объекта
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении деятельности торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, б\н, по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемых по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.
В обоснование указал,что <адрес> проведена проверка по обращению представителя ООО «Юпитер» по вопросу правомерности функционирования торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, б\н., в ходе которой установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ гражданин ФИО15 на основании договора купли-продажи передал в собственность земельный участок площадью 2391 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, б\н, с разрешенным видом использования «для обеспечения населения поселкового округа продовольственными и промышленными товарами», (кадастровый номер №) гражданину ФИО16 (свидетельство о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ года).
ДД.ММ.ГГГГ между гражданином ФИО52 и ИП ФИО1 заключен договор аренды указанного выше земельного участка.
В соответствии с п. 2.3 указанного договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок по назначению.
С ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 заключены договоры субаренды земельных участков с другими предпринимателями для установки субарендаторами торговых павильонов, киосков, ларей, для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно ассортиментного перечня разрешенных продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденного ИП ФИО1, на действующем торговом объекте осуществляется розничная продажа мясными продуктами (говядина, свинина, сало соленное, птица, окорочка отечественного производства, мясные копчености), молочными продуктами (молоко, кефир, сметана, творог, масло сливочное, сыр, брынза и др.), медом, растительным маслом, рыбой (живой, сухой, мороженной, копченной, соленой), колбасными изделиями отечественного производства, свежими овощами (картофель, помидоры, огурцы, свеклы, моркови, капусты и др.), зеленью (петрушка, укроп, зеленый лук, кинза, салат зеленый и др.), бахчевыми культурами (арбузы, дыни), свежими фруктами (яблоки, груши, слива, алыча, вишня, черешня, персики и др.), плодово-ягодными культурами (виноград, ягоды, инжир), сушеными фруктами, соленьями (овощными, фруктовыми), яйцами, макаронными изделиями, крупяными изделиями, кондитерскими изделиями, хлебом, хлебобулочными изделиями, цитрусовыми (лимон, хурма, бананы), орехами (каштан, фундук, грецкий орех), семенами овощных культур, зерновыми культурами (пшеница, овес, кукуруза, рис, подсолнечник, семечки жаренные), комбикормами, безалкогольными напитками, сухими приправами, рассадой, саженцами деревьев, кустарников, цветов (розы, гвоздики, гладиолусы, тюльпаны, хризантемы и др.), одеждой, чулочно-носочными изделиями, постельным бельем, нижним бельем (мужским, женским), обувью (детской, взрослой), парфюмерно-косметическими товарами, средствами личной гигиены, галантерейными товарами, дискетами, стиральными порошками, чистящими, моющими средствами, лаками, красками, посудой, посудой из пластмассы, хозяйственными товарами, товарами кустарно-ремесленного производства (веники, мочалки, крышки, закатки), сигаретами, книгами, канцтоварами, газетами, журналами, кормами для животных.В соответствии с п.п. 2.2 и 2.3 договоров субаренды арендатор обеспечивает субарендаторов водой, уборкой территории, вывозом мусора и надворным туалетом и имеет право вести контроль за деятельностью субарендаторов, т.е. осуществлять проверку предпринимательских документов, санитарное состояние нестационарных торговых объектов, наличие и состояние санитарных книжек у субарендаторов, контроль за ассортиментным перечнем реализуемой продукции.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ООО «Золотой Капитал» заключен договор № на предоставление коммунальной услуги по водоотведению.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ООО «Теплоэнерго» заключен договор № № на предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и вывозу ТБО.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрация МО «<адрес>» не выдавала разрешения на организацию розничного рынка в <адрес>, б\н.
Администрацией МО «Энемское городское поселение» разрешений на установку временных торговых павильонов, киосков, палаток или лотков по адресу: <адрес>, б\н не выдавала.
Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона о розничных рынках, деятельность торгового объекта организована не юридическим лицом, а индивидуальным предпринимателем ФИО1 (№), что свидетельствует о прямом нарушений действий федерального законодательства.
В соответствии со ст. 1 Закона о розничных рынках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность и не распространяется на деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках и деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на торговый объект, расположенный по адресу: <адрес>, б\н, и на деятельность, осуществляемую на нем, распространяются требования Закона о розничных рынках.
В ходе проверки также установлено, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, <адрес> выявлены несоответствия торгового объекта, расположенного в <адрес>, б\н, требованиям, предъявляемым к оборудованию розничного рынка и определенным ст. 12 Закона о розничных рынках.
В силу положений ст. 13 Закона о розничных рынках, рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии. На рынке должны обеспечиваться выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.
В нарушение данных требований контролирующими органами неоднократно выявлялись нарушения санитарных норм на торговом объекте расположенном <адрес>, б\н.
Так, частью 5 статьи 12 Закона о розничных рынках установлено, что в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
Из сведений предоставленных ГБУ «Тахтамукайского райСББЖ» следует что, на торговом объекте, расположенном по указанному выше адресу, лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы отсутствует. Торговые места на реализацию продукции животного происхождения ответчиком предоставляются без прохождения ветеринарно-санитарной экспертизы, что является нарушением Положения «О государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках», утвержденным Главным государственным инспектором РФ ФИО17, № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Кроме того, ГБУ «Тахтамукайского райСББЖ» предоставило сведения о том, что с 2010 года, на указанном торговом объекте несанкционированно реализуется продукция животного происхождения. Ветеринарная служба <адрес> обращалась в прокуратуру района, с просьбой о наведении порядка в соответствии с действующим законодательством. Были проведены внеплановые проверки сотрудниками прокуратуры с привлечением ветеринарных специалистов, составлялись протоколы об административных правонарушениях и накладывались штрафы.
Так в 2010 году к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства) привлечено 5 субарендаторов осуществляющих торговлю на данном торговом объекте. В 2011 году по тем же основаниям к административной ответственности привлечено 4 субарендатора, осуществляющих предпринимательскую деятельность на этом же объекте.
Кроме того, в ноябре 2011 года на основании заявления директора ООО «Юпитер» специалистами Управления Роспотребнадзора по РА организованы внеплановые выездные проверки на указанном торговом объекте (с проведением замеров микроклимата, лабораторных испытаний пищевых продуктов, питьевой воды, бактериологических испытаний смывов).
По результатам проверок 8 граждан-субарендаторов, осуществляющих реализацию пищевых продуктов, привлечены к административной ответственности по ст. 6.3, ч. 2 ст.14.4 и ст. 14.15 КоАП РФ.
Кроме того, на основании коллективного заявления жителей <адрес>, в мае 2012 года специалистами Управления Роспотребнадзора по РА организованы внеплановые выездные проверки на торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес>, угол улиц Чкалова б\н.
По результатам проверки 23 индивидуальных предпринимателей-субарендаторов и одно юридическое лицо привлечены к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4, 6.8, 8.2, 14.2, 14.15, ч. 1 ст. 14.8, ч. 1 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.43, ч.2 ст. 9.16 КоАП РФ.
Выданы соответствующие предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании протоколов о временном запрете деятельности деятельность 8 индивидуальных предпринимателей-субарендаторов приостанавливалась. На основании постановлений Тахтамукайского районного суда из них в трех случаях деятельность предпринимателей приостанавливалась на срок от 15 до 90 суток. Во всех остальных случаях назначены административные наказания в виде штрафов в размере от 500 до 10 000 рублей.
При проверке контроля исполнения ранее выданных предписаний установлено, что требования подлежащие выполнению в целях устранения ранее допущенных нарушений, не выполнены в полном объеме, в связи с чем в отношении 11 индивидуальных предпринимателей-субарендаторов привлечены к административной ответственности за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Также в ходе проверки установлено, что в соответствии со ст. 15 Закона о розничных рынках, торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Однако, в нарушение указанных норм на торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес>, б\н, схема размещения торговых мест не разработана. Установлено, что данным администрацией данного торгового комплекса в нарушение требований ст. 14 Закона о розничных рынках не разработан и по согласованию с соответствующими службами, указанными в законе не утвержден паспорт безопасности рынка.
Кроме того, отделом надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС РФ по РА выявлены грубые нарушения норм пожарной безопасности.
Так в нарушение Норм пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» на территории организованного торгового объекта отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
Кроме того, в нарушение Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года на территории указанного торгового комплекса отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), обучение по пожарно-техническому минимуму, инструкция о мерах пожарной безопасности, укомплектованные пожарные щиты. Электролампочки эксплуатируются без защитных колпаков, над горючими материалами и с видимыми нарушениями изоляции. Ширина проходов между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам не соответствует требованиям п. 120 ППР в РФ.
В нарушение ст. 62 ФЗ № 123 от 22.07.2012 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует наружное противопожарное водоснабжение.
Расстояние между зданием ООО «Юпитер» и торговыми павильонами (киосками) не соответствует строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89* (Приложение 1 Противопожарные требования).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ИП ФИО1 фактически организована деятельность розничного рынка и создаются условия для осуществления субарендаторами предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями действующего законодательства и нормами безопасности.
Тот факт, что арендатор устранился от своих обязанностей, предусмотренных Законом о розничных рынках, как управляющая рынком компания, привели к многочисленным нарушениям санитарно-эпидемиологических норм и норм противопожарной безопасности, что может привести к причинению вреда здоровью и нарушению прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного просит прекратить деятельность торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, б\н, по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемых по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.
В судебном заседании пом. Прокурора ФИО54 исковые требования поддержал. Просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать, полагая, что прокурором не представлены доказательства организации рынка ФИО1
Третьи лица - ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 в судебном заседании пояснили, что в указанном торговом объекте они работают продолжительное время, в 2012г. заключили с ФИО1 договоры субаренды земельных участков, на которых имеются ларьки и павильоны, в которых они осуществляют предпринимательскую деятельность. Нарушений они не допускают, своевременно оплачивают арендую плату администрации рынка, в связи с чем, просили в иске отказать.
Остальные предприниматели, извещенные надлежащим образом о дне слушания дела, не явились в суд, о причинах неявки в суд не сообщили. В связи с этим, суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц, не явившихся в суд.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковое заявление законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ч.1 и ч.2 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено в судебном заседании постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. были изъяты земельные участки у Тахтамукайского Райпо и РЗК под зданиями и сооружениями с прилегающими территориями: магазин «Кооператор-2», <адрес>, магазин «Кооператор-4», <адрес>, ларь №6, а. Тахтамукай, контора и склады, <адрес>, ресторан, <адрес>, склады с овощехранилищем, здание бойни, кожсклад с оборудованием, а. Тахтамукай, Яблоновский рынок, <адрес>, энемский рынок, <адрес>, магазин №6, незавершенное строительство и закреплены за ООО «Кооператор» согласно акту приема-передачи от 01.11.97г.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Кооператор» был перерегистрирован в ПО «Кооператор» и был выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
ПО «Кооператор» обратилось в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения ПО «Кооператор» на право организации универсального розничного рынка по адресу: РА, <адрес> № от 25.07.2007г. в удовлетворении заявления ПО «Кооператор» было отказано по тем основаниям, что государственный акт на право собственности на землю от 23.03.99г. № признан недействительным на основании решения Арбитражного суда и признании недействительным договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. между местным самоуправлением Энемского поселкового округа и ПО « Кооператор».
И как следует из выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ПО « Кооператор», Энемский рынок, расположенный по адресу: <адрес>, был переименован в комплекс торговых павильонов.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин ФИО15 на основании договора купли-продажи передал в собственность земельный участок площадью 2391 кв.м. расположенный по адресу: пгт. Энем, <адрес>, б\н, с разрешенным видом использования «для обеспечения населения поселкового округа продовольственными и промышленными товарами», (кадастровый №) гражданину ФИО16 (свидетельство о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ года).
ДД.ММ.ГГГГ между гражданином ФИО52 и ИП / свидетельство о регистрации № /ФИО1 заключен договор аренды б/н указанного выше земельного участка.
В соответствии с п. 2.3 указанного договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок по назначению с правом сдачи арендованного земельного участка в субаренду /п.2.2 /. Земельный участок передан в пользование ФИО1 согласно акту приема - передачи земельного участка по договору от 01.08.12г. с указанием, что земельный участок пригоден к эксплуатации, что предполагает готовность земельного участка для осуществления торговли промышленными и продуктовыми товарами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 заключены договора субаренды земельных участков с другими предпринимателями: договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО18, договор субаренды № от 01.08.2012г. с ФИО19, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО20, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО21, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО22, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО14, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО23, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО21, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО24, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО25, договор субаренды № с ФИО26 от 01.08. 2012г, договор субаренды № от 01.08. 2012г с ФИО27, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО28, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО29, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО30, договор субаренды № от 01.08. 2012г с ФИО31, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО31, договор субаренды № от 01.08. 2012г.с ФИО32, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО8, договор субаренды № от 01.08. 2012г с ФИО33, договор субаренды № от 01.08. 2012г.с ФИО10, договор субаренды № от 01.08. 2012г.с ФИО34, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО35, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО10, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО36, договор субаренды № от 01.08. 2012г. ФИО37, договор субаренды № от 01.08. 2012г. ФИО38, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО39, договор субаренды № от 01.08. 2012г с ФИО8, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО12, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО40 договор субаренды № от 01.08. 2012г.с ФИО41, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО42, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО43, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО44, договор субаренды № от 01.08. 2012г.с ФИО45, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО11, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО46, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО32, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО47, договор субаренды № от 01.08. 2012г.с ФИО36, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО48, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО48, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО49, договор субаренды № от 01.08. 2012г. с ФИО38
Как следует из п. 1.1 договоров субаренды арендатор передает, а субарендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок определенной площади для установки субарендаторами торговых павильонов, киосков, ларей, для осуществления предпринимательской деятельности. Причем, площадь каждого земельного участка, предоставляемого по договорам субаренды предпринимателям, соответствует площади ларька или павильона, который находится на этом земельном участке, что следует из объяснений третьих лиц и самого договора субаренды, где ниже слов « договор субаренды №.. » указывается рукописным текстом номер ларя по <адрес>, что свидетельствует о том, что договор субаренды касается ларя, нежели земельного участка.
В соответствии с п.п. 2.2 и 2.3 договоров субаренды арендатор обеспечивает субарендаторов водой, уборкой территории, вывозом мусора и надворным туалетом и имеет право вести контроль за деятельностью субарендаторов, т.е. осуществлять проверку предпринимательских документов, санитарное состояние нестационарных торговых объектов, наличие и состояние санитарных книжек у субарендаторов, контроль за ассортиментным перечнем реализуемой продукции.
В исполнение указанных условий договоров субаренды ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ООО «Золотой Капитал» заключен договор № на предоставление коммунальной услуги по водоотведению. ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ООО «Теплоэнерго» заключен договор № 194-12-КУ на предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и вывозу ТБО. Кроме того, ИП ФИО1 утвержден ассортиментный перечень разрешенных продовольственных и непродовольственных товаров на торговом комплексе: <адрес>, угол <адрес>, арендная плата вносится администрации рынка, на котором имеется кассир-контролер, осуществляющий определенный контроль за деятельностью предпринимателей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Таким образом, из установленных обстоятельств следует, что ИП ФИО1 создан розничный рынок, им же утвержден перечень разрешенных продовольственных и непродовольственных товаров на осуществление розничной продажи на торговом объекте: мясными продуктами (говядина, свинина, сало соленное, птица, окорочка отечественного производства, мясные копчености), молочными продуктами (молоко, кефир, сметана, творог, масло сливочное, сыр, брынза и др.), медом, растительным маслом, рыбой (живой, сухой, мороженной, копченной, соленой), колбасными изделиями отечественного производства, свежими овощами (картофель, помидоры, огурцы, свеклы, моркови, капусты и др.), зеленью (петрушка, укроп, зеленый лук, кинза, салат зеленый и др.), бахчевыми культурами (арбузы, дыни), свежими фруктами (яблоки, груши, слива, алыча, вишня, черешня, персики и др.), плодово-ягодными культурами (виноград, ягоды, инжир), сушеными фруктами, соленьями (овощными, фруктовыми), яйцами, макаронными изделиями, крупяными изделиями, кондитерскими изделиями, хлебом, хлебобулочными изделиями, цитрусовыми (лимон, хурма, бананы), орехами (каштан, фундук, грецкий орех), семенами овощных культур, зерновыми культурами (пшеница, овес, кукуруза, рис, подсолнечник, семечки жаренные), комбикормами, безалкогольными напитками, сухими приправами, рассадой, саженцами деревьев, кустарников, цветов (розы, гвоздики, гладиолусы, тюльпаны, хризантемы и др.), одеждой, чулочно-носочными изделиями, постельным бельем, нижним бельем (мужским, женским), обувью (детской, взрослой), парфюмерно-косметическими товарами, средствами личной гигиены, галантерейными товарами, дискетами, стиральными порошками, чистящими, моющими средствами, лаками, красками, посудой, посудой из пластмассы, хозяйственными товарами, товарами кустарно-ремесленного производства (веники, мочалки, крышки, закатки), сигаретами, книгами, канцтоварами, газетами, журналами, кормами для животных.Ст. 4, 5 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" предусматривают обязанность получения разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации, в случае организации юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, розничного рынка.
Под розничным рынком ст. 3 Федерального закона понимает имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Управляющей рынком компанией является юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, порядок организации рынка подразумевает наличие у юридического лица объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (ст. 4 ФЗ). Обязательным элементом розничного рынка, в силу положений статей 3, 15 Закона N 271-ФЗ является предоставление в принадлежащем организатору такого рынка объекте недвижимости, специально оборудованных и отведенных под торговое место площадей.
Как следует из объяснений пом. прокурора и материалов дела администрация МО «<адрес>» не выдавала разрешения на организацию розничного рынка в <адрес>, б\н, не выдавала и разрешений на установку временных торговых павильонов, киосков, палаток или лотков по адресу: <адрес>, б\н. Более того, в нарушение требований ч.3 ст.4 Закона о розничных рынках, деятельность торгового объекта организована не юридическим лицом, а индивидуальным предпринимателем ФИО1 (№), что свидетельствует о нарушении действий федерального законодательства.
Согласно акту обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГг., проведенного техником по инвентаризации строений и сооружений филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральная БТИ» по РА отделения ТИ по <адрес> ФИО50 и архитектором администрации МО « Энемское городское поселение ФИО51 на момент обследования « Комплекс торговых павильонов, киосков» по адресу <адрес> в квартале между <адрес> и <адрес> не соответствуют инвентаризации объекта 1993, 1997г.. Из акта обследования следует, что после 1997 года ряды торговых павильонов и киосков увеличились на 6 киосков и два навеса, а основная масса киосков и павильонов были установлены до 1997 года, в период работы Энемского рынка, о чем свидетельствуют представленные технические документы. Земельный участок, приобретенный ФИО16 и переданный в аренду ФИО1, а впоследствии - субарендатором был обременен указными постройками, используемыми субарендаторами для осуществления розничной рыночной торговли.
В силу этого, суд полагает обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела доводы прокурора о том, что ответчик организовал рынок, не отвечающий требованиям закона, поскольку он не обладает таким правом, будучи не юридическим лицом, и ввиду отсутствия имущественного комплекса, которое может быть использовано как место осуществления рыночной торговли, при чем с грубыми нарушениями действующего законодательства.
Суд находит обоснованным и довод прокурора, что эти нарушения непосредственно связаны с благополучием жителей и иных лиц, посещающих рынок, и что имеется реальная угроза причинения вреда, о чем свидетельствуют многочисленные административные материалы в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность на организованной ответчиком территории ринка.
Представитель ответчика также полагает, что на исследуемом земельном участке нет имущественного комплекса, наличие которого обязательно при организации рынка, при чем, объекта недвижимости, специально оборудованных и отведенных под торговое место площадей, принадлежащего организатору рынка, каковым не являются павильоны и киоски, к тому же не принадлежащие ответчику ни на каком праве. И поэтому, он считает, что ФИО1 не должен нести никакой ответственности, по договору субаренды он предоставил лишь земельные участки для установления ларей.
Прокурор же полагая, что осуществляется деятельность торгового объекта, по своему характеру отвечающая деятельности рынка, но с нарушением закона, ставит требования о прекращении деятельности этого объекта, пологая, что эта деятельность может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Очевидным является то обстоятельство, что заключая договоры субаренды с предпринимателями о передаче им земельного участка для установки ларьков, ФИО1 предоставлял в субаренду не столько земельные участки, а торговые места в конкретных ларьках и павильонах, и именно для осуществления деятельности, идентичной по характеру деятельности, осуществляемой на рынке розничной торговли. И сама по себе деятельность торгового объекта, осуществляемая на территории, в пределах которой предполагается организация рынка без соблюдения необходимых условий, является незаконной.
В силу ст. 41 Конституции РФ, сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом, поскольку каждый имеет право на охрану здоровья.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что субарендаторы ранее неоднократно привлекались к административной ответственности за различные нарушения закона, которые напрямую связаны с осуществлением деятельности в условиях, не отвечающих требованиям организации рынка, при фактическом использовании исследуемой территории как розничный рынок.
Так, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, Теучежском и <адрес>х были выявлены несоответствия торгового объекта, расположенного в <адрес>, б\н, требованиям, предъявляемым к оборудованию розничного рынка и определенным ст. 12 Закона о розничных рынках.
Согласно ст. 13 Закона о розничных рынках, рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должны содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии. На рынке должны обеспечиваться выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона о розничных рынках в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
Как следует из сведений, предоставленных ГБУ «Тахтамукайского райСББЖ» на торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес>, б\н лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы отсутствует.
Торговые места на реализацию продукции животного происхождения ответчиком предоставляются без прохождения ветеринарно-санитарной экспертизы, что является нарушением Положения «О государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках», утвержденным Главным государственным инспектором РФ ФИО17, № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Кроме того, согласно сведениям ГБУ «Тахтамукайского райСББЖ» с 2010 года, на указанном торговом объекте несанкционированно реализуется продукция животного происхождения. Ветеринарная служба <адрес> обращалась в прокуратуру района, с просьбой о наведении порядка в соответствии с действующим законодательством. Были проведены внеплановые проверки сотрудниками прокуратуры с привлечением ветеринарных специалистов, составлялись протоколы об административных правонарушениях и подвергались штрафам.
Так, в 2010 году к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства) привлечено 5 субарендаторов осуществляющих торговлю на данном торговом объекте. В 2011 году по тем же основаниям к административной ответственности привлечено 4 субарендатора, осуществляющих предпринимательскую деятельность на этом же объекте.
Далее, в ноябре 2011 года на основании заявления директора ООО «Юпитер» специалистами Управления Роспотребнадзора по РА организованы внеплановые выездные проверки на указанном торговом объекте (с проведением замеров микроклимата, лабораторных испытаний пищевых продуктов, питьевой воды, бактериологических испытаний смывов). По результатам проверок 8 граждан-субарендаторов, осуществляющих реализацию пищевых продуктов, привлечены к административной ответственности по ст. 6.3, ч. 2 ст.14.4 и ст. 14.15 КоАП РФ.
Также, на основании коллективного заявления жителей <адрес>, в мае 2012 года специалистами Управления Роспотребнадзора по РА были организованы внеплановые выездные проверки на торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес>, угол улиц Чкалова б\н. и по результатам проверки 23 индивидуальных предпринимателей-субарендаторов и одно юридическое лицо были привлечены к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4, 6.8, 8.2, 14.2, 14.15, ч. 1 ст. 14.8, ч. 1 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.43, ч.2 ст. 9.16 КоАП РФ. Выданы соответствующие предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании протоколов о временном запрете деятельности деятельность 8 индивидуальных предпринимателей-субарендаторов приостанавливалась. На основании постановлений Тахтамукайского районного суда из них в трех случаях деятельность предпринимателей приостанавливалась на срок от 15 до 90 суток. Во всех остальных случаях назначены административные наказания в виде штрафов в размере от 500 до 10 000 рублей.
При проверке контроля исполнения ранее выданных предписаний было установлено, что требования подлежащие выполнению в целях устранения ранее допущенных нарушений, не были выполнены в полном объеме, в связи с чем, в отношении 11 индивидуальных предпринимателей-субарендаторов были привлечены к административной ответственности за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Также было установлено, что в соответствии со ст. 15 Закона о розничных рынках, торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Однако, как следует из материалов дела /ответ ОМВД России по <адрес> на запрос № от 19.09.2012г, ответа на запрос № от 17.09.12г. ГБУ «Тахтамукайская райСББЖ», ответ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, ответа ОТП НД по <адрес> на запрос № от 19.09.12г., в нарушение указанных норм на торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес>, б\н, схема размещения торговых мест не разработана, в нарушение требований ст. 14 Закона о розничных рынках не разработан и по согласованию с соответствующими службами, указанными в законе не утвержден паспорт безопасности рынка.
Кроме того, отделом надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС РФ по РА выявлены грубые нарушения норм пожарной безопасности.
Так в нарушение Норм пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» на территории организованного торгового объекта отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
В нарушение Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ на территории указанного торгового комплекса отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), обучение по пожарно-техническому минимуму, инструкция о мерах пожарной безопасности, укомплектованные пожарные щиты. Электролампочки эксплуатируются без защитных колпаков, над горючими материалами и с видимыми нарушениями изоляции. Ширина проходов между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам не соответствует требованиям п. 120 ППР в РФ.
В нарушение ст. 62 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует наружное противопожарное водоснабжение.
Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства дают суду сделать объективный вывод, что ИП ФИО1 фактически организована деятельность розничного рынка, осуществляемая субарендаторами предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями действующего законодательства и нормами безопасности, что привело к многочисленным нарушениям санитарно-эпидемиологических норм и норм противопожарной безопасности, которые могут привести к причинению вреда здоровью и нарушению прав неопределенного круга лиц, учитывая многочисленное количество людей, посещающих в течение дня исследуемую территорию рынка. Прекращение деятельности торгового объекта никоим образом не противоречит общественным интересам, напротив, направлено прежде всего на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, как одной из высших ценностей жизни.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Прекратить деятельность торгового объекта, расположенного на земельном участке по адресу: РА, <адрес>, б/н по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемых по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд РА через Тахтамукайский районный суд с момента его вынесения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГг.
Федеральный судья Борс Х.З.