Судья Батова Л.А. дело № 21-651/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев 02 августа 2017 года в судебном заседании в г.Сыктывкаре дело по жалобам Государственного профессионального образовательного учреждения "Сыктывкарский торгово-технологический техникум" и начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Логвиненко Л.М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2017 года, которым постановление государственного инспектора труда <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление государственного инспектора труда <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление государственного инспектора труда <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части назначения наказания.
Назначено Государственному профессиональному образовательному учреждению "Сыктывкарский торгово-технологический техникум" административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Исключено из постановления <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года данные о нарушении, изложенные в пунктах 1, 2, 3, 4.
Исключено из постановления <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года указание на нарушение ГПОУ "СТТТ" требований ст. 117 Трудового кодекса РФ в отношении работников Терентьевой Н.Н. и Одинцовой В.К. за 2014-2016.
В остальной части постановления <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года, <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года, <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года оставлены без изменения,
установил:
Постановлением государственного инспектора труда от 10.10.2016 № <Номер обезличен> ГПОУ "СТТТ" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора труда от 10.10.2016 № <Номер обезличен> ГПОУ "СТТТ" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора труда от 10.10.2016 <Номер обезличен> ГПОУ "СТТТ" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда от 30.11.2016 постановление государственного инспектора труда от 10.10.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.5.27 КоАП РФ изменено, исключены выводы о том, что ГПОУ "СТТТ" нарушены требования ст.117 ТК РФ в отношении работников О.В.К. и Т.Н.Н. за 2014-2016. Производство по делу о привлечении ГПОУ "СТТТ" к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ прекращено, объявлено устное замечание.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда от 30.11.2016 постановление государственного инспектора труда от 10.10.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ изменено, исключены выводы о том, что ГПОУ "СТТТ" нарушены требования пунктов 7.4.12,7.4.7,3.2.28, 2.1.1.3 Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003 №28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте", назначенное ГПОУ "СТТТ" административное наказание изменено со штрафа на предупреждение.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда от 30.11.2016 постановление государственного инспектора труда от 10.10.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.4 ст.5.27 КоАП РФ изменено: снижен размер наказания до 50 000 руб.
По результатам рассмотрения жалобы ГПОУ "СТТТ" решением Верховного Суда Республики Коми от 08.02.2017 вышеприведенные решения судьи Сыктывкарского городского суда от 30.11.2016, состоявшиеся по жалобам ГПОУ "СТТТ" на постановления главного государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела ГИТ в РК от 10.10.2016 <Номер обезличен> отменены, дела по жалобам объединены и направлены на новое рассмотрение.
По результатам рассмотрения жалоб ГПОУ "СТТТ" на постановления главного государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела ГИТ в РК от 10.10.2016 <Номер обезличен> судья вынес указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми и.о. директора ГПОУ "СТТТ" ставит вопрос об отмене решения судьи Сыктывкарского городского суда от 20.06.2017, указывая при этом на истечение срока давности привлечения техникума к административной ответственности, а также наличия оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенных административных правонарушений малозначительными.
Не соглашаясь с решением судьи, Государственная инспекция труда в Республике Коми обратилась в Верховный Суд Республик Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об оставлении постановлений должностного лица административного органа без изменений, а именно не исключать нарушения Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003 №28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте".
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1. КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Республике коми (по правовым вопросам) Муравьева П.Н. от 30.07.2016 была проведена плановая, выездная проверка ГПОУ "СТТТ". В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения:
- в нарушении требований ч.2 ст.22, ч.6, ч.8 ст. 136 Трудового кодекса РФ работодателем нарушены сроки выплаты заработной платы; Так, заработная плата (часть) надлежащая выплате 09.09.2016 (10.09.2016- суббота) произведена 12.09.2016.
- в нарушении требований ст. 117 Трудового кодекса РФ работникам Т.Н.Н. и О.В.К. условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2 степени, за 2014-2016 года не предоставлен дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
- в нарушение требований ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ работники не ознакомлены работодателем под роспись с графиком отпусков за 2016 год,
за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
- в нарушении требований ч.2 ч.3 ст. 57, ст. 333 Трудового кодекса РФ, Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к ним) с педагогическими работниками не установлен объем учебной нагрузки. Трудовые договора работников однотипны.
- в нарушении требований ч.2, ч.3 ст.57, ч.3 ст.117, ст.147 Трудового Кодекса РФ в трудовых договорах с работниками занятыми на работах с вредными условиями труда не указаны гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
за что предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
- в нарушении требований ст.211, ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ, Приказа Минтруда России от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" работодателем не определен перечень должностей рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I по электробезопасности (группа 1 распространяется на неэлектротехнический персонал).
При проверке помещений гаража выявлено нарушение требований ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, и несоблюдение п. 2.1.1.3, п. 3.2.28, п. 7.4.12 Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте", выразившиеся в том, что на компрессоре отсутствуют нанесенные краской на видном месте или на специальной табличке форматом не менее 200 х 150 мм: регистрационный номер; разрешенное давление; месяц и год следующих наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания; компрессор установлен в гараже (в цехе ремонта автотранспорта), а не в отдельном помещении, двери и окна, которых должны открываться наружу. Гараж находится на первом этаже здания; осмотровые канавы не оснащены рассекателями, ребордами с нанесенной сигнальной разметкой; в ремонтной зоне поставлены автотранспортные средства без установки специальных упоров (башмаков);
за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
На основании выявленных нарушений и.о. начальника Сыктывкарского отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 ст. 5.27 и частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГПОУ "СТТТ" постановлениями главного государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 10.10.2016 <Номер обезличен> к административной ответственности, предусмотренной указанными нормами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе ГПТО "СТТТ" на вышеуказанные постановления должностного лица главного государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми из объективной стороны вменяемых административных правонарушений из постановления <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года исключены выводы о нарушении требований пунктов 7.4.12, 7.4.7, 3.2.28, 2.1.1.3 Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте"; из постановления <Номер обезличен> от 10 октября 2016 года исключены нарушения требований ст. 117 Трудового кодекса РФ в отношении работников Т.Н.Н. и О.В.К.. за 2014-2016. С учетом установленных по делу обстоятельств, юридическому лицу изменено наказание, путем назначения его по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Наряду с этим, оставшиеся нарушения, образуют объективную сторону вменяемых правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 5.27 и ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 5.27 и ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и вина ГПОУ "СТТТ" в совершении указанных выше нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также нарушение требований государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, образующих объективную сторону вменяемых правонарушений, подтверждается протоколами об административном правонарушении и иными доказательствами по делу, которые получены с соблюдением установленного законом порядка. Доказательства оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Несмотря на наличие оснований для исключения ряда нарушений требований трудового законодательства из постановлений должностного лица, оснований для изменения назначенного наказания не имеется, поскольку административный штраф изменен судьей и назначен в минимальном размере по более строгому административному наказанию.
Оснований для освобождения ГПОУ "СТТТ" от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенные административные правонарушения с учетом объема и характера допущенных ГПОУ "СТТТ" нарушений трудового законодательства не может быть признано малозначительным.
Доводы жалобы о том, что на момент вынесения постановлений о назначении административного наказания срок давности привлечения ГПОУ "СТТТ" к административной ответственности истек, проверялся судьей городского суда и обоснованно отклонен как несостоятельный. С таким выводом судьи следует согласиться, Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Вменяемые ГПОУ "СТТТ" административные правонарушения, предусмотренные ч. 1, ч.4 ст. 5.27 и ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются длящимися, и были выявлены 03.10.2016. На указанную дату срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, предусмотренный частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ составлял один год со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения на день вынесения постановлений 10.10.2016, не истек.
Доводы жалобы Государственной инспекции труда в Республике Коми о неправомерности исключения судьей из оспариваемых ГПОУ "СТТТ" постановлений должностного лица выводов о нарушении требований Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте", являются не состоятельными в силу следующего.
Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 утверждены Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, в соответствии с пунктом 1.1.2 которых, данные Правила распространяются: на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков; на работников иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее - организации).
Как усматривается из материалов дела на первом этаже здания, в котором находится ГПОУ "СТТТ", располагается гараж, в котором поставлены эксплуатируемые работниками образовательного учреждения автотранспортные средства.
Между тем, ГПОУ "СТТТ" не относится к числу организаций, на которые распространяется действие указанных Правил. Техникум в соответствии с Уставом осуществляет образовательную деятельность и не предоставляет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств, указанные транспортные средства эксплуатируются ГПОУ "СТТТ" в своей основной деятельности, которая не связана с перевозкой пассажиров и грузов.
При таких обстоятельствах, вывод судьи о наличии оснований для исключения из оспариваемого постановления должностного лица выводов о наличии допущенных ГПОУ "СТТТ" нарушений требований Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28, которым утверждены Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, является законным и обоснованным.
Таким образом, оснований для отмены решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2017 года оставить без изменения, а жалобы Государственного профессионального образовательного учреждения "Сыктывкарский торгово-технологический техникум" и начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Логвиненко Л.М. - без удовлетворения.
Судья .
.