УИД: №
Дело № 2-314/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Завитинск 9 ноября 2020 г.
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хробуст Н.О.,
при секретаре Наумовой М.С.,
с участием помощника прокурора Завитинского района Амурской области ФИО12
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Корчагина Валерия Ивановича к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах Корчагина В.И. обратился в Завитинский районный суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что при проведении прокуратурой Завитинского района Амурской области проверки по обращению Корчагина В.И. по факту нарушения его жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Корчагин В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО3 решением Белогорского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующей дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение лиц указанной категории, постановлением главы администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района от ДД.ММ.ГГГГ № Корчагин В.И. поставлен на учет для внеочередного получения помещения по договору социального найма. В связи с изменением места жительства Корчагина В.И. постановление главы администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района от ДД.ММ.ГГГГ № отменено (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно выписке из приказа Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № Корчагин В.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области. В настоящее время Корчагин В.И. в собственности и по договору найма жилого помещения не имеет, в связи с чем нуждается в предоставлении жилого помещения, соответствующего техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. ДД.ММ.ГГГГ Корчагин В.И. закончил обучение в ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж». Корчагину В.И. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет. Таким образом, с указанной даты он считается лицом, приобретшим полную дееспособность, а значит у органа местного самоуправления появилась обязанность предоставить ему жилое помещение. Вместе с тем на день подачи искового заявления администрацией Завитинского района какие-либо действия для предоставления ему жилого помещения не предприняты, жилое помещение не предоставлено, следовательно, нарушены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, бездействием администрации Завитинского района, выразившимся в не предоставлении лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по достижении указанным лицом 18 лет, нарушено право Корчагина В.И. на получение жилого помещения. Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Данным решением установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м на одного человека.
Ссылаясь на положения ст.ст. 15, 50, 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 4, 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор Завитинского района Амурской области просил суд возложить на администрацию Завитинского района обязанность предоставить Корчагину В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров, на одного человека.
В судебном заседании помощник прокурора Завитинского района ФИО12. поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание не явились истец Корчагин В.И., представитель ответчика - администрации Завитинского района Амурской области, представители третьих лиц – Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, представитель органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Завитинского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, имеются ходатайства о рассмотрении гражданского дела в отсутствие истца Корчагина В.И., представителя ответчика администрации Завитинского района Амурской области, иные лица об уважительности причин неявки суду не сообщили. При данных обстоятельствах на основании ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие указанных неявившихся лиц.
При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва администрации Завитинского района Амурской области следует, что ответчик признает исковые требования прокурора Завитинского района в полном объеме, указав, что решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Данным решением установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м на одного человека. Очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определяется отделом образования администрации Завитинского района в соответствии с единым списком граждан вышеуказанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. В соответствии с Законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год Министерство социальной защиты населения Амурской области ежегодно предоставляет межбюджетные трансферты администрации Завитинского района для приобретения жилых помещений лицам указанной категории. В связи с отсутствием у администрации Завитинского района жилого фонда и денежных средств на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц предоставить Корчагину В.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в настоящее время не представляется возможным.
Из представленного в адрес суда письменного заключения органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Завитинского района следует, что Корчагин В.И., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО3 лишена родительских прав решением Белогорского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, его отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № Корчагин В.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Белогорского района. В связи с тем, что Корчагин В.И. проживает на территории <адрес>, желает получить жилое помещение по месту регистрации по месту жительства, он обратился с заявлением в Министерство социальной защиты населения о включении его в список на территории <адрес>. В соответствии с выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области» Корчагин В.И. включен в список по Амурской области. ДД.ММ.ГГГГ Корчагин В.И. обратился в администрацию Завитинского района с просьбой предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Корчагину В.И. дан ответ о невозможности предоставления ему квартиры в 2020 году в связи с тем, что приобретенные квартиры будут распределены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения по предоставлению им жилого помещения. Принимая во внимание, что Корчагин В.И. постоянно проживает на территории Завитинского района, отдел образования администрации Завитинского района, исполняющий полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования прокурора Завитинского района, действующего в интересах Корчагина В.И., лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Выслушав пояснения помощника прокурора Завитинского района ФИО12., исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором Завитинского района Амурской области в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями, независимо от наличия у истца возможности самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Социальную защиту, включая социальное обеспечение, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.п. «ж, ж.1» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях).
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 1 названного Федерального закона к детям-сиротам отнесены - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Согласно п.п. 8, 9 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов, Муниципальных и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, в одном многоквартирном доме, устанавливается Правительством области.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Прием заявлений о включении в список и формирование учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список, осуществляются органами местного самоуправления. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с органами местного самоуправления по формированию списка устанавливается Правительством области.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного <адрес> органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок в том числе государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов области.
Таким образом, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения вышеприведенным Законом Амурской области возложены на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию Завитинского района Амурской области.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 08.09.2010 № 59-Г10-7, Закон Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. При таких обстоятельствах суд находит не имеющими правового значения для рассмотрения настоящего дела доводы ответчика об отсутствии денежных средств на приобретение жилых помещений лицам указанной категории.
Как следует из свидетельства о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства об установлении отцовства № от ДД.ММ.ГГГГ, Корчагин Валерий Иванович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ администрацией села <адрес> составлена запись акта о рождении №. Родителями Корчагина В.И. являются ФИО2 и ФИО3.
Согласно свидетельству о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ администрацией села <адрес> составлена запись акта о смерти №.
Решением Белогорского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Корчагина В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который передан на попечение органов опеки и попечительства.
Таким образом, судом установлено, что действительно Корчагин В.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку когда он находился в возрасте до 18 лет его отец умер, а мать была лишена родительских прав, а, следовательно, Корчагин В.И. имеет право на льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аттестатом об основном общем образовании № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Корчагин В.И. в 2014 году окончил муниципальное общеобразовательное автономное учреждение – основную общеобразовательную школу № городского округа города Райчихинска Амурской области и получил основное общее образование.
Дипломом о среднем профессиональном образовании регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Корчагин В.И. в 2018 году окончил обучение в ГПОАУ Амурской области «Амурский аграрный колледж» г. Благовещенск, присвоена квалификация «Оператор машинного доения, плодоовощевод, повар, учетчик».
Согласно военному билету № Корчагин В.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву.
Согласно справке ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет» от ДД.ММ.ГГГГ Корчагин В.И. с ДД.ММ.ГГГГ обучается по очной форме обучения по основной образовательной программе по специальности «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств», окончание обучения - ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов гражданского дела усматривается, что постановлением администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № Корчагин В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма.
При этом справкой администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Корчагин В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Возжаевского сельсовета имущества не имеет.
Из уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Корчагин В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Белогорского района, по дате постановки на учет для получения жилого помещения - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии паспорта Корчагина В.И. серии № № в связи со сменой места жительства с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Корчагин В.И. зарегистрирован по месту жительства на территории <адрес>.
Постановлением администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления Корчагина В.И. от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переменой последним места жительства постановление администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет для получения жилого помещения» было отменено.
Из сообщения Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес МКУ Отдела образования администрации Белогорского района следует, что Министерство социальной защиты населения Амурской области согласовывает снятие с регистрационного учета Корчагина В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом было указано, что в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилым помещением сохраняется за Корчагиным В.И. до 23 лет, в связи с чем администрации Белогорского района было указано на необходимость уведомить Корчагина В.И. должным образом о том, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ ему необходимо обратиться в администрацию г. Завитинска для постановки на регистрационный учет в целях обеспечения его жилым помещением, в ином случае право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, им будет утеряно, что приведет к нарушению жилищных прав.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения возраста 23 лет, Корчагин В.И. как проживающий на территории г. Завитинска Амурской области, обратился с адресованным Министерству социальной защиты населения Амурской области заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором просил включить его в указанный список для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Завитинска Амурской области.
Согласно выписке из приказа Министерства социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ № Корчагин В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области.
При этом как следует из материалов учетного дела, с заявлением в письменной форме о предоставлении ему жилого помещения по завершении получения профессионального образования в ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет» Корчагин В.И. не обращался, доказательств обратного лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ Корчагин В.И. обратился в администрацию Завитинского района Амурской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Однако до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Корчагин В.И. не обеспечен, что не оспаривалось в ходе производства по делу ответчиком и иными лицами, участвующими в деле, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто путем предоставления допустимых доказательств.
Из ответа администрации Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление Корчагина В.И. следует, что Корчагин В.И. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В списках по Завитинскому району Корчагин В.И. значится под номером №. В настоящее время предоставить ему жилое помещение не представляется возможным в связи с тем, что денежные средства, выделенные федеральным и региональным бюджетами на 2020 год, использованы на приобретение квартир, которые распределены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения по предоставлению им жилого помещения.
При этом уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом администрации города Завитинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, и не опровергнуто ими путем предоставления иных допустимых доказательств, что в собственности либо в пользовании Корчагина В.И. (на условиях социального либо специализированного найма) отсутствует какое-либо жилое помещение, пригодное для постоянного проживания в нем.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу регистрации Корчагина В.И. по месту жительства, расположенный по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО6 и ФИО7 Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, указанная в качестве места жительства Корчагина В.И. в заявлении в прокуратуру Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ находится в общей долевой собственности ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 Какими-либо вещными правами на указанные жилые помещения Корчагин В.И. не обладает, сведений об обратном в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу ч.ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метра на одного человека.
При указанных выше обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Завитинского района в интересах Корчагина В.И. о возложении на администрацию Завитинского района обязанности предоставить Корчагину В.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метра.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Корчагина Валерия Ивановича к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Завитинского района Амурской области предоставить Корчагину Валерию Ивановичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Хробуст Н.О.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.