Решение по делу № 2-514/2015 от 09.06.2015

                                      РЕШЕНИЕ                         2-514/2014

                            ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ                                                                      <адрес>

    Судья Карабулакского районного суда Республики Ингушетия ФИО15., при секретаре ФИО9, с участием представителя УФМС России по <адрес>ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на неправомерные действия управления Федеральной миграционной службы России по <адрес>,

Установил:

    ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4 И., Бекьузаров ФИО5 И. обратились в суд с заявлением на неправомерные действия управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> ( далее УФМС России по РИ), выразившиеся в отказе продления статуса вынужденного переселенца из ЧР, в включении в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, в выдаче удостоверения вынужденного переселенца.

    Из заявления следует, что в результате военных действий в Чеченской Республике им пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству миграционной службой Республики Ингушетия был предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы соответствующие удостоверения. Они ежегодно продлевали статус вынужденного переселенца до 2009 года. До мая 2015 года их просьбы о возвращении утерянных удостоверений вынужденного переселенца сотрудниками УФМС России по РИ игнорировались. Постоянно являться в УФМС России не представлялось возможным по причине плохого состояния здоровья.     Просят обязать УФМС России по РИ, продлить статус вынужденного переселенца, выдать удостоверения вынужденного переселенца взамен утерянных и включить в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель УФМС России по РИ ФИО10 требования заявителей не признал пояснив, что заявителям было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца и в выдаче удостоверения вынужденного переселенца в связи с пропуском сроков обращения с 2009 года, кроме того заявителям была выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 136000 рублей в 2002 году. О том, что заявителями по причине ухудшения здоровья пропущены сроки обращения в УФМС России по РИ стало известно в день рассмотрения заявления в суде.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы заявителей и представителя УФМС России по РИ, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В соответствии с Законом РФ от 19.02.93г. «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения его прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).

Своим письмом УФМС России по РИ за от ДД.ММ.ГГГГ отказало заявителям в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с пропуском срока обращения с 2006 года и получением компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской республике.

Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения (пункт 23 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 465).

Согласно представленным суду медицинским документам ФИО6 с 2008 года проходит стационарные лечения в различных медицинских учреждениях, что усматривается из ежегодных выписных эпикризов, выписок из истории болезни, справок об обследовании и т.д..

Также из представленных суду уведомлений об отсутствии сведений в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается отсутствие у заявителей жилья.

Из названных положений вытекает конституционная обязанность Российской Федерации в случаях, когда в каком-либо субъекте Российской Федерации возникают экстраординарные ситуации, связанные в том числе с нарушениями режима правовой безопасности, с которыми государство не смогло своевременно справиться, и вынуждающие проживающих на его территории граждан Российской Федерации вопреки своей воле покидать места постоянного жительства, обеспечить им посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условия для ресоциализации и восстановления нарушенных прав. Соответственно, такие граждане вправе рассчитывать на применение к ним специальных мер защиты, обусловленных юридической природой данной обязанности государства. В силу указанных обстоятельств такое лицо нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1, 4, 5, 6, 7 и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества.

В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из вышеприведенных законоположений, суд пришел к обоснованному выводу о том, что срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, заявителями был пропущен по уважительной причине.

Что касается полученной заявителями денежной компенсации за утраченное жилье и имущество согласно, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 136000 рублей в 2002 году суд отмечает следующее.

Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.19 Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №510, признан незаконным и недействующим. Как следует из решения, предусмотренный порядком размер компенсации за утраченное жилье не возмещает его полной стоимости, поэтому лишение заявителей статуса вынужденных переселенцев в связи с получением ими компенсации за утраченное жилье и имущество противоречит действующему законодательству РФ и нарушает их права.

При таких обстоятельствах, суд признает законными и обоснованными требования заявителей о признании неправомерными действий УФМС России по РИ, выразившиеся в снятии с учета в качестве вынужденных переселенцев из Чеченской республики и возложении на него (Управление…) обязанности восстановить статус вынужденных переселенцев.

Требования о восстановлении в сводных списках вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд пришел к следующему выводу. В соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015 годы» предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения (п.2). Право на участие в подпрограмме имеют граждан, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенными территориальными органами ФМС с водные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органам местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (пп.ж. п.5).    Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина указанным требованиям; непредоставление или неполное предоставление необходимых документов; недостоверность сведений содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета (п.21;22).

С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным обязать УФМС России по РИ включить заявителей в сводный список вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку они являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики.

В соответствии с ФЗ «О вынужденных переселенцах» лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Таким образом, лицу, имеющему статус вынужденного переселенца» территориальный орган миграционной службы обязан выдать удостоверение вынужденного переселенца.

        Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л

заявление    ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании неправомерными действий Управления ФМС России по <адрес> удовлетворить.

Признать неправомерными действия Управления ФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики     ФИО6, ФИО11 Исе ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5.

Обязать управление Федеральной миграционной службы России по <адрес> продлить срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики на один год с момента вступления решения в законную силу ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 Исе ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,     ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

Обязать управление Федеральной миграционной службы России по <адрес> включить в сводный список вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО6, ФИО11 Исе ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5    и выдать им удостоверения вынужденного переселенца.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в течение месяца.

Председательствующий                                                                    ФФИО16

Копия верна:

судья Карабулакского районного суда

Республики Ингушетия                                                                     ФИО17

ФИО17

Получено ДД.ММ.ГГГГ года

Принято к производству ДД.ММ.ГГГГ года

2-514/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бекбузарова Ханифа Яхьяевна и др.(5 чел.)
Другие
УФМС РИ
Суд
Карабулакский районный суд Республики Ингушетия
Дело на странице суда
karabulak.ing.sudrf.ru
09.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2015Передача материалов судье
09.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2015Судебное заседание
17.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее