РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 октября 2023 года адрес
Пресненский районный суд адрес в составе
председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7650/23 по исковому заявлению фио действующая в своих интересах и интересах малолетнего фио, Моисеева Виктора Степановича, фио Любовь Васильевны, Нагерняк Анны Викторовны, Нагерняк Александра Михайловича, Ушакова Виктора Викторовича, Ушаковой Екатерины Викторовны, Ушаковой Кристины Викторовны к Департаменту городского имущества адрес (далее - Департамент) о признании незаконным распоряжения, признании незаконным решения о признании расторжения брака действием, повлекшим ухудшение жилищных условий; признании незаконным решения Департамента об отложении рассмотрения жилищного вопроса на 5 лет, обязании рассмотреть вопрос о внеочередном улучшении жилищных условий,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес (далее – Департамент) о признании незаконным распоряжения Департамента от 26.01.2023 № 3454, признании незаконным решения Департамента от 23.03.2023 № 33-6-345116/23-(0)-1, признании незаконным решения Департамента о признании расторжения брака между фио и фио, действием, повлекшим ухудшение жилищных условий; признании незаконным решения Департамента об отложении рассмотрения жилищного вопроса на 5 лет, обязании рассмотреть вопрос о внеочередном улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что семья фио из 9 человек (он, Моисеева Л.В., Нагерняк А.В., Нагерняк А.М., Ушакова Е.В., Ушаков В.В., фио, Ушакова К.В.) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 по месту жительства по адресу: адрес.... Распоряжением Департамента от 26.01.2023 № 3454 истцам взамен освобождаемой трехкомнатной квартиры (площадью жилого помещения 56.5 кв. м, общей площадью 55,8 кв. м, жилой площадью 37,7 кв. м), расположенной по адресу: адрес. ... предоставляется равнозначная трехкомнатная квартира (площадью жилого помещения 67.3 кв. м. общей площадью 65 кв. м, жилой площадью 41 кв. м) по адресу: адрес (кадастровый номер - ...) в доме новостройке с заключением договора социального найма жилого помещения. Истцы считают указанное распоряжение Департамента незаконным и необоснованным, нарушающим их права на внеочередное улучшение жилищных условий, поскольку издавая распоряжение от 26.01.2023 № 3454 о предоставлении истцам равнозначной квартиры без проведения предварительной перерегистрации учетного дела истцов Департамент воспрепятствовал реализации истцами предоставленного им законом права улучшения жилых помещений во внеочередном порядке и не обеспечил соблюдение установленных законом дополнительных гарантии их жилищных и имущественных прав при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес. В дальнейшем в ходе проведения перерегистрации учетного дела по мнению Департамента письмом от 23.03.2023 № 33-6-345116/23-(0)-1 установлено, что внучкой фио 08.12.2020 был расторгнут брак с фио, что является ухудшением жилищных условий, однако фио бывший муж внучки нанимателя фио не является членом семьи нанимателя, не проживает совместно с нанимателем, наниматель его членом семьи не признавал, в квартиру не вселял.
Истец Моисеева Л.В. и ее представитель по доверенности фио в судебное заседание явились, исковые требования поддержали. Истцы фио действующая в своих интересах и интересах малолетнего фио, фиоС, фиоВ, фиоМ, Ушаков В.В., фиоВ, Ушакова К.В. в судебное заседание не явились, извещены, в заявлении на имя суда просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом по адресу: адрес включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес (далее – Программа реновации), утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП.
Процесс реализации Программы реновации жилищного фонда адрес регламентируется правовыми положениями Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», а также специальными нормами жилищного права.
В силу положений статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» нанимателю жилого помещения и проживающим совместно с ним членам его семьи взамен освобождаемого ими жилого помещения предоставляется равнозначное жилое помещение по договору социального найма, а при наличии их письменного заявления равнозначное жилое помещение предоставляется им на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
Одновременно, согласно положениям названной статьи, гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), и имеющим в собственности или в пользовании на условиях социального найма жилые помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, жилищные условия улучшаются путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, установленной нормативным правовым актом адрес, во внеочередном порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом адрес.
Таким образом, в соответствии с положениями вышеприведенной правовой нормы, внеочередное улучшение жилищных условий лиц, состоящих на очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях и проживающих в жилом помещении дома, включенного в программу реновации, производится с соблюдениями специальных правовых актов адрес, регулирующих соответствующие правоотношения. Такими нормативно-правовыми актами являются Закон адрес от 17.05.2017 № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес» (далее – Закон № 14), а также Закон адрес от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения» (далее – Закон № 29).
При реализации Программы реновации для граждан, состоящих на жилищном учете, предусмотрено улучшение жилищных условий вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом № 29.
Согласно ст. 6 Закона № 14, собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом адрес «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения», вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом адрес «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения».
Из материалов дела следует, что семья фио из 9 человек (он, Моисеева Л.В., Нагерняк А.В., Нагерняк А.М., Ушакова Е.В., Ушаков В.В., фио, Ушакова К.В.) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 по месту жительства по адресу: адрес....
Общие для всех жителей адрес правила очередности улучшения жилищных условий установлены положениями ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ст. 17 Закона адрес от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения» (далее – Закон № 29) и Государственной программы адрес «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП, согласно которым предоставление жилых помещений из жилищного фонда адрес или оказание помощи города в приобретении жилых помещений в собственность состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам осуществляются по выбранному ими способу улучшения жилищных условий в порядке очередности исходя из времени принятия на жилищный учет.
Распоряжением Департамента от 26.01.2023 № 3454 истцам взамен освобождаемой трехкомнатной квартиры (площадью жилого помещения 56.5 кв. м, общей площадью 55,8 кв. м, жилой площадью 37,7 кв. м), расположенной по адресу: адрес. ... предоставляется равнозначная трехкомнатная квартира (площадью жилого помещения 67.3 кв. м. общей площадью 65 кв. м, жилой площадью 41 кв. м) по адресу: адрес (кадастровый номер - ...) в доме новостройке с заключением договора социального найма жилого помещения.
В соответствии с Порядком осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденным Приказом Департамента городского имущества адрес от 8 сентября 2021 года N 227 не менее чем за год до планируемого принятия решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью адрес (п. 1.3), а также при поступлении заявлений от граждан о внесении изменений в учетное дело Департаментом должна проводится перерегистрация учетного дела.
В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона адрес от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения» непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью адрес, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти адрес в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям адрес состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью адрес.
Согласно ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации (далее - собственники жилых помещений), и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:
- жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
- такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом адрес;
- такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации (при этом границы указанного района определяются по состоянию на 1 января 2017 г.), за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или адрес. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
Порядок приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда адрес, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения регламентирован правовыми положениями Постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 N 45-ПП, согласно которым собственник, наниматель взамен приобретения в собственность равнозначного жилого помещения вправе по письменному заявлению, направляемому в Московский фонд реновации жилой застройки, при наличии соответствующих жилых помещений, находящихся в собственности Фонда, приобрести за доплату жилое помещение (жилые помещения) в многоквартирном доме, в котором такому собственнику, нанимателю предоставляется равнозначное жилое помещение, либо в ином построенном в целях реализации Программы реновации многоквартирном доме, в котором имеется резерв жилых помещений, при условии, что такой многоквартирный дом расположен в одном районе города с многоквартирным домом, который включен в Программу реновации и в котором собственнику, нанимателю принадлежит жилое помещение (п. 1.1 постановления). Приобретение жилого помещения (жилых помещений) осуществляется по договору мены с доплатой, заключаемому собственником с Фондом, или по договору купли-продажи, заключаемому нанимателем с Фондом (п. 1.3 постановления). Размер доплаты по договору мены, цена договора купли-продажи определяется исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого собственником, нанимателем по договору мены, договору купли-продажи с учетом скидки в размере 10 процентов от размера доплаты по договору мены, цены договора купли-продажи, определенных в соответствии с пунктом 1.5 Постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 N 45-ПП (п. 1.5, 1.6 постановления).
Согласно ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в случае, если договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение и подлежащий заключению в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, не был заключен в течение девяноста дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, заказным письмом с уведомлением о вручении, уполномоченный орган исполнительной власти адрес вправе обратиться в суд с требованием одновременно о понуждении указанного собственника жилого помещения к заключению договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, об освобождении жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и о передаче его в собственность адрес, а также о государственной регистрации перехода права собственности на соответствующее жилое помещение.
В соответствии с абз. 23 ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), и имеющим в собственности или в пользовании на условиях социального найма жилые помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, жилищные условия улучшаются путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, установленной нормативным правовым актом адрес, во внеочередном порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом Москвы. В случае отказа указанных граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении ими условий, установленных нормативным правовым актом Москвы, им предоставляется в соответствии с настоящим Законом равнозначное жилое помещение либо равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения. Указанные граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до получения ими жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с данного учета.
Также положениями п. 1 ст. 6 Закона адрес от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес" предусмотрено, что собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения”.
Установлено, что истцы являются гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приняты на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в связи с чем суд приходит к выводу, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства, поскольку истцам, состоящим на жилищном учете, не улучшены жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения”, доказательств отказа истцов от улучшения жилищных условий, со стороны Департамента суду не представлено.
Возражая против доводов истцов о наличии у них права на предоставление не равнозначного жилого помещения, а жилого помещения по норме предоставления во внеочередном порядке, ответчик указывает, что семья действительно состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, однако истцы ухудшили свои жилищные условия, а именно в ходе проведения перерегистрации учетного дела установлено, что внучкой заявителя – фио 08.12.2020 был расторгнут брак с фио
Так, непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти адрес осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семьи иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в ст. 10 Закона № 29 (ч.ч. 3, 6 ст. 16, ч. 5 ст. 21 Закона № 29) и проводится перерегистрация учетного дела.
К членам семьи заявителя отнесены супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда (ч. 2 ст. 1 Закона № 29).
В соответствии со ст. 10 Закона № 29 изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака, относится к числу действий, повлекших ухудшение жилищных условий, последствием совершения которых является изменение срока предоставления жилого помещения до истечения пятилетнего срока с момента их совершения.
Установлено, что перерегистрация учетного дела семьи фио была проведена 20.03.2023, т.е уже после издания распоряжения Департамента от 26.01.2023 «О предоставлении равнозначного жилого помещения в доме-новостройке по договору социального найма взамен жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации», что также свидетельствует о нарушении норм действующего законодательства.
В ходе проведения перерегистрации учетного дела установлено, что внучкой заявителя – фио 08.12.2020 был расторгнут брак с фио
Сам факт расторжения брака не является ухудшением жилищных условий, однако влияет на расчет жилищной обеспеченности семьи, состоящей на жилищном учете.
Если вследствие расторжения брака произошло уменьшение размера площади жилого помещения, приходящейся граждан, состоящих на жилищном учете, то данное действие рассматривается как повлекшее ухудшение жилищных условий в силу норм п. 4 ч. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 21 Закона.
С целью установления наличия/отсутствия факта ухудшения жилищных условий письмо Департамента от 23.03.2023 № 33-6-345116/23-(0)-1, уведомлением от 05.05.2023 № ДГИ-33762/23-(3)-1 семье заявителя было предложено дополнительно представить документы личного характера фиоИ и сообщено, что в случае отсутствия документов в отношении фио установить наличие/отсутствие факта ухудшения жилищных условий не представляется возможным, в связи с чем жилищный вопрос семьи фио в силу ч. 5 ст. 21, ч. 2 ст. 10 Закона подлежит рассмотрению после истечения пяти лет с момента расторжения брака (после 08.12.2025), также направлен проект договора о предоставлении равнозначного жилого помещения в доме-новостройке по договору социального найма взамен жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации.
В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении жилых помещений жителям адрес из жилищного фонда адрес или помощи адрес в приобретении жилых помещений жителями адрес в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи адрес.
Изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака; отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения: относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ).
Частью 2 ст. 1 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения предусмотрено, что к членам семьи заявителя (то есть лица, признанного нуждающимся в жилых помещениях) относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Из приведенных положений Закона адрес следует, что при представлении жилых помещений из жилищного фонда адрес учету подлежит не сам факт расторжения брака, а факт ухудшения данными действиями жилищных условий.
В соответствии со ст. 7 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях, в том числе если не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 5 ст. 21 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти адрес осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
На основании ч. 6 ст. 21 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" в зависимости от результатов проверки принимается следующее решение:
1) о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
2) об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона;
3) о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в адрес.
Исходя из смысла вышеприведенных положений закона, ограничения при предоставлении жилых помещений жителям адрес из жилищного фонда или оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Между тем, действия истца при расторжении брака между фио и фио не были направлены на ухудшение жилищных условий, расторжение брака в 2020 году на жилищные условия семьи истцов не повлияло, уровень их жилищной обеспеченности в связи с этим не изменился, бывший зять внучки нанимателя на улучшение жилищных условий не претендует, в квартиру нанимателя не вселялся, а потому расторжение данного брака не является намеренным ухудшением жилищных условий семьи истцов.
Исходя из требований действующего законодательства (в частности, Закона адрес от 14.06.2006 года №29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения»), а также согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении по делу № 33-КАД20-3-КЗ. членами семьи нанимателя являются супруги, дети и родители собственника/нанимателя жилого помещения.
Других родственников можно признать членами семьи, если наниматель квартиры сам вселил их к себе.
Нанимателем, заключившим договор социального найма жилья, а также лицом обратившимся с заявлением принять его семью на жилищный учет является Моисеев В.С., в связи с чем суд приходит к выводу, что фио, бывший муж внучки нанимателя фио не является членом семьи нанимателя фио
Наниматель и бывший зять не являются членами одной семьи, такую позицию выразил Верховный суд РФ (дело № 33-КАД20-3-КЗ).
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным распоряжение Департамента городского имущества адрес от 26.01.2023 № 3454 «О предоставлении равнозначного жилого помещения в доме-новостройке по договору социального найма взамен жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации»; признании незаконным решение Департамента городского имущества адрес, оформленное Письмом «О предложении заключения договора социального найма» от 23 марта 2023 г. № 33-6-345116/23-(0)-1; признании незаконным решение Департамента городского имущества адрес о признании расторжения брака между фио и фио действием, повлекшим ухудшение жилищных условий и о рассмотрении вопроса улучшения жилищных условий по истечении 5 лет со дня совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также подтверждения права состоять на жилищном учете в адрес; с возложением обязанности на Департамент городского имущества адрес повторно рассмотреть вопрос о внеочередном улучшении жилищных условий фио, несовершеннолетнего фио, фио, Моисеевой Л.В., Нагерняк А.В., Нагерняк А.М., фио, Ушаковой Е.В., Ушаковой К.В. и предоставлении жилого помещения по норме предоставления и на условиях, установленных нормативным актом адрес.
Также суд обращает внимание, что Департаментом в рамках одного решения, а не сумма прописью указано в просительной части искового заявления выносилось решение в части признания расторжения брака между фио и фио, действием, повлекшим ухудшение жилищных условий и отложении рассмотрения жилищного вопроса на 5 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес, оформленное Письмом «О предложении заключения договора социального найма» от 23 марта 2023 г. № 33-6-345116/23-(0)-1.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес о признании расторжения брака между фио и фио действием, повлекшим ухудшение жилищных условий и о рассмотрении вопроса улучшения жилищных условий по истечении 5 лет со дня совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также подтверждения права состоять на жилищном учете в адрес.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества адрес повторно рассмотреть вопрос о внеочередном улучшении жилищных условий фио действующая в своих интересах и интересах малолетнего фио, Моисеева Виктора Степановича, фио Любовь Васильевны, Нагерняк Анны Викторовны, Нагерняк Александра Михайловича, Ушакова Виктора Викторовича, Ушаковой Екатерины Викторовны, Ушаковой Кристины Викторовны и предоставлении жилого помещения по норме предоставления и на условиях, установленных нормативным актом адрес.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес в течение месяца.
Судья А.И. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.10.2023░.