Решение по делу № 2-119/2020 ~ М-69/2020 от 27.04.2020

Дело № 2-119/2020                                       УИД: 81RS0005-01-2020-000128-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2020 года                                                                         п. Гайны

Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего Карташовой О.А.,

при секретаре судебного заседания Колеговой Т.В.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Гайнского района Галкиной В.Н.,

представителя ответчика – администрации Гайнского муниципального округа Гиревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гайнского районного суда гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся,

установил:

Прокурор Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся. В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Гайнского района по обращению жителей <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся в деятельности администрации Гайнского муниципального округа, в ходе которой было установлено, что право собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога <адрес> - <адрес>, администрацией <адрес> не зарегистрировано; на всем протяжении участка автомобильной дороги имеется древесно - кустарниковая растительность; на автомобильной дороге выявлены нарушения дорожного покрытия, выразившиеся в существенном нарушении ровности дорожного полотна, ровности продольного и поперечного профиля покрытия проезжей части в виде значительной колейности, просадок и выпучиваний.    Также установлено, что по автодороге <адрес> - <адрес> не разработаны и не утверждены проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков автомобильной дороги, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также причинения ущерба их имуществу. В нарушение законодательства, разрушена одежда мостового полотна на км. 2+800, на км. 17+300, на км. 21+200, на км. 24+800, на км. 27+200, на км. 33+300; на км. 33+300 мост находится в аварийном состоянии. Аналогичные нарушения в деятельности администрации Гайнского муниципального района были выявлены прокуратурой <адрес> в октябре 2019 г., в связи с чем прокуратурой района главе администрации Гайнского муниципального района было внесено представление. Однако нарушения не устранены до настоящего времени. Просят суд обязать администрацию Гайнского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ: -    обеспечить оформление права собственности на земельный участок, расположенный в границах автомобильной дороги <адрес> - <адрес>;-    разработать и утвердить проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков автомобильной дороги д. Иванчино - <адрес>; -автомобильную дорогу <адрес> - <адрес> привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методика контроля»; -осуществить ремонт моста на км 33+500 автомобильной дороги <адрес> - <адрес>; -    осуществить обрезку веток, уборку сухостоя, скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубку деревьев и кустарников с уборкой и утилизацией порубочных остатков по автомобильной дороге д. Иванчино- <адрес>.

Помощник прокурора Гайнского района Галкина В.Н. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Гайнского муниципального округа: - в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков автомобильной дороги д. Иванчино - <адрес>; осуществить обрезку веток, уборку сухостоя, скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубку деревьев и кустарников с уборкой и утилизацией порубочных остатков по автомобильной дороге <адрес>- <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ года     автомобильную дорогу <адрес> - <адрес> привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методика контроля»; осуществить ремонт моста на км 33+500 автомобильной дороги д<адрес> - <адрес>.

    Представитель администрации Гайнского муниципального округа Гирева О.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями прокуратуры Гайнского района согласилась.

Выслушав помощника прокурора Гайнского района, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гайнского района по обращению жителей <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся в деятельности администрации Гайнского муниципального округа, в ходе которой были выявлены нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.

В ходе обследования (осмотра) автодороги <адрес> - <адрес> было выявлено, что имеется древесно - кустарниковая растительность; на автомобильной дороге выявлены нарушения дорожного покрытия, выразившиеся в существенном нарушении ровности дорожного полотна, ровности продольного и поперечного профиля покрытия проезжей части в виде значительной колейности, просадок и выпучиваний. По вышеуказанной автодороге не разработаны и не утверждены проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков автомобильной дороги. Отсутствие проектов организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков автомобильной дороги создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также причинения ущерба их имуществу. В нарушение законодательства, разрушена одежда мостового полотна на км. 2+800, на км. 17+300, на км. 21+200, на км. 24+800, на км. 27+200, на км. 33+300. Кроме того, расположенный на км. 33+300 мост, находится в аварийном состоянии.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения - безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в введении которого находятся дороги.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) к собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно - транспортных происшествий. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из видов охраны здоровья обучающихся является обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (в том числе органы образования) обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 года № 08-988 разработаны Методические рекомендации об организации перевозок обучающихся в образовательные организации (далее - Методические рекомендации), которые определяют основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом, находящимся на законных основаниях (в собственности, лизинге, аренде), образовательных организаций и использующимся для собственных нужд.

Из п. 1.3 Методических рекомендаций следует, что к перевозкам обучающихся в том числе относятся: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий).     Пунктом 2.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований при соблюдение условий, обеспечивающих их безопасность. Пунктами 2.2 - 2.5 Методических рекомендаций определено, что при разработке маршрутов для перевозки обучающихся необходимо учитывать требования Свода правил «СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержденных приказом Минрегиона России от 28.12.2010 года № 820), согласно которым транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 километра от организации. При этом предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям    безопасности    движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению администрации соответствующей территории в составе работников организаций, осуществляющих перевозки обучающихся, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также сотрудников ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора. Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте проводится не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».     Согласно п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402 (далее по тексту - Классификация работ), в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов). В силу п. 8 Классификации работ в состав работ по озеленению входит, в том числе, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков.

    В соответствии с абзацами «п», «р», «ф» подп. 3 п. 5 Классификации работ, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят по искусственным и защитным дорожным сооружениям замена ограждений, перил и тротуаров, восстановление несущей способности ограждений, перил и тротуаров, с восстановлением гидроизоляции и системы водоотвода, замена одежды мостового полотна одновременно с заменой деформационных швов, замена покрытия ездового полотна, замена покрытия тротуаров производятся в процессе их ремонта либо при производстве работ по капитальному ремонту (абз. «з» подп. 3 п. 3 Классификации).

Таким образом, бездействие администрации Гайнского муниципального округа, выразившееся в неисполнении законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения ведет к затруднениям при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом, проезду транспортных средств, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также несоблюдение требований федерального законодательства администрацией Гайнского муниципального округа по обеспечению уровня безопасности перевозок пассажиров в образовательных организациях района может повлечь за собой нарушение прав на обеспечение жизни и здоровья учащихся образовательной организации, которые гарантированы ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, а также нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия жизнедеятельности, в том числе является существенным препятствием для организации подвоза детей и получения доступного образования, в связи с чем, уточненные требования прокурора Гайнского района подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся, удовлетворить.

    Обязать администрацию Гайнского муниципального округа:

в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков автомобильной дороги <адрес> - <адрес>; осуществить обрезку веток, уборку сухостоя, скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубку деревьев и кустарников с уборкой и утилизацией порубочных остатков по автомобильной дороге <адрес>- <адрес>;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ года     автомобильную дорогу <адрес> - <адрес> привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методика контроля»; осуществить ремонт моста на км 33+500 автомобильной дороги <адрес> - <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме (22.05.2020).

Председательствующий /подпись/

Копия верна. Судья                                                                    О.А. Карташова

2-119/2020 ~ М-69/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Гайнского муниципального округа
Суд
Гайнский районный суд Пермского края
Судья
Карташова Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
gaynsky--perm.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2020Передача материалов судье
28.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.05.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2020Дело оформлено
23.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее