УИД: 28RS0017-01-2020-002286-46,
№ 2а-1745/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 ноября 2020 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жадько Алексея Александровича к администрации города Свободного, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о включении жилого помещения в муниципальную адресную программу и региональную адресную программу,
установил:
Жадько А.А. обратился в Свободненский городской суд с административным иском к администрации города Свободного, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о включении жилого помещения в муниципальную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2025 годах» и региональную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2013-2025 годах» соответственно ранее исключенное жилое помещение – --, в г.Свободный Амурской области, признанное в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование своих требований указал, что в -- года в результате чрезвычайной ситуации природного характера, выхода из берегов реки Зея на территории города Свободного квартира, в которой они проживали и жилой дом, расположенный по адресу: --, пострадали в результате данного стихийного бедствия. Согласно заключению межведомственной комиссии и акту обследования жилого помещения от -- установлен факт непригодности жилого помещения для постоянного проживания. -- Свободненским городским судом было вынесено решение о возложении на администрацию г.Свободного обязанности предоставить Жадько А.А. социальную поддержку в виде приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 кв.м, взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: --, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в --. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено. Постановление Правительства Амурской области от 28.10.2013 года № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья» утратило силу с 01.01.2015 года, финансирование этих мероприятий из федерального бюджета прекращено. Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы финансирование мероприятий такого направления не предусматривает. Жилой дом, расположенный по адресу: -- от 14.04.2014 года № 649 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2017 годах» был признан аварийным и подлежащим сносу -- и включен в Региональную адресную программу от 12.04.2013 года № 157 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2017 годах» ред. от 21.05.2014 года. В связи с тем, что данный дом незаконно был исключен из региональной адресной программы, до настоящего времени его права нарушаются, жилое помещение взамен признанного аварийным и подлежащем сносу им не предоставлено.
Определением суд от 15.10.2020 к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: МКУ «Жилищный центр» г.Свободного, УИМИЗ администрации города Свободного, Правительство Амурской области и Министерство Строительства и архитектуры Амурской области.
Определением суд от 06.11.2020 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена Жадько Н.И.
Административный истец Жадько А.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, пояснил, что поддерживает заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объёме.
Представитель административного ответчика - администрации города Свободного в судебное заседание не явился, о месте и времени извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, возражая против предъявленных требований, просили отказать в удовлетворении в полном объеме.
Представитель административного соответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
Представители Правительства Амурской области и Министерство Строительства и архитектуры Амурской области в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
Представители заинтересованных лиц: УИМИЗ администрации г.Свободного, МКУ «Жилищный центр» г.Свободного в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания, причины неявки суду не сообщили. Представителем МКУ «Жилищный центр» г.Свободного в письменных возражениях заявлено ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, выражено несогласие с заявленными требованиями, а также указано на пропуск административным истцом трехмесячного срока обращения в суд.
Заинтересованное лицо Жадько Н.И. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, пояснила, что поддерживает заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объёме, так как за все время решение суда не было исполнено, они вынуждены были приобрести жилье в ипотеку с использованием средств материнского капитала.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав все установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) данный Федеральный закон принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Фонд предоставляет финансовую поддержку за счёт своих средств, в том числе при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 1,14 Федерального закона).
Региональная адресная программа по переселению граждан из Аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда (ч.1 ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
- перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1);
- срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основаниивступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколькомногоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу илиреконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементовпланировочной структуры, переселение граждан из этих домов можетосуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы попереселению граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 2).
В соответствии с ч.2.2 ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 названной статьи.
Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 12.03.2014 № 48-АПГ14-1 подчеркнул, что в силу императивных положений Федерального закона № 185-ФЗ федеральный законодатель связывает предоставление финансовой поддержки субъекту Российской Федерации из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с признанием аварийным в целом дома и, следовательно, с необходимостью отселения из такого дома всех без исключения проживающих в нем жителей в сроки, указанные именно этой программой, что бесспорно должно быть отражено в Программе.
Как усматривается из материалов дела в целях реализации Федерального закона № 185-ФЗ на региональном и муниципальном уровне были утверждены региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2015 годах» постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 и муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного Амурской области в 2013-2015 годах» постановлением администрации г. Свободного Амурской области от 10 апреля 2013 года № 684, в которые был включен -- в г. Свободный Амурской области.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р в целях защиты населения и территорий 23 июля 2013 года в Амурской области был введён режим чрезвычайной ситуации. Распоряжением главы администрации города Свободный Амурской области от 5 августа 2013 года № 522 на территории муниципального образования город Свободный введён режим чрезвычайной ситуации с 5 августа 2013 года.
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» было предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате наводнения.
Во исполнение данного Указа Правительством Амурской области принято постановление от 28 октября 2013 года № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья», которое утратило силу по постановлению Правительства Амурской области от 25 декабря 2014 года № 776 в связи с завершением мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, чьи жилые помещения пострадали в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
В рамках ранее рассмотренных Свободненским городским судом дел, в частности №2а-47/2019, было установлено, что согласно протоколу № 16 заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности заместителем председателя Правительства области 18 марта 2014 года принято решение утвердить список многоквартирных домов, признанных аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, подлежащих исключению региональной адресной программы «Переселение из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах». В списке значится дом -- --
-- межведомственная комиссия администрации г.Свободного составила акт -- о том, что произвела обследование помещения, расположенного по адресу: ФИО2 --, в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в период с -- по 16 августа 2013 года. Согласно заключению межведомственной комиссии, помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодно для проживания.
Списком граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации (утвержденным 11.11.2014 г. главой администрации г. Свободного и согласованным с руководителями компетентных ведомств) подтверждено, что семья Жадько включена в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности по адресу: --, с размером выплаты --
В связи с утверждением списка многоквартирных домов, признанных аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, включающий -- в г. Свободный Амурской области, и предоставлением мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, указанный жилой дом был исключён из списка аварийных многоквартирных домов региональной и муниципальной программ.
Так, постановлением администрации города Свободный Амурской области от 37 августа 2014 года № 1315 в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного Амурской области в 2013-2017 годах» внесены изменения, согласно которым из списка аварийных многоквартирных домов данной программы исключён -- в г. Свободном Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 27 марта 2015 № 126 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2015 годах», согласно которым -- Амурской области из программы исключён.
В соответствии с актом № 3 от 26 марта 2015 года составленным представителями администрации города Свободный Амурской области жилой -- в г. Свободном Амурской области отсутствует (ликвидирован).
Жадько А.А. с -- зарегистрирован по месту постоянного жительства в вышеуказанной квартире.
Вступившим в силу решением Свободненского городского суда Амурской области от 24 июня 2015 г. по гражданскому делу № 2-1908/2015 по иску Жадько Нины Ивановны и Жадько Алексея Александровича к администрации г. Свободного Амурской области, Министерству строительства и архитектуры Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Правительству Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству Финансов РФ и Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании права на получение мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья в связи с полной утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности предоставить социальную поддержку в виде приобретения жилого помещения постановлено: иск удовлетворить частично. Признать за Жадько Ниной Ивановной и Жадько Алексеем Александровичем право на предоставление как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, мер социальной поддержки на цели приобретения жилья. Возложить на администрацию г. Свободного обязанность предоставить Жадько Нине Ивановне и Жадько Алексею Александровичу социальную поддержку в виде приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 кв.м, взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Свободный Амурской --, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. В удовлетворении остальной части иска отказать.
На основании данного решения суда выдан исполнительный лист, по которому возбуждено исполнительное производство. Однако, до настоящего времени указанное решение суда не исполнено, что следует также из решения от --, вынесенным в рамках административного дела №2а-1002/2020, которым администрация г.Свободного освобождена от исполнительского сбора.
Меры социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья как лицу, чьё жилое помещение признано аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, Жадько А.А. не предоставлены, что следует из материалов гражданского дела и не опровергнуто стороной ответчиков, а постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520, предусматривающее порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (наводнения) таких мер, утратило силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1354 «Об утверждении Правил предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансферов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в -- бюджету Амурской области были перечислены средства федерального бюджета для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на основании судебных решений, вступивших в законную силу в период с -- по --.
Постановлением Правительства Амурской области от 4.03.2016 № 76 в целях реализации постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года» был утверждён Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области на основании судебных решений, на цели строительства жилья взамен утраченного жилья, в соответствии с пунктом 1 которого, Порядок устанавливает механизм реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015, на цели строительства жилья взамен утраченного жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.
Решение о выделении дополнительных средств федерального бюджета для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации 2013 года на основании судебных решений, вступивших в законную силу после 15.06.2015 Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принято.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что решение Свободненского городского суда Амурской области от 25.06.2015, обязывающее администрацию г. Свободного Амурской области предоставить Жадько А.А. социальную поддержку в виде приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 кв.м, взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Свободный Амурской --, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, является неисполнимым, меры социальной поддержки административному истцу за счёт средств федерального бюджета не могут быть предоставлены.
Поскольку меры социальной поддержки Жадько А.А. предоставлены не были, жилым помещением он не обеспечен ни в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, ни в рамках программ переселения из аварийного жилья, административный истец обратился в суд.
Конкретных доводов о наличии законных оснований для исключения жилого дома по --, в г. Свободном из региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилого фонда, куда он был включён в установленном законом порядке еще до произошедшей чрезвычайной ситуации административными ответчиками приведено не было.
Данные обстоятельства, имеют значение для правильного разрешения настоящего дела.
Поскольку в результате произвольного исключения занимаемого Жадько А.А. жилого помещения из действующих программ переселения, невыполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязательств перед административным истцом и невозможности исполнения решения Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 г., административный истец до настоящего времени жильем не обеспечен, то его права подлежат защите.
При установленных по делу обстоятельствах приобретение семьей административного истца, оставшейся без жилья, в 2014 году на условиях ипотеки с использованием средств материнского капитала жилого помещения, сами по себе не могут служить основанием отказа в защите нарушенных прав путем удовлетворения предъявленных в рамках настоящего административного иска требований.
С учётом изменений в настоящее время действуют муниципальная адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2025 годах» и региональная адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2013-2025 годах».
Рассматривая вопрос о пропуске административным истцом без уважительных причин срока на обращение в суд, суд исходит из следующего.
В силу ст. 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п.1).
При этом в силу п. 1.1. той же статьи, если Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Статья 94 КАС РФ гласит: право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч.1).
На основании ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии со ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных данным Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (ч. 1). Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин (ч.2).
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 50).
В силу ч. 9 ст. 226 КАС, которой вопрос о соблюдении срока обращения в суд отнесен к обстоятельствам, подлежащим выяснению судом, независимо от того, ссылаются ли на то административные ответчики, следовательно, он подлежит применению по инициативе суда.
Судом сторонам в определении от 15.10.2020 предлагалось выразить позицию по вопросу пропуска срока обращения в суд и представить доказательства его пропуска либо соответственно доказательства уважительных причин его пропуска и ходатайства о его восстановлении.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность, определенность публичных правоотношений; несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такой срок подлежит восстановлению судом (части 5 и 7 статьи 219 КАС РФ, определения КС РФ от 20.12.2016 № 2599-О, от 28.02.2017 № 360-О).
По смыслу изложенных правовых норм следует, что вопрос о причинах пропуска административным истцом срока для обращения в суд подлежит обсуждению по инициативе суда вне зависимости от того, заявлялось ли об этом кем-либо из участвующих в деле лиц. Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2, 4 ст. 3 КАС РФ). Получение гражданами и организациями судебной защиты путём реального восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.
Суд находит срок обращения за судебной защитой прав с данными административными исковыми требованиями не пропущенным, поскольку административный истец обратился в суд в течение срока, в рамках которого у административных ответчиков сохраняется обязанность совершить действия по реализации соответствующих программ (поскольку срок данных программ фактически продлен до 2025 года), а также в период реализации мер, направленных на принудительное исполнение решения суда от 24.06.2015 года, которые осуществлялись службой судебных приставов, в том числе в текущем году.
Кроме того, имеющиеся материалы не содержат достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что административный истец был своевременно уведомлен о том, что жилой дом по --, в г. Свободном Амурской области в -- годах был исключён из региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилого фонда. Данные решения были приняты органами власти самостоятельно, не по инициативе административного истца.
Доказательств того, что административный истец узнал о невозможности получения им жилого помещения взамен аварийного в рамках региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилья ранее обращения в суд (май 2015 года) с требованиями об обязании приобретения благоустроенного жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: -- ФИО2 --, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года в материалах дела не содержится.
Кроме того, после вступления в силу решения Свободненского юродского суда Амурской области от 24 июня 2015 года он был вправе рассчитывать на исполнение данного судебного акта и восстановление его жилищных прав. Однако, присужденной социальной поддержки им не получено в связи с прекращением бюджетного финансирования соответствующих мероприятий.
На основании изложенного, суд считает необходимым принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Жадько Алексея Александровича к администрации города Свободного, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о включении жилого помещения в муниципальную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2025 годах» и региональную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории ФИО2 области в 2013-2025 годах» соответственно ранее исключенное жилое помещение – --, в -- ФИО2 --, признанное в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу удовлетворить.
Возложить на администрацию города Свободного Амурской области обязанность включить в муниципальную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории -- в 2013-2025 годах» жилое помещение - --, в -- ФИО2 --.
Возложить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанность включить в региональную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2013-2025 годах» жилое помещение - --, в -- ФИО2 --.
Мотивированное решение принято судом в десятидневный срок - --.
Председательствующий: Т.Н. Матвеева
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--