Гражданское дело № 2-950/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 30 июня 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Яковенко Т.И.,
с участием истца Лымарь <данные изъяты>., представителя истца Лымарь <данные изъяты>. – Варлакова <данные изъяты>.,
при секретаре Кононовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лымарь <данные изъяты>, Штепенко <данные изъяты>, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Штепенко <данные изъяты>, к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Лымарь <данные изъяты>., Штепенко <данные изъяты>, действующая в том числе в интересах малолетней дочери Штепенко <данные изъяты>., обратились в суд с иском к указанным ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Требования мотивировали тем, что с 25.05.1999 года Лымарь <данные изъяты> относилась к гражданскому персоналу войсковой части 14058. В мае 2002 года ей и ее дочери Штепенко <данные изъяты> была предоставлена для постоянного проживания двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой они зарегистрированы с 31.05.2002 года, малолетняя Штепенко <данные изъяты>. зарегистрирована в квартире с 13.11.2012 года.
До настоящего времени истцы не участвовали в приватизации жилья, квартира не является служебной. В связи с этим, ссылаясь на положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» считает, что они имеют право на передачу в собственность в порядке приватизации занимаемой квартиры.
В судебном заседании истица Лымарь <данные изъяты>. и ее представитель Варлаков <данные изъяты> требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении и последующем поданном заявлении об уточнении иска. Дополнительно истец уточнила, что в связи с нахождением в трудовых отношениях с войсковой частью 14058, ей и ее дочери в октябре 1999 года для постоянного проживания была предоставлена указанная квартира, а позднее был выдан ордер № 686 от 06.05.2002 года. С октября 1999 года и по настоящее время она, ее дочь Штепенко <данные изъяты>., и родившаяся 21.10.2012 года внучка Штепенко <данные изъяты> постоянно проживают в квартире, несут расходы по ее содержанию; до настоящего время она состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 14058; требований о выселении к ее семье никем не предъявлялось. Полагает, что на момент ее предоставления квартира не имела статуса служебной, ранее в приватизации жилого помещения она и члены ее семьи не участвовали.
Истец Штепенко <данные изъяты>., извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Румянская <данные изъяты>., извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о его проведении в свое отсутствие. В представленных возражениях указала, что спорная квартира была выделена Лымарь <данные изъяты>. в качестве служебной из состава ведомственного жилого фонда на основании служебного ордера; в соответствии с постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 г. № 386-п спорное жилое помещение является служебным; до настоящего времени указанное постановление не отменено, иных постановлений, вынесенных до 01.03.2005 г., то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, отменяющих статус жилых домов, расположенных в военном городке Енисейск-4, не издавалось; просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Гордеев <данные изъяты>. в представленном возражении на исковые требования указал на отнесение спорного жилого помещения к числу служебных, ввиду чего просил отказать в удовлетворении иска, а также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Ответчик Департамент имущественных отношений МО РФ и привлеченное по инициативе суда в качестве соответчика Министерство обороны РФ, извещенные о рассмотрении дела, своих представителя в суд не направили.
Представители третьих лиц – администрации г. Енисейска, войсковой части 14058, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в судебное заседание не явились, просили каждый о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца и его представителя, допросив свидетелей <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы Лымарь <данные изъяты> и ее дочь Штепенко <данные изъяты>. проживают в жилом помещении – <адрес>, г Енисейск-4, с составом семьи три человека (Лымарь <данные изъяты>., ее дочь Штепенко <данные изъяты> и внучка Штепенко <данные изъяты>. 21.10.2012 года рождения).
В соответствии с представленным истицей Лымарь <данные изъяты>. служебным ордером № 686 от 6 мая 2002 года, спорная квартира была предоставлена по решению жилищной комиссии от 30.11.2001 г. для проживания в ней Лымарь <данные изъяты>., как служащей Российской Армии, проходящей службу в войсковой части 14058, на состав ее семьи из двух человек, на Лымарь <данные изъяты>. и ее дочь Лымарь <данные изъяты>. (Штепенко). Из содержания трудовой книжки истца Лымарь <данные изъяты>. следует, что с 21.12.1999 года и по настоящее время она состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 14058, выполняет обязанности техника отделения (относится к гражданскому персоналу войсковой части).
В соответствии с финансово-лицевым счетом, выпиской из домовой книги, справкой РЭУ № 7 ОАО «Славянка», по адресу: <данные изъяты> истица Лымарь <данные изъяты> и ее дочь Штепенко <данные изъяты> зарегистрированы с 31.05.2002 года; с 13.11.2012 г. в квартире также зарегистрирована и проживает Штепенко <данные изъяты>. (дочь Штепенко <данные изъяты>.).
Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РФ РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
При этом, в силу положений ст. ст. 10, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В этой связи, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009)).
На основании ст.4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 выше указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8,11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (п. п. 28,31 указанного Положения).
Из выше приведенных норм права следует, что само по себе предоставление военнослужащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации. По смыслу закона жилые помещения считаются служебными со времени вынесения решения о включении их в число служебных.
В соответствии с п. 12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 жилой дом, в котором находится квартира истцов № №, был передан ФГУ «Красноярская КЭЧ района» в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на праве оперативного управления.
Из пояснений истицы Лымарь <данные изъяты>. следует, что она и ее дочь вселились в спорную квартиру по решению жилищной комиссии войсковой части 14058 еще в октябре 1999 года, позднее им был выдан ордер на данную квартиру № 686 от 06.05.2002 года. Из пояснений истицы также следует, что сведения о регистрации по данному адресу были внесены в паспорт ее и дочери 31.05.2002 года. Спорная квартира была предоставлена семье Лымарь в порядке улучшения жилищных условий, в связи с нахождением Лымарь <данные изъяты> в трудовых отношениях с войсковой частью 14058.
Между тем, то обстоятельство что истица и ее дочь были вселены в спорную квартиру на законных основаниях и до выдачи ордера на жилое помещение, подтверждено показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Хликовой <данные изъяты>., Паршиным <данные изъяты>., Кузнецовой <данные изъяты> которые подтвердили, что семья Лымарь вселилась в квартиру № №, расположенную в д. <адрес> осенью 1999 года, и до настоящего времени Лымарь <данные изъяты>., ее дочь, а также родившаяся в 2012 году внучка постоянно проживают в спорной квартире. Не доверять показаниям допрошенных свидетелей, оснований у суда не имеется, так как свидетели были предупреждены в судебном заседании об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира была предоставлена семье Лымарь <данные изъяты>. из государственного жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Частью 1 статьи 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам спорного помещения, предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст. 105 ЖК РСФСР, ч. 2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
На основании ч. 1 ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Исходя из положений статей 101, 102, 105 Жилищного кодекса РСФСР, а также, учитывая пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РСФСР", важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Согласно статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 своего Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции РФ, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Решением Енисейского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета № 40 от 20 февраля 1987 года «О признании квартир служебными», представленным в материалы дела в ходе досудебной подготовки дела представителем войсковой части 14058, признаны служебными квартиры в жилом городке «Полюс» войсковой части 14058, согласно приложению. Гражданам и военнослужащим, проживающим в этих квартирах (после освобождения) предписано выдать ордера «служебные» (п. 2 Решения). Однако, в приложении к данному решению спорная квартира № № расположенная в жилом доме № №, отсутствует, в качестве служебной не числится.
В последующем постановлением администрации г. Енисейска № 356-р от 14 июля 2000 года жилые дома №№ с 1 по 14, 22, расположенные на территории военного городка № 1 признаны служебными.
На момент издания данного постановления спорное жилое помещение уже занимала семья Лымарь. Между Лымарь <данные изъяты>. и Министерством обороны Российской Федерации жилищный договор, предметом которого являлось бы специализированное жилое помещение, в установленном порядке не заключался.
Отметки в ордере № 686 от 06.05.2002 года о том, что предоставляемая квартира является служебной, не имеется, а сама форма данного ордера не подтверждает статуса спорной квартиры в качестве служебного жилья на момент его предоставления семье Лымарь Е.А., так как не соответствует установленной на момент вселения в спорную квартиру форме ордера на служебное жилое помещение, утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 852-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок в г. Енисейске.
Однако Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы РФ» Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, подраздел «Красноярский край» из Перечня исключен.
Исходя из вышеизложенного, приведенных норм материального права следует, что само по себе предоставление ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации.
Таким образом, в настоящее время занимаемое истцами Лымарь <данные изъяты>.. Штепенко <данные изъяты>. и малолетней Штепенко <данные изъяты>. жилое помещение не относится к жилищному фонду закрытого военного городка. Присвоение квартире статуса "служебного жилья" (по постановлению от 14.07.2000 года) не может умалять жилищных прав истцов, поскольку на момент заселения семьи Лымарь, квартира таким статусом не обладала и служебной не являлась. Договор служебного найма с истцами не заключался, требования о выселении их из спорного жилого помещения никем не предъявлялись.
Фактически между сторонами сложились отношения по пользованию жилым помещением на условиях социального найма, что подтверждается длительностью указанных правоотношений, исполнением истцом Лымарь <данные изъяты> обязанностей нанимателя жилого помещения, постоянным проживанием истцов в жилом помещении.
При таких обстоятельствах доводы представителей ответчиков о том, что спорная квартира предоставлялась Лымарь <данные изъяты>. как «служебная» в связи с характером трудовых отношений, по мнению суда, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела и установленными по делу обстоятельствами.
Доказательств тому, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, ответчиком суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено, на основании чего суд приходит к выводу о том, что истцы пользуются спорной квартирой на условиях социального найма.
Истцы Лымарь <данные изъяты>., ее дочь Штепенко <данные изъяты>. и родившаяся в 2012 году Штепенко <данные изъяты>. постоянно проживают в спорной квартире с момента ее предоставления, на нее открыт финансовый лицевой счет, по которому они производят оплату за жилищную и коммунальные услуги.
Из представленных в материалы дела справок Отдела по вопросам имущественных отношений администрации г. Енисейска от 12.02.2014 года следует, что истцы право на приватизацию жилого помещения на территории г. Енисейска не использовали. Отсутствие у истцов на праве собственности иных жилых помещений подтверждено представленными в материалы дела справками из Управления Росреестра. До настоящего времени квартира остается в федеральной собственности и в муниципальную собственность города Енисейска не передавалась.
Учитывая, что спорная квартира является объектом государственной собственности и истцы приобрели право пользования жилым помещением на условиях социального найма, желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее они не воспользовались, доказательств тому, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации ответчиками не представлено, в настоящее время военный городок Енисейск-4, расположенный в г. Енисейске, исключен из перечня закрытых военных городков, истцы постоянно проживают в спорной квартире, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, требований о выселении к ним не предъявлялось и не предъявляется, спора о правах на указанное жилое помещение третьими лицами не заявлено, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лымарь <данные изъяты>, Штепенко <данные изъяты>, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Штепенко <данные изъяты>, удовлетворить.
Признать за Лымарь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Штепенко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Штепенко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности в порядке приватизации, по 1/3 доли в праве за каждым на жилое помещение - квартиру, общей площадью 52 кв.м, с кадастровым номером 24:47:0000000:2432, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2015 года