К делу № 2-4047/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2013 г.
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Шам С.Е., при секретаре Лысак Т.В,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по Управлению имуществом Администрации <адрес> к Овчаров В.Я., Новикова А.В., Левченко О.П., Першина Г.Н., Шейкина Г.П., Люлина Ю.А., Баринов Н.В., Бариновой С.В., Гудина Н.В., Мологин В.А., Мологин С.А., Рябченко Т.В., Борденюк Л.И., Паршина А.И., Атумян И.В., Бекова Л.В., Хорунжая А.М., Поляничко О.В., Чекина З.А., ФИО8, Уколова Т.С., Ядрицова Э.Э., Бекетов С.Н., Федоткина А.Э., Краснова Е.В., Коноваленко М.Н., Коноваленко А.Е., Заева Л.В., Малюгина К.А., Тоноян М.А., Тоноян А.А., Дорохов М.А., Михайлова А.М., Геворкян А.В., Тимофеева Е.А., Чернушкевич О.В., ФИО66 Яне ФИО62, Романов Н.Р., Романов Ю.А., Чубченко И.В., Шкеров Р.Р., Шкерова И.А., Гончарова О.Н., Кривцова М.И., Кривцова У.А., Кривцова А.А., Маслов Д.А., Подгорнову Е.В., Кошелева Л.В., Кочеткова А.В., Рябоконь Н.А., Рябоконь В.П., Шовгеня М.Н., Шовгеня Е.В., Фисунова Р.М., Иванова С.А., Иванова Е.А., Яценко Н.П., Яценко В.И., Администрации <адрес>, о признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Шахты обратился в Шахтинский городской суд по следующим основаниям.
Постановлением главы Администрации г.Шахты от 27.01.1997г. №66 «О передаче жилищного фонда и жилищно-коммунальных объектов фирмы «Дон-Текс» в муниципальную собственность» в собственность города Шахты были переданы 78 жилых домов, в том числе жилой дом (общежитие) по ул.Текстильная, 23. Указанные жилые дома (общежития) были переданы в муниципальную собственность по акту анная передача происходила в соответствии с указом Президента РФ от 10.01.1993г. № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», согласно которого при приватизации государственных предприятий не подлежали и не включались в планы приватизации предприятий жилые дома, находящиеся на балансе предприятия. Данные жилые дома подлежали передаче в ведение органов местного самоуправления в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23.12.1993г. № «О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий» и от 07.03.1995г. № «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственности субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».
В связи с тем, что в муниципальную собственность были переданы жилые дома в целом, то жилые и нежилые помещения, входящие в состав указанных домов, также поступили в муниципальную собственность.
В частности, в жилом доме (общежитие) по <адрес> было принято в муниципальную собственность 2 нежилых помещения, расположенные на 1 этаже, а именно: 1. площадью 57,2 кв.м., номер на поэтажном плане: 55, кадастровый номер: 61:59:0020210:1298; 2. площадью 33,1 кв.м., номера на поэтажном плане 23, 24,29,30 кадастровый номер 61:59:0020210:1325.
Право муниципальной собственности на указанные помещения подтверждается справками МУП <адрес> «Бюро технической инвентаризации» от 10.08.2012г. №5-3871. от 04.12.2012г. № 5-6281.
Таким образом, с 1997г. указанное имущество относилось к объектам муниципальной собственности, и было включено в реестр объектов муниципальной собственности <адрес>.
Распоряжением Администрации <адрес> от 21.07.2008г. № «Об изменении правового режима жилых помещений в общежитиях в жилые дома социального использования» общежитие гостиничного типа по <адрес> было переведено в разряд жилого дома.
При обращении за регистрацией права муниципальной собственности на имущество, находящееся в многоквартирном жилом доме, Росреестр отказывает в регистрации права со ссылкой на ст.36 Жилищного кодекса РФ в связи с возможным нарушением прав участников общей долевой собственности многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1)помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование технические подвалы);
2)иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3)крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Разъясняя смысл стать 36 ЖК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 489-0-0 указал следующее. Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами к самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, действительно входят в состав многоквартирного жилого дома, но при этом не являются подвальными, находятся на первом этаже, номера на поэтажном плане: 55, 23,24,29,30 и не относятся ни к одному из перечисленных в статье 36 ЖК РФ видов общего имущества, так как в нем не размещается имущество, которое требуется для обеспечения эксплуатации всего здания. Спорные помещения используются как самостоятельные, имеют самостоятельные вход-выход, что видно из кадастровых паспортов на здание.
Следовательно, разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение с общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от назначения помещения (возможности его использования как самостоятельного, наличие самостоятельного входа-выхода и другие обстоятельства). Сам по себе факт нахождения нежилых помещений в жилом доме, в отсутствие у них признаков общего имущества, которые определены положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, не исключает возможности возникновения в отношении этих помещений права муниципальной собственности.
Регистрация права муниципальной собственности на указанное помещение необходима с целью дальнейшей передачи данного имущества в долгосрочную аренду и регистрации договора аренды в органе регистрации.
В соответствии со статей 6 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Ведение Единого государственного реестра прав путем соответствующей (государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес> началось с 03.08.1999г. (письмо от 20.06.2006г. №21.49-06/1034 начальника Шахтинского отдела Главного управления ФРС по РО).
Таким образом, право муниципальной собственности <адрес> на указанные помещения возникло до момента обязательной регистрации в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997г. №122гФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и не может быть никем прекращено или ограничено.
Изложенная позиция подтверждается пунктом 59 постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ № от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающий в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором сказано, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 ст.6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ.
Таким образом, нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, 1 этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1298 номер помещения на поэтажном плане 55 площадью 57,2 кв.м. и кадастровый номер: 61:59:0020210:1325 номера на поэтажном плане 23,24,29,30 площадью 33,1 кв.м. являются собственностью муниципального образования «<адрес>» и не могут относится к общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.
Статья 215 ГК РФ устанавливает, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса, а именно органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 2.27 Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации <адрес>, утвержденного решением городской Думы <адрес> от 21.12.2006г. №277, Комитет обеспечивает в пределах своей компетенции защиту имущественных интересов <адрес> при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражном суде, осуществляя полномочия лиц, участвующих в деле, а также в исполнительном производстве.
Согласно статье 21 решения городской Думы <адрес> от 27.10.2011г. № «Об утверждении «Положения о муниципальной собственности муниципального образования "<адрес>"» органы Администрации <адрес>, имеющие статус юридического лица, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, вправе обращаться в суд с исками в защиту интересов <адрес> как собственника муниципального имущества.
В связи с изложенным имеются законные основания признать муниципальное образование «<адрес>» собственником указанного нежилого помещения.
На основании изложенного истец просит суд признать право собственности муниципального образования «<адрес>» на объекты недвижимости:
- нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, I этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1298, площадью 57,2 кв.м., номер на поэтажном плане: 55.
- нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 1 этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1325, площадью 33,1 кв.м., номера на поэтажном плане 23,24,29,30.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации города Шахты - Щербаков А.Н. в судебное заседание явился, иск поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.
Представитель Администрации города Шахты Зорина Е.В. в судебное заседание явилась не возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчик Поляничко О.В. в судебное заседание явилась просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчик Заева Л.В. в судебное заседание явилась просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Остальные ответчики в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав доводы представителя истца, ответчиков, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением главы Администрации <адрес> от 27.01.1997г. № «О передаче жилищного фонда и жилищно-коммунальных объектов фирмы «Дон-Текс» в муниципальную собственность» в собственность <адрес> были переданы 78 жилых домов, в том числе жилой дом (общежитие) по <адрес>. Указанные жилые дома (общежития) были переданы в муниципальную собственность по акту приема-передачи от 24.03.1997г.
Данная передача происходила в соответствии с указом Президента РФ от 10.01.1993г. № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», согласно которого при приватизации государственных предприятий не подлежали и не включались в планы приватизации предприятий жилые дома, находящиеся на балансе предприятия. Данные жилые дома подлежали передаче в ведение органов местного самоуправления в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23.12.1993г. № «О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий» и от 07.03.1995г. № «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственности субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».
В связи с тем, что в муниципальную собственность были переданы жилые дома в целом, то жилые и нежилые помещения, входящие в состав указанных домов, также поступили в муниципальную собственность.
В частности, в жилом доме (общежитие) по <адрес> было принято в муниципальную собственность нежилое помещение, кадастровый номер: 61:59:0020210:1298, площадью 57,2 кв.м., номер на поэтажном плане: 55, а также нежилое помещение, кадастровый номер: 61:59:0020210:1325, площадью 33,1 кв.м., номера на поэтажном плане 23,24,29,30.
Право муниципальной собственности на указанные помещения подтверждается, справкой МУП <адрес> «Бюро технической инвентаризации» от 10.08.2012г. № на основании Постановления Главы Администрации от 27.01.1997г. № 66. (л.д. 15)
Таким образом, с 1997г. указанное имущество относилось к объектам муниципальной собственности, и было включено в реестр объектов муниципальной собственности <адрес>.
Комитет по управлению имуществом Администрации <адрес> от имени муниципального образования «<адрес>» распоряжался данным имуществом как собственник, в частности предоставлял по договору аренды в пользование третьему лицу.
Распоряжением Администрации <адрес> от 27.07.2008г. № «Об изменении правового режима жилых помещений в общежитиях в жилые дома социального использования» общежитие гостиничного типа по <адрес> было переведено в разряд жилого дома.
Комитет по управлению имуществом Администрации <адрес> обратился в Шахтинский отдел Управления Росреестра по РО с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на кадастровый номер: 61:59:0020210:1298, площадью 57,2 кв.м., номер на поэтажном плане: 55, а также нежилое помещение, кадастровый номер: 61:59:0020210:1325, площадью 33,1 кв.м., номера на поэтажном плане 23,24,29,30.
Однако в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект было отказано.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1)помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2)иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3)крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Разъясняя смысл стать 36 ЖК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 489-О-О указал следующее. Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, действительно входит в состав многоквартирного жилого дома, но при этом не является подвальным, находится на первом этаже, номера на поэтажном плане: 55,23,24,29,30, и не относится ни к одному из перечисленных в статье 36 ЖК РФ видов общего имущества, так как в нем не размещается имущество, которое требуется для обеспечения эксплуатации всего здания. Спорное помещение используется как самостоятельное, имеет самостоятельный вход-выход, что видно из техпаспорта на здание.
При этом необходимо учесть, что в указанном многоквартирном жилом доме весь первый этаж является нежилым, и никогда не использовался для жилищных целей. Жилые помещения и остальное общее имущество расположено на втором, следующих и подвальных этажах.
Следовательно, разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от назначения помещения (возможности его использования как самостоятельного, наличие самостоятельного входа-выхода и другие обстоятельства). Сам по себе факт нахождения нежилых помещений в жилом доме, в отсутствие у них признаков общего имущества, которые определены положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, не исключает возможности возникновения в отношении этих помещений права муниципальной собственности.
Регистрация права муниципальной собственности на указанное помещение необходима с целью дальнейшей передачи данного имущества в долгосрочную аренду и регистрации договора аренды в органе регистрации.
В соответствии со статей 6 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Ведение Единого государственного реестра прав путем соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес> началось с 03.08.1999г. (письмо от 20.06.2006г. №21.49-06/1034 начальника Шахтинского отдела Главного управления ФРС по РО).
Таким образом, право муниципальной собственности <адрес> на указанные помещения возникло до момента обязательной регистрации в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и не может быть никем прекращено или ограничено.
Изложенная позиция подтверждается пунктом 59 постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ № от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающий в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором сказано, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 ст.6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ.
Таким образом нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, I этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1298, площадью 57,2 кв.м., номер на поэтажном плане: 55.
нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 1 этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1325, площадью 33,1 кв.м., номера на поэтажном плане 23,24,29,30., является собственностью муниципального образования «<адрес>» и не может относится к общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.
Статья 215 ГК РФ устанавливает, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса, а именно органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 2.27 Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации <адрес>, утвержденного решением городской Думы <адрес> от 21.12.2006г. №277, Комитет обеспечивает в пределах своей компетенции защиту имущественных интересов <адрес> при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражном суде, осуществляя полномочия лиц, участвующих в деле, а также в исполнительном производстве.
Согласно статье 21 решения городской Думы <адрес> от 27.10.2011г. № «Об утверждении «Положения о муниципальной собственности муниципального образования "<адрес>"» органы Администрации <адрес>, имеющие статус юридического лица, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, вправе обращаться в суд с исками в защиту интересов <адрес> как собственника муниципального имущества.
В связи с изложенным имеются законные основания признать муниципальное образование «<адрес>» собственником указанного нежилого помещения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает необходимым признать право собственности муниципального образования «<адрес>» на объект недвижимого имущества нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, I этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1298, площадью 57,2 кв.м., номер на поэтажном плане: 55. нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 1 этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1325, площадью 33,1 кв.м., номера на поэтажном плане 23,24,29,30..
Установленные в суде обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, находящимися в материалах дела, исследованными в судебном заседании.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Признать право собственности муниципального образования «<адрес>» на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 1 этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1298, площадью 57,2 кв.м., номер на поэтажном плане: 55.
Признать право собственности муниципального образования «<адрес>» на объект недвижимого имущества -нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 1 этаж, кадастровый номер: 61:59:0020210:1325, площадью 33,1 кв.м., номера на поэтажном плане 23,24,29,30.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 19.11.2013г.
Судья: С.Е. Шам