Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1260/2018 ~ М-1238/2018 от 13.11.2018

Дело № 2-1260/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области         «03» декабря 2018 года

Зейский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Козловой Е.Н., с участием истца Бочкова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкова В.И. к администрации города Зея Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,

УСТАНОВИЛ:

Бочков В.И. обратился с настоящим исковым заявлением в суд, в обоснование заявленных требований указав, что на основании решения Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> его мать ФИО1 была лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением главы администрации г. Зея <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истец поставлен на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения. <Дата обезличена> истец обратился с заявлением в администрацию г. Зея с заявлением о внеочередном предоставлении ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот. На основании уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Бочков В.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Зея, вне очереди. В <Дата обезличена> Бочков В.И. окончил Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «<данные изъяты>» получил аттестат об основном общем образовании. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> был временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, в настоящее время в г. Зея не зарегистрирован, проживает по адресу <адрес>.

Истец, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, в связи с чем просит обязать администрацию города Зеи предоставить ему жилое помещение по договору специализированного найма в г. Зея, отвечающие санитарным и иным установленным требованиям, площадью не ниже установленной в г. Зее нормы предоставления жилой площади (28 квадратных метров).

В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске.

Представитель ответчика - администрации города Зеи Колмыкова М.Г. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, представила письменные возражения на иск, в соответствии с которыми просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили, отзыв на иск не представили.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 40 Конституции РФ, граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, чётко обозначен федеральным законодательством.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его Преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

К последним, названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз.4 ст. 1).

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01 января 2013 года, в законодательные акты, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ).

Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом № 15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе №159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

Как установлено в судебном заседании, Бочков В.И. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, решением Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> мать истца – ФИО1 лишена в отношении своего сына Бочкова В.И. родительских прав.

Согласно справки о рождении Бочкова В.И. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, сведения об отце – ФИО2 указаны на основании заявления матери ребенка.

Постановлением главы города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> несовершеннолетний Бочков В.И., <Дата обезличена> года рождения, поставлен на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения.

В <Дата обезличена> году Бочков В.И. окончил Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «<данные изъяты>» и получил аттестат об основном общем образовании.

На основании уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Бочков В.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Зея, вне очереди.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Бочков В.И. был поставлен на учёт для внеочередного получения жилого помещения как лицо, относящееся к детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения им возраста 23 лет, в связи с чем у него возникло право на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей.

При этом судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец не имеет в собственности каких-либо жилых помещений, до настоящего времени Бочкову В.И. жилого помещения не предоставлено, в связи с чем, суд находит установленным факт, что истец до настоящего является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, несмотря на то, что <Дата обезличена> истец Бочков В.И. обратился в администрацию г. Зея с заявлением о предоставлении ему в соответствии с законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилого помещения в связи с тем, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени указанное жилое помещение ему представлено не было.

Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2). Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения (ч. 3). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 4).

Согласно п. 5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 апреля 2013 года № 91/30 (с изменениями внесенными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 марта 2014 г. № 16/22), норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.

Как следует из сведений представленных ОВМ г. Зея Бочков В.И. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> был временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, в настоящее время согласно пояснениям истца проживает в <адрес>, без регистрации.

Таким образом, Бочкову В.И. должно быть предоставлено жилое помещение в г. Зея Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

При этом суд не может согласиться с заявленными истцом требованиями в части предоставления ему жилого помещения жилой площадью 28 кв.м, поскольку данное требование не основано на законе, и устанавливает размер 28 кв.м общей площади жилого помещения.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. В связи с этим срок для исполнения решения суда, установлен судом быть не может.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бочкова В.И. к администрации города Зея Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Зеи предоставить Бочкову В.И. жилое помещение по договору специализированного найма в городе Зее Амурской области, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не ниже установленной в городе Зея нормы предоставления общей площади жилого помещения (28 квадратных метров).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий                        А.А. Плешков

2-1260/2018 ~ М-1238/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бочков Владимир Игоревич
Ответчики
Администрация города Зея
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Плешков Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
13.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2018Передача материалов судье
13.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2018Судебное заседание
03.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее