Гражданское дело № 2-691/19
УИД 24RS0034-01-2019-000694-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 26 сентября 2019 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Сагадиевой О.О.,
с участием представителя истца в лице помощника прокурора Манского района Красноярского края Жилиониса Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-691/19 по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанностей в сфере обращения с отходами, образующимися в результате осуществления предпринимательской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Манского района Красноярского края (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к ИП ФИО1 о возложении обязанностей в сфере обращения с отходами, образующимися в результате осуществления предпринимательской деятельности.
Исковые требования прокурора, аргументированы тем, что прокуратурой Манского района Красноярского края (далее - прокуратура) проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обращения с твердыми коммунальными отходами, и по результатам этой проверки выявлена индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - ИП ФИО2), осуществляющая предпринимательскую деятельность: розничную продажу пищевых продуктов по адресу: <адрес> ИП ФИО2 при осуществлении указанной деятельности производит размещение ТКО, что является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, однако паспорт отходов у ФИО1 отсутствует, равно как и нет у нее документов о прохождении профессиональной подготовки сотрудниками, занятыми в обращении с ТКО, в виде свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес ИП ФИО1 внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, однако соответствующих мер со стороны адресата представления не принято. Региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории Манского р-на Красноярского края с ДД.ММ.ГГГГ, является ООО «РостТех» (дата подписания соглашения ДД.ММ.ГГГГ), но ИП ФИО2 договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО «Росттех» не заключила.
Основываясь на вышеизложенном, прокурор просит суд: «1) обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 принять меры по исследованию отходов, образующихся в результате осуществления предпринимательской деятельности, для определения класса опасности для окружающей среды, осуществить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV классов опасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ; 2) обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 заключить с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Определением Манского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «РостТех».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «РосТех» после ознакомления с исковым заявлением прокурора, подало на них свой отзыв, в котором указывает на то, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку: 1) приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од ООО «РостТех» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, в которую входит и Манский р-н Красноярского края; 2) информация о необходимости заключения договоров по обращению с ТКО размещалась в печатных изданиях средств массовой информации, таких как: «Город и горожане» № от ДД.ММ.ГГГГ, «Огни Енисея» № от ДД.ММ.ГГГГ, «Наш Красноярский край» № от ДД.ММ.ГГГГ, «Плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ, «Сосновоборская газета» № от ДД.ММ.ГГГГ, «Эвенкийская жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГг., «Таймыр» и «Деловые услуги».
Представитель истца в лице помощника прокурора Манского района Красноярского края ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, выразил несогласие о рассмотрении гражданского дела по правилам гл. 22 ГПК РФ.
Ответчик ИП ФИО1, будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась, об уважительности причин неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направила, в связи с чем неявка указанного участника процесса признается судом неуважительной.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РосТех», будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 167 ГПК РФ, проводит в общем порядке в виду несогласия стороны истца на применение судом положений гл. 22 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Рассмотрев представленные материалы гражданского дела, дав им оценку на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Положениями ст. ст. 1, 2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» введено понятие «окружающей среды», под которой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов природная среда - совокупность компонентов природной сред природных и природно-антропогенных объектов, при этом компонентами природной среды признается земля, недра, почвы, поверхностные и подзема воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Правилами ст. 8, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что: 1) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредно воздействия на человека; 2) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст. 11 определено, что индивидуальны предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Нормой ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы и V класс - практически неопасные отходы.
Положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что: 1) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; 2) на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт; 3) паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности; 4) порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ст. 15 регламентировано, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Положениями ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что: 1) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ; 2) договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора; 3) региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности; 4) региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ч. 4 ст. 24.7 установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края издан приказ №-од, согласно которому ООО «РостТех» с ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, в которую входит и Манский р-н Красноярского края, а соответственно все индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками ТКО, в силу требований ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязаны заключить с ООО «РостТех» договоры на оказание услуг ТКО.
ЕГРИП содержит сведения об индивидуальном предпринимателе ФИО1, зарегистрированной в этом реестре ДД.ММ.ГГГГ (ОГРН 31524520006111), при этом основным видом деятельности ИП ФИО1 является «торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями».
ДД.ММ.ГГГГ ОУУП ОП №1 МО МВД России «Уярский» в лице участкового уполномоченного полиции ФИО5, проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в образующимися в результате деятельности ИП ФИО1 в магазине, расположенном по адресу: <адрес> и из составленного акта следует, что: 1) договор на вывоз отходов производства и потребления не заключен; 2) деятельность по исследованию отходов, образующихся в организации, для определения класса опасности для окружающей природной среды не осуществляется; 3) паспорт отходов не составлен; 4) вывоз отходов осуществляется своим транспортом на площадку хранения ТБО.
ООО «РостТех» в адрес прокуратуры направлено информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому с ИП ФИО1 договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО не заключен.
ИП ФИО2 сведений об организации ею исследования отходов, образующихся в результате осуществления предпринимательской деятельности по указанному адресу, не представила, равно как и не представила данных о заключении ею договора с ООО «РостТех» по оказанию услуг по обращению с ТКО, а это свидетельствует об осуществлении ИП ФИО1 индивидуальной предпринимательской деятельности с нарушением требований ст. ст. 4.1, 14, 15, 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Несоблюдение ИП ФИО1 указанных требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» позволяет суду в целях защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду возложить на ИП ФИО2 обязанности: 1) организовать исследование отходов, образующихся в результате осуществления ее предпринимательской деятельности по адресу: <адрес> с целью определения класса их опасности для окружающей среды, и при установлении факта наличия образования отходов I - IV класса опасности осуществить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, лиц, допущенных к обращению с указанными классами отходов; 2) в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ООО «РостТех», в зоне деятельности которого образуются ТКО от предпринимательской деятельности ФИО1 и находятся места их накопления, расположенные по адресу: <адрес>, договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 - удовлетворить в полном объеме.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать исследование отходов, образующихся в результате осуществления ею предпринимательской деятельности по адресу: <адрес> с целью определения класса их опасности для окружающей среды, и при установлении факта наличия образования отходов I - IV класса опасности осуществить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, лиц, допущенных к обращению с указанными классами отходов.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Обществом с ограниченной ответственность «РостТех», в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы от предпринимательской деятельности ФИО1 и находятся места их накопления, расположенные по адресу: <адрес> договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2019 г.
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2019 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов