Дело № 2-479/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сергач. 16 июля 2015 года.
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Котдусова И.У., единолично,
с участием: заместителя прокурора Сергачского района Проваленовой Н.В.,
представителя заинтересованного лица: председателя территориальной избирательной комиссии Сергачского муниципального района НО Радаева О.А.,
при секретаре Сулевой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Латцева Сергея Васильевича о признании незаконным и недействительным постановления территориальной избирательной комиссии Сергачского района за №218 от 23.06.2015 года «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач» и об обязании направить ходатайство в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с Уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума (для голосования),
у с т а н о в и л:
Латцев С.В. в качестве уполномоченного представителя инициативной группы обратился в районный суд с заявлением о признании незаконным и недействительным постановления территориальной избирательной комиссии Сергачского района за №218 от 23.06.2015 года «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач» и об обязании направить ходатайство в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с Уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума (для голосования). В обоснование им указано, что 23.06.2015 года территориальной избирательной комиссией Сергачского муниципального района (далее «районной ТИК») было рассмотрено инициативной группы, которую с другими он образовал, по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения г.Сергач на территории городского поселения. Постановлением «районной ТИК» отказано в регистрации инициативной группы. Причина отказа состоит, по мнению «районной ТИК» «федеральное законодательство не предусматривает такого понятия как инициативная группа по проведению голосования». Раскрывая положения ст.ст.8,9 11 Устава города Сергача, утверждает, что по вопросу преобразования городского поселения предусмотрено голосование, а инициатива выдвинутая гражданами реализуется аналогично инициативе по проведению референдума. Ссылаясь на нормы ст.ст.13,24 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-Ф3(далее «131-ый Федеральный закон»), ст.ст.14,15,36,37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ (далее «Федеральный Закон от 12.06.2002г. №67-ФЗ»), ст.66 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области» от 30.12.2005г. №226-3 (далее «Закон НО от 30.12.2005г. №226-3», считает что наименование их инициативной группы соответствует требованиям законодательства. Отказ в регистрации инициативной группы нарушает его права, права членов инициативной группы и сергачан на реализацию инициативы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения г.Сергач.
Заявитель Латцев С.В. о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении заявления в свое отсутствие.
В судебном заседании председатель «районной ТИК» Радаев О.А. считая заявление необоснованным, просил в его удовлетворении отказать, пояснив, что 09.06.2015г. Латцевым С.В.. в «районную ТИК» было подано ходатайство инициативной группы, которое по существу было рассмотрено на заседании 23.06.2015 года, предварительным уведомлением всех членов ТИК, в том числе с правом совещательного голоса. На заседании « районной ТИК» приняли участие 7 членов с правом решающего голоса, тем самым кворум имелся, а ТИК на заседании был правомочен разрешать ходатайство. Постановлением от 23.06.2015г. за №217 «ТИК района» единогласно отказал в регистрации данной инициативной группы. В обжалуемом постановлении « районная ТИК» со ссылкой на действующие нормативные акты, приведено основание отказа в регистрации инициативной группы, а именно по несоответствию формулировки ходатайства требованиям «Федерального закона № 67-ФЗ» (в редакции от 03.02.2015г.), Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Нижегородской области от 30.12.2005г. №226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области». Во всех, указанных нормативных актах, говорится об инициативной группе по преобразованию муниципального образования. Ходатайство же о регистрации инициативной группы звучит как «ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению голосования (референдума) по вопросу преобразования городского поселения город Сергач». Однако законодательство не предусматривает понятия как «инициативная группа по проведению голосования». « Районная ТИК » учла, что голосование по тому или иному вопросу, является составной частью преобразования. Если инициативная группа берет на себя только проведение голосования, то кто же будет выполнять обязанности, чтобы провести преобразование. В данной ситуации не будет инициативной группы по проведению преобразования. А по закону референдум организуется и проводится для достижения конечной цели- преобразования. По мнению ТИК преобразование первично, а голосование- вторично. Учитывая, что преобразование различных муниципальных образований затрагивает различный объем прав проживающего населения, законодательно установлены различные требования к выяснению мнения. В одних случаях требуется учет мнения, который может быть выражен решением представительного органа местного самоуправления, в других - согласие, выраженное путем голосования. При преобразовании городского поселения в составе муниципального района в городской округ - необходимо согласие населения городского поселения и муниципального района, из состава которого выходит городское поселение. «Районная ТИК» сочла, что не во всех случаях, в целях получения согласия населения при преобразовании муниципального образования, проводится голосование по вопросам преобразования муниципального образования (ч.3 ст.24 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ). «Районная ТИК» рассмотрела ходатайство и приложенные к нему документы, на предмет их соответствия требованиям «Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ», «131-го Федерального закона», Закона НО от 30.12.2005 № 226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области», Устава области, Устава Сергачского муниципального района, Устава городского поселения г.Сергач, и по обсуждению придя к тому что оно не соответствует требованиям федерального и регионального законов, отказал в регистрации. Решение «районной ТИК » является обоснованным и законным, а заявление Латцева С.В. не подлежащим удовлетворению.
Заслушав представителя заинтересованного лица Радаева О.А. считающего заявление не подлежащим удовлетворению, мнение прокурора Проваленовой Н.В. полагавшей постановление незаконным, исследовав представленные в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу статьи 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в референдуме, являющегося высшим непосредственным выражением власти народа.
Согласно ч.3 статьи 14 «Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ» для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст.2).
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 36 «Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ» в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению референдума может являться несоответствие представленных такой группой ходатайства и документов требованиям закона.
Аналогичные положения содержаться и статье 24 Закона Нижегородской области от 30.12.2005г. №226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области» (далее «Закон НО от 30.12.2005г. №226-3».
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решение, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Установлено, что 09 июня 2015 года в «районную ТИК» обратилась инициативная группа в количестве 11 человек с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению голосования. В ходатайстве указан вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум: «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?». К ходатайству приложены протоколы: собрания граждан от 08.06.2015 года и регистрации граждан.
(л.д.35-40)
Ходатайство инициативной группы рассмотрено на заседании «районной ТИК» 23.06.2015 года. «Районная ТИК» основываясь на нормах п.5 ст.24, ч.2,4 ст.66 «Закона НО от 30.12.2005г. №226-3», ч.2 ст.13 «131-го Федерального закона», п.5 ст.36 «Федерального Закона №67-ФЗ», отметив несоответствие формулировки ходатайства инициативной группы требованиям федерального и регионального законодательства, приняла решение (постановление №218), которым отказала в регистрации данной инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения в городской округ. Несоответствие формулировки заключается в том, что в ходатайстве должно быть наименование группы по проведению преобразования, а не по проведению голосования по преобразованию городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач.
(л.д.46-48)
Проверяя законность принятого «районной ТИК» решения, суд исходит из того, что положения пункта 3 статьи 14 «Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ» и статьи 9,24 «Закона НО от 30.12.2005г. №226-3» предусматривают право выдвижения инициативы проведения референдума со стороны граждан. Из ходатайства, приложенных протоколов следует, что граждане –жители г.Сергач в количестве 11 участников на собрании 08.06.2015 года образовали инициативную группу, утвердили рабочие органы собрания, назначили уполномоченных членов инициативной группы. На собрании единогласно утвержден вопрос для референдума: «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?».
Порядок реализации инициативы проведения референдума, установлен в статье 36 «Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ», в статье 24 «Закона НО от 30.12.2005г. №226-3», согласно которым инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и каждого лица, уполномоченного действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Согласно части 2 статьи 13 «131-го Федерального закона», преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
В соответствии с частью 1 статьи 66 «Закона НО от 30.12.2005г. №226-3» преобразование муниципального образования осуществляется законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Нижегородской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.
С инициативой об изменении границ поселения, преобразовании поселения могут выйти органы местного самоуправления соответствующего поселения или органы местного самоуправления муниципального района, в состав территории которого входит указанное поселение. В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12, частями 5, 7 и 27 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
При выдвижении инициативы о преобразовании муниципального образования населением в случаях, указанных в абзаце третьем настоящей части, инициативная группа по преобразованию муниципального образования является одновременно инициативной группой по проведению голосования по вопросам преобразования муниципального образования.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что законодатель на федеральном и на региональном уровне определил, что основанием для проведения референдума, прежде всего, является инициатива населения по преобразованию муниципального образования, иное означало бы, нарушение данного принципа, установленного частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации и статьей 5 «Федерального закона от 12.06. 2002 № 67-ФЗ».
Голосование же по заявленному вопросу, является составной частью преобразования городского поселения в городской округ.
Обращаясь с ходатайством о регистрации, данная инициативная группа поименовала себя как «инициативная группа по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения г.Сергач» преследуя конечную цель изменение статуса городского поселения г.Сергач на статус городского округа г.Сергач.
По закону референдум по преобразованию городского поселения
(муниципального образования) организуется и проводится прежде всего для выяснения мнения населения по вопросу преобразования. При этом преобразование является конечной целью. Суд соглашается с доводами заинтересованного лица «районной ТИК» о том что, процедура голосования является только составной частью преобразования, т.е. конечной цели референдума.
В статье 66 «Закона НО от 30.12.2005г. №226-3» закреплено требование, что именно инициативная группа по преобразованию является одновременно группой по проведению голосования по вопросам преобразования.
Тем самым правильное обозначение (именование) инициативной группы в соответствии с требованиями законодательства имеет существенное значение, поскольку определяя так или иначе свой статус инициативная группа наделает уполномоченных им лиц правом осуществлять конкретные правомочия от имени данной инициативной группы.
Вместе с тем, предоставленное в «Районную ТИК» ходатайство инициативной группы не соответствовало вышеприведенным положений законов.
Кроме того в силу ч.3 ст.12 «Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Аналогичные положения закреплены в статье 7 «Закона НО от 30.12.2005г. №226-3».
Круг вопросов местного значения городского поселения определен в ст.14 «131-го Федерального закона» и закреплен, в статье 5 Устава городского поселения г.Сергач Сергачского района Нижегородской области.
Указанные нормы содержат исчерпывающий перечень вопросов местного значения.
В соответствии положениями статьи 13 «Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ», преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется соответствующее городское поселение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что «районная ТИК» принимая решение об отказе в регистрации данной инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач, пришла к правильному выводу о несоответствии ходатайства требованиям федеральных законов №67-ФЗ от12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Нижегородской области от 30.12.2005г. №226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области» и обоснованно отказала в регистрации инициативной группы, поскольку ходатайство о проведении референдума было подано с нарушением требований законов.
Доводы заявителя об обратном, в том числе о блокировке «районной ТИК» реализации права граждан проживающих на территории города Сергача на участие в референдуме, суд находит основанными на ошибочном толковании вышеприведенных положений законов.
Отказ инициативной группе «районной ТИК» в регистрации по заявленному вопросу проведения референдума, не препятствует реализации заявителю инициативы проведения преобразования городского поселения в городской округ, поскольку уполномоченные инициативной группой лица не лишены возможности повторно обратиться с ходатайством о регистрации инициативной группы, оформленным с соблюдением требований закона.
Установлено, что после повторного обращения ходатайство инициативной группы «районной ТИК» было принято и постановлением от 03.07.2015 года направлено в городскую Думу г.Сергача.
Таким образом, суд считает, что постановление «районной ТИК» №218 от 23.06.2015 года «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению голосования города Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач», является правомерным и оснований к его отмене, не имеется.
Судом также установлено, что решение – постановление «районной ТИК» № 218 от 23.06.2015 года разрешено в установленные законами сроки, принято на заседании 23.06.2015 года, правомочным составом комиссии в присутствии 7 из 10 членов с правом решающего голоса, единогласно, что не оспаривается и заявителем.
Поскольку требование заявителя о признании незаконным и фактически об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Сергачского муниципального района Нижегородской области №218 от 23.06.2015 года «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению голосования города Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач», судом не удовлетворено, то, соответственно, требование заявителя Латцева С.В. об обязании возложить на территориальную избирательную комиссию Сергачского района направить ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач по вопросу: «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?» и приложенные к нему документы в городскую Думу города Сергача для принятия решения о назначении референдума, не основано на законе и также не подлежит удовлетворению. При этом суд учитывает, что согласно положениям «Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ», «Закона НО от 30.12.2005г. №226-3» решение вопроса о регистрации (об отказе в регистрации) инициативной группы по проведению референдума относится к исключительной компетенции избирательной комиссии, подменять которую в соответствии с требованиями статьи 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе.
Согласно части 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.
Заявителем требование о взыскании понесенных им по делу судебных издержек, не заявлено и в соответствии с правилами ст.98 ГПК РФ отсутствуют и основания для взыскания, поскольку судом в удовлетворении заявления Латцева С.В. отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 246, 260.1, 261 ГПК РФ, районный суд,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Латцева Сергея Васильевича отказать в полном объеме.
На решение может быть поданы апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда, через районный суд, в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья И.У.Котдусов
Решение в окончательной форме составлено 19 июля 2015 года.