Дело № 5-961/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Смоленск
Резолютивная часть постановления оглашена 11 декабря 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2018 года
Федеральный судья Промышленного районного суда города Смоленска (214001, г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 46) Родионов В.А. при секретаре Эктовой Р.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Ермакова Вадима Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>
у с т а н о в и л :
18.09.2018 начальником ОИАЗ УМВД России по г. Смоленску майором полиции Нечипоренко Т.В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Ермакова В.В.
Согласно представленному протоколу, 09.09.2018 Ермаков В.В. в период времени с 14 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. организовал и провел публичное мероприятие в форме шествия от дома № 13 по ул. Октябрьской Революции г. Смоленска до площади Ленина г. Смоленска и митинга на площадке возле памятника В.И.Ленину возле д. 1 на пл. Ленина г. Смоленска, проведение которого не было согласовано органом местного самоуправления, чем нарушил пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Ермаков В.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, указав, что проведённое им мероприятие носило мирный характер, и в его проведении было отказано по надуманным причинам.
В судебном заседании защитник Ермакова В.В. - Лавриненков А.А. пояснил, что он являлся организатором публичного мероприятия, заявленная цель которого - "Публичное свободное выражение общественного мнения граждан по поводу повышения пенсионного возраста в РФ, социальной политики в РФ, повышение НДС". Проведение этого мероприятия планировалось на 09.09.2018, но ему было отказано в согласовании этого мероприятия, а сам он был накануне задержан, поэтому не смог принять в нём участие. Соответственно, Ермаков В.В. как его уполномоченное лицо провёл это мероприятие. Полагает, что у Администрации г. Смоленска не было оснований для отказа ему в согласовании митинга. Отказано по надуманным причинам. С отказом не согласен, в связи с чем и было принято решение провести данное мероприятие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Закон) публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Правовой статус организатора публичного мероприятия определен в статье 5 Закона.
Согласно части 4 статьи 5 Закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Закона пикетированием признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Митингом признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Из материалов дела следует, что 03.09.2018 Лавриненков А.А. в качестве организатора публичного мероприятия подал в Администрацию г. Смоленска уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, целью публичного мероприятия является "Публичное свободное выражение общественного мнения граждан по поводу повышения пенсионного возраста в РФ, социальной политики в РФ, повышение НДС", которое состоится 9 сентября 2018 года в период с 13 час. 00 мин. по 15 час. 00 мин. по адресу: от площадки, напротив здания по адресу: ул. Октябрьской революции, д.13 (магазин «Кругозор) с последующим шествием до площадки напротив памятника В.И. Ленину, площадь Ленина с митингом по адресу: г. Смоленск, площадь Ленина (площадка напротив памятника В.И. Ленину)(л.д.15).
В качестве уполномоченного лица в уведомлении о проведении публичного мероприятия был указан Ермаков В.В.
Ответом Администрации г. Смоленска от 4 сентября 2018 года Лавриненкову А.А. сообщено об отказе в согласовании заявленного публичного мероприятия в связи с тем, что на маршруте движения демонстрации расположены следующие объекты, на которых проведение публичных мероприятий запрещается: остановки общественного транспорта (<адрес> <адрес>); здания, занимаемые органами местного самоуправления (<адрес>); медицинские организации <адрес>
Данное решение Администрации г. Смоленска об отказе в согласовании митинга было направлено Лавриненкову А.А. почтой, что следует из материалов дела, в том числе, его объяснений.
В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В Определении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 года N 484-О-П указано, что использование в оспариваемом положении части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Содержащееся в оспариваемом законоположении понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 года N 4-П указано, что адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения - по смыслу взаимосвязанных положений пункта 7 статьи 2, статьи 7, части 1 статьи 10 и статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" - не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений, публичное мероприятие может считаться согласованным де-факто только при неисполнении органом власти обязанности принять решение по поступившему уведомлению и довести до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
В данном же случае уведомление об отказе в согласовании заявленного мероприятия содержало достаточную мотивировку, поскольку в нем указано на невозможность проведения публичных мероприятий вблизи остановок общественного транспорта, зданий, занимаемых органами местного самоуправления и медицинских организаций, в целях обеспечения безопасности и общественного порядка.
Возможность (право) организатора или участников публичного мероприятия проводить его вопреки законному возражению органов власти действующим законодательством исключается.
Тем не менее, вопреки законно выраженному запрету органа власти публичное мероприятие было организовано и проведено Ермаковым В.В., что подтверждается видеозаписью, показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2
В силу части 3 статьи 6 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, Ермаков В.В. принял участие в организованном им митинге, не согласованном с органами власти, и не выполнил законное требование о прекращении данного нарушения.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1).
Принимая во внимание данные о личности Ермакова В.В., который ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, не привлекался, иных, отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено, cуд полагает возможным назначить привлекаемому административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренным санкцией указанной статьи, т.е. в размере 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Ермакова Вадима Владимировича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Штраф в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу надлежит перечислить на р/с № 40101810200000010001 (Отделение Смоленск г. Смоленск) БИК 046614001 ИНН 6731074577 КПП 673101001 УФК по Смоленской области (Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Смоленску лицевой счет 04631А17540) КБК 18811690040046000140, ОКТМО 66701000001 ОКПО 00013474 УИН №
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.А. Родионов