дело № 2-1588/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2011 года г.Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Лазаренко Е.О.,
с участием прокурора Патрина О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Семаго В.В. о защите избирательных прав, об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Красноармейск от 31.01.2012 года № 23/6 « Об отказе в регистрации Семаго В.В. кандидатом на должность Главы городского округа Красноармейск»,
УСТАНОВИЛ:
Семаго В.В. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Красноармейск от 31.01.2012 года № 23/6 « Об отказе в регистрации Семаго Владимиру Владимировичу кандидатом на должность Главы городского округа Красноармейск».
В обоснование своего заявления указал, что основанием для отказа послужило не представление документов об образовании. Считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку ему не требовалось представлять документы об образовании, так как в заявлении о согласии баллотироваться указал об отсутствии у него образования, и кандидат при выдвижении должен подтвердить только ту информацию, которую он сам о себе указывает. Кроме этого, выявление недостоверности представленных в заявлении сведений не может служить основанием отказа в регистрации кандидата, так как основания такого отказа исчерпывающе устанавливаются пунктом 24 ст. 38 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее 67-ФЗ). Какой-либо документ об отсутствии у гражданина образования действующим законодательством не предусмотрен. Пунктом 1.1. ст. 38 Закона 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. После этого кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Однако он не был извещен о каких-либо недостатках в предъявленных документах, что также служит основанием для признания решения комиссии незаконным. Просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Красноармейск от 31.01.2012 года № 23/6 « Об отказе в регистрации Семаго Владимиру Владимировичу кандидатом на должность Главы городского округа Красноармейск», обязать территориальную избирательную комиссию города Красноармейск незамедлительно зарегистрировать его кандидатом на должность Главы городского округа Красноармейск.
В судебном заседании Семаго В.В. и его представитель по доверенности Горьков Н.В. ( л.д. 10) заявление и обстоятельства, изложенные в заявлении поддержали и дополнили, что в данном случае нельзя ссылаться на отсутствие документа об образовании, поскольку сведений об образовании не было указано, а какой-либо документ об отсутствии образования действующим законодательством не предусмотрен. Кроме этого не было заседания комиссии и об отсутствии сведений кандидат должен быть извещен. Тогда заявитель мог уточнить и дополнить документы. Семаго В.В. действительно имеет два высших образования, но непредставление документов об образовании связано с их утратой при пожаре, в связи с чем он представить их при подаче заявления не мог.
В судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии города Красноармейск по доверенности Аракелян М.С. (л.д. 9) заявление не признал, пояснив, что решение соответствует действующему законодательству. В ходе проверки выяснилось, что у Семаго В.В. имеется два высших образования. Запрос по поводу истребования сведений также был направлен в Областную избирательную комиссию, откуда поступил ответ, что лицо обладает дипломом о высшем образовании. Независимо от наличия уведомления кандидата о недостоверности сведений, в его регистрации должно быть отказано, поскольку у него отсутствовали документы об образовании. Семаго В.В. вообще не представил какие-либо документы об образовании, в связи с чем ничего не мог уточнять и дополнять. Кроме этого, Семаго В.В. не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, поскольку у него выявлено 16 недействительных подписей, что составляет более 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В заключении помощник Пушкинского городского прокурора Патрин О.В. полагал, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку Семаго В.В. не представил документы об образовании.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, полагает, заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 26 ГПК РФ, Федеральным Законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ в редакции от 25.07.2011 года, Законом Московской области от 11.07.2006 г. № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» в редакции от 24.06.2011 года.
Статьей 75 ч.1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 5 указанной выше статьи Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 07.12.2011 года № 64-1 назначены выборы, в том числе, Главы городского округа Красноармейск Московской области на 04 марта 2012 года.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 06.12.2011 года №33/521-5 возложены полномочия избирательной комиссии городского округа Красноармейск на территориальную избирательную комиссию (ТИК) города Красноармейск.
17 января 2012 года Семаго В.В. в ТИК г. Красноармейск подано заявление о согласии баллотироваться, в котором он указал сведения об отсутствии у него образования. К другим необходимым документам, Семаго В.В. также приложил отдельное заявление, в котором указал, что этим заявлением подтверждает отсутствие у него образования. Семаго В.В. были представлены подписи избирателей в количестве 354 при необходимых для регистрации 321 подписи.
31.01.2012 года территориальной избирательной комиссии города Красноармейск вынесено решение № 23/6 « Об отказе в регистрации Семаго В.В. кандидатом на должность Главы городского округа Красноармейск» по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 22 статьи 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». Из решения следует, что в результате проверки достоверности сведений, указанных кандидатом в заявлении, было установлено, что кандидат не указал сведения о наличие высшего образования и не представил документы о высшем образовании.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные положения содержит пункт 2 ст. 23 Закона Московской области от 11.07.2006 г. № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Как ранее отмечалось, оспариваемое решение вынесено на основании пункта 3 части 22 статьи 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», из которого следует, что основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержит подпункт "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из объяснений Семаго В.В. следует, что у него имеется два высших образования, однако в виду утраты дипломов, он не представил соответствующие копии дипломов об образовании, указал в заявлении сведения об отсутствие у него образования.
Нельзя согласиться с заявителем о том, что отдельное заявление об отсутствие у него образования является документом, подтверждающим его сведения об образовании, так как это заявление таким документов не является. Законодатель закрепил специальной нормой необходимость предоставления документов об образовании. Иное толкование возникшей правовой ситуации, означало бы бесконтрольной возможности кандидатов указывать в заявлении любые сведения, в том числе не соответствующие действительности, как в данном случае поступил Семаго В.В., без соответствующего документального подтверждения. Тем самым, нарушался бы принцип равенства все кандидатов и права избирателей на достоверную информацию о кандидатах.
Доводы заявителя о том, что кандидата не уведомили надлежащим образом о выявленных недостатках в соответствии с частью 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд находит не состоятельными.
Положения пункта 1.1 статьи 38 данного Закона допускает лишь возможность уточнения и дополнения сведений, содержащихся в представленных в избирательную комиссию документах, а Семаго В.В. в данном случае вообще не был представлен документ об образовании, который он уже был не вправе дополнительно предоставить.
На это указывает и содержание Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Центризбиркома РФ от 23.03.2007 г. N 203/1272-4.
Поскольку избирательные документы были представлены в неполном объеме, вывод комиссии об отказе в регистрации основан на законе.
Кроме этого, в судебном заседании установлены иные основания для отказа в регистрации Семаго В.В. кандидатом.
По правилам подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2006 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
21.01.2012 года Семаго В.В. представил в ТИК г. Красноармейск подписи избирателей, собранные в поддержку его самовыдвижения. 28.01.2012 года указанные подписи избирателей проверены рабочей группой.
Из п.1 ст. 38 Федерального закона от 12.02.2006 г. N 67-ФЗ следует, что регистрация кандидата, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно абзацу 2 ч.1 ст. 27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, необходимое для регистрации кандидата составляет 1,5 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Из пункта 3 ст. 38 Федерального закона от 12.02.2006 г. N 67-ФЗ следует, что проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
При этом, в соответствие в подпунктом «д» п.24 ст. 38 этого Закона N 67-ФЗ, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является безусловным основанием для отказа регистрации кандидата.
Число подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность Главы городского округа Красноармейск МО в соответствие с абзацем 2 ч.1 ст. 27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» составляет 321 подпись. При этом в соответствие с ч.2 ст. 28 этого Закона количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимых для его регистрации не более, чем на 10%.
Таким образом, кандидаты на должность Главы городского округа Красноармейск МО были вправе представить в ТИК г. Красноармейск от 321 до 353 подписей избирателей.
В соответствие с п.3 ст. 38 Закона N 67-ФЗ ТИК г. Красноармейск создана рабочая группа по проверке представленных кандидатами подписей избирателей в составе 5 членов ТИК и привлеченного эксперта-криминалиста ЭКЦ ГУВД по МО Миленина Н.Ю.
На основании вышеуказанной нормы права, рабочей группой проверялось 25% от числа подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов на должность Главы городского округа Красноармейск МО, т.е. 86 подписей избирателей. При этом, выявление 9 и более недостоверных и ( или) недействительных подписей избирателей являлось основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Главы городского округа Красноармейск МО на основании подпункта «д» п.24 ст. 38 Закона N 67-ФЗ.
Семаго В.В. для регистрации кандидатом представлено 354 подписи. При проведении проверки рабочей группой выявлено: 1 подпись, содержащая неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателя; 3 подписи, содержащие неоговоренные исправления в сведениях об избирателей; 5 подписей, содержащие неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, которые признаны недействительными, на основании п.6 -п.8 ч.12 ст. 28 Закона Московской области « О муниципальных выборах в Московской области».
Кроме этого, экспертом Милениным Н.Ю., включенным в состав рабочей группы, выявлено 3 случая выполнения двух дат внесения подписей избирателей одним лицом; 1 случай выполнения четырех дат внесения подписей избирателей одним лицом; 1 случай выполнения трех дат внесения подписей избирателей одним лицом.
Таким образом, недействительными признаны 16 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидата Семаго В.В., отобранных для проверки, что составляет 18% от количества подписей, отобранных для проверки.
Доводы заявителя о том, что суд не должен проверять указанные ТИК г. Красноармейск доводы о недействительности подписей, являются необоснованными, поскольку на данные правоотношения распространяются положения ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, из которой следует, что при рассмотрении и разрешении таких дел, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Оценив указанные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии является законным и обоснованным, оснований для регистрации Семаго В.В.кандидатом на должность Главы городского округа Красноармейск Московской области не имеется.
На основании ст.ст.33,38, 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ст.ст. 23, 28 Закона Московской области от 11.07.2006 г. № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» и руководствуясь ст.194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Семаго В.В. о защите избирательных прав, об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Красноармейск от 31.01.2012 года № 23/6 « Об отказе в регистрации Семаго Владимиру Владимировичу кандидатом на должность Главы городского округа Красноармейск» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме -07 февраля 2012 года.
Судья: