57RS0022-01-2019-003404-51
Дело № 2-1233/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«10» июля 2020 года город Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Сандуляк С.В.,
с участием представителя истца – адвоката Петренко Г.И., действующего на основании ордера № 2270 от 10.07.2020,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – Ковалевой Н.Л., действующей на основании доверенности от 09.01.2020 № 05,
при помощнике Лютиковой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла гражданское дело
по исковому заявлению Муханова Николая Ивановича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Муханов Н.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайоное) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что 17 сентября 2019 года он обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии по старости по достижению возраста 55 лет в связи с особыми условиями труда и проживанием в населенном пункте, находящемся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Решением №190000143949/327581/19 от 30.09.2019 года ответчиком было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
При этом, по мнению истца, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии ответчиком необоснованно не был включен период его работы в должности аккумуляторщика Областного государственного унитарного предприятия «Орелавтодор» с 25.01.1996 года по 24.01.1997 года.
Ответчик исходил из того, что спорный период трудового стажа не подлежит включению в льготный стаж, так как имеются разногласия в записях трудовой книжки и лицевом счете, а личные карточки формы Т-2 и приказы по личному составу за 1996, 1997 гг. отсутствуют.
Также ответчик отказывается учитывать в страховой стаж период работы с 25.01.1997 по 18.11.2002 по причине отсутствия документов, подтверждающих постоянную занятость в течение полного рабочего дня в должности аккумуляторщика.
Указанный отказ в назначении досрочной пенсии истец считает незаконным.
Ссылаясь на положения пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, которым предусмотрено назначение досрочной пенсии мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет, и в случае, если не выработано на перечисленных работах не менее половины установленного срока назначение страховой пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, с учетом периода его работы в должности аккумуляторщика с 25.01.1996 по 18.11.2002, что составляет 6 лет 10месяцев и 21 день, и совокупного льготного периода проживания в населенном пункте, находящемся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, считает, что имеет право выхода на пенсию в 55 лет.
По указанным основаниям Муханов Н.И. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости, обязав Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж период работы в Областном государственном унитарном предприятии «Орелавтодор» с 25.01.1996 по 18.11.2002 в должности аккумуляторщика; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить досрочную пенсию по старости с 17 сентября 2019 года.
Уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные исковые требования в порядке ст.39ГПКРФ, истец Муханов Н.И. просил суд включить ему в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 25.01.1996 по 18.11.2002 в должности аккумуляторщика Орловского дорожного ремонтно-строительного управления; признать право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом снижения пенсионного возраста на 2 (два) года и обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайоное) назначить ему досрочную пенсию по старости с 27сентября 2019 года.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалева Н.Л. исковые требования не признала. В обоснование возражений относительно заявленных требований ссылалась на то, что в период работы истца в должности аккумуляторщика не подтверждена его полная занятость. Кроме того, работодателем не представлено сведений о том, что работа истца носила льготный характер. В связи с чем в удовлетворении исковых требований Муханова Н.И. просила отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с действующим в настоящее время Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются аккумуляторщики (раздел XXXIII «Общие профессии», код профессии 23200000-10047).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Также согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях от 08 января 1992 года № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года №3/235.
С учетом того, что данные разъяснения были утверждены после 1 января 1992 г., указанное требование не распространяется на периоды до января 1992года.
Судом установлено, что 17.09.2019 Муханов Н.И. обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 145-147).
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 30.09.2019 № 190000143949/327581/19 Муханову Н.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.7).
Принятое решение ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) мотивировано тем, что права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» МухановН.И. не имеет, в связи с отсутствием, согласно представленным документам, стажа на соответствующих видах работ. Период работы с 25.01.1996 по 24.01.1997 не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как в архивном фонде Областного государственного унитарного предприятия «Орелавтодор» отсутствуют личные карточки формы Т-2 и приказы по личному составу за 1996, 1997, 2002. В имеющихся лицевых счетах за 1996 год указана должность «электрик 5 р.»; за 1997 год – указана должность «аккумуляторщик 5разряда с 25.01.1997 приказ № 5-л от 24.01.1997). Период работы с 25.01.1997 по 18.11.2002 не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как по представленным документам не усматривается постоянная занятость в течение полного рабочего дня в должности аккумуляторщика.
Вместе с тем, ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) признано за Мухановым Н.И. право на снижение пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с проживанием в д.Нижняя Лужна, территория которой относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 года по настоящее время (л.д. 8-11).
Несмотря на доводы ответчика, отказавшего Муханову Н.И. в назначении досрочной льготной пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, суд, оценивая все представленные истцом в совокупности доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что ими в полной мере подтверждаются обстоятельства, на которых основаны заявленные последним исковые требования, в частности выполнение им работы в спорный период в особых условиях труда, а также наличие у него требуемого специального стажа для назначения страховой пенсии досрочно на льготных основаниях.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013года№400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила от 2 октября 2014 г. №1015).
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно трудовой книжке Муханов Н.И. 02.08.1993 года был принят на работу автоэлектриком в Орловское дорожное ремонтно-строительное управление (далее – Орловское ДРСУ), впоследствие переименованное Орловское дорожное управление (далее – Орловское ДУ); 25.10.1994 был переведен водителем; 20.11.1995 переведен автоэлектриком 5 разряда; 25.01.1996 переведен аккумуляторщиком 5 разряда; 18.11.2002 уволен по ст. 80 КЗоТ РФ (по собственному желанию) (л.д. 12-27).
Из представленных копий лицевых счетов по выплате заработной платы Муханова Н.И. за период с 1996 года по 2002 год следует, что в лицевом счете за 1996 год отсутствует указание должности, в лицевом счете за 1997 год указана должность «аккумуляторщик», в лицевом счете за 1998 год указана должность электрик и аккумуляторщик 5 р., в лицевых счетах за 1999 год указана должность электрик, в 2000-2002 годах в графе «Профессия, должность» указано электрик-аккумуляторщик 5 р. (л.д. 49-62).
Как следует из архивной справки от 30.12.2019 № 5658, выданной Бюджетным учреждением Орловской области «Государственный архив Орловской области», в архивном фонде Областного государственного унитарного предприятия «Орелавтодор» в лицевых счетах по заработной плате работников Орловского ДРСУ имеются лицевые счета по заработной плате Муханова Николая Ивановича за 1996-1997 года, в графе «Профессия» имеются следующие записи: за 1996 – «электрик 5 р.» (первоначальная запись «водит. 1 кл.» зачеркнута), за 1997 г. – «электрик 5 р.», графа «Должность» за 1996-1997 г.г. не заполнена. Также в лицевом счете Муханова Николая Ивановича за 1997 г. имеется запись «аккумулятор. 5 разряда с 25.01.97 г. пр. 5-л от 24.01.97 г.»
В архивной справке так же указано, что в фонде Областного государственного унитарного предприятия «Орелавтодор» приказов по личному составу за 1996 - 1997 годы и личных карточек формы Т-2 на уволенных работников Орловского ДУ (ДРСУ) не имеется (л.д. 100).
Установлено, что Муханов Н.И. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 26 декабря 1997 г.
Спорный период его трудовой деятельности имел место как до, так и после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Из представленного ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) наблюдательного дела в отношении Орловского дорожного управления – Орловский дорожный ремонтно-строительный участок следует, что с 01.01.2000 года до 18.11.2002 года организацией должность аккумуляторщика, в которой работал Муханов Н.И., заявлялась как льготная (л.д. 162-170).
Индивидуальные сведения в отношении специального стажа МухановаН.И. в указанный период представлены работодателем в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с указанием кода льготных условий.
При этом, суд учитывает, что в период, предшествующий периоду, заявленному работодателем с указанием льготных условий, Муханов Н.И. работал в той же должности аккумуляторщика.
Учитывая, что согласно имеющимся в трудовой книжке Муханова Н.И. записям, содержащим сведения о периодах его трудовой деятельности в определенных должностях и организациях, последний приказом №5-Л от 24.01.1996 года с 25.01.1996 года был переведен в Орловском ДРСУ аккумуляторщиком 5 разряда и уволен с указанной должности 18.11.2002 года приказом № 148-Л от 19.11.2002 года, несмотря на возражения ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), полагающего не подлежащим включению в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с 25.01.1996 по 24.01.1997, в связи с отсутствием в архивном фонде Областного государственного унитарного предприятия «Орелавтодор» личных карточек формы Т-2 и приказов по личному составу за 1996, 1997 годы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований ставить под сомнение тот факт, что истец работал в должности аккумуляторщика в Орловском ДРСУ в период с 25 января 1996 года по 18 ноября 2002года.
Юридически значимым обстоятельством для назначения истцу досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является факт занятости заявителя в спорный период работы в должности аккумуляторщика, что прямо вытекает из требования п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Учитывая требование о занятости на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня (рабочей недели), суд исходит из презумпции, что граждане, работающие по трудовому договору на определенных работах, дающих право на пенсионные льготы, были заняты на таких работах постоянно. Основанием для исключения тех или иных периодов из их специального трудового стажа, должны быть доказательства их занятости в течение неполного рабочего дня (неполной рабочей недели). При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления таких доказательств должно лежать на органе, осуществляющем пенсионное обеспечение. Таковых доказательств ответчиком суду за спорный период не представлено.
Напротив, суд считает, что записи в трудовой книжке Муханова Н.И., лицевые счета, содержащие сведения о начислении ему заработной платы в спорные периоды, а также индивидуальные сведения в отношении стажа МухановаН.И., предоставляемые работодателем в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), подтверждают не только факт того, что истец работал в спорный период в должности аккумуляторщика, но и подтверждают его полную занятость на работах с тяжелыми условиями труда в указанный период работы.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей КурилоП.И. и Горбунова А.В., работающих в спорный период с истцом в одной организации, из которых следует, что в Орловском ДРСУ всегда была должность аккумуляторщика, в которой работал Муханов Н.И., и он был единственным аккумуляторщиком на все 28 подразделений ДРСУ, которые он обслуживал, суд приходит к выводу о том, что требования Муханова Н.И. являются законными и обоснованными, а период его работы в должности аккумуляторщика Орловского дорожного ремонтно-строительного управления с 25января 1996 года по 18ноября 2002 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку характер работы соответствовал Списку № 2, работа выполнялась полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели.
С учетом включения в стаж на соответствующих видах работ периода работы истца в должности аккумуляторщика Орловского дорожного ремонтно-строительного управления с 25января 1996 года по 18 ноября 2002 года, что составляет более 06 лет 3 месяцев, Муханов Н.И. имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» на 2 года, то есть по достижении возраста 58 лет на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в связи с работой в тяжелых условиях труда).
Разрешая данный спор, суд принимает во внимание, что Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) признано за МухановымН.И. право на досрочное назначение пенсии по достижении возраста 57 лет, в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно действующему законодательству гражданам, имеющим право на одновременное снижение пенсионного возраста в соответствии с пунктом 2 части1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии со ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.
Соответственно, с учетом суммирования льгот по снижению пенсионного возраста право на получение страховой пенсии по старости у Муханова Н.И. возникло по достижении им возраста 55 лет, то есть 27 сентября 2019 года.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из представленных суду документов, Муханов Н.И. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии 17.09.2019 года, в то время, как право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в общей сложности на 5 лет, возникло у последнего по достижению им возраста 55 лет, то есть 27 сентября 2019 года, соответственно, пенсия должна быть назначена ему со дня возникновения права на пенсию – 27 сентября 2019 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Муханова Николая Ивановича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить.
Включить Муханову Николаю Ивановичу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с 25 января 1996 года по 18 ноября 2002 года в должности аккумуляторщика Орловского дорожного ремонтно-строительного управления.
Признать за Мухановым Николаем Ивановичем право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом снижения пенсионного возраста на 2 (два) года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Муханову Николаю Ивановичу пенсию с 27 сентября 2019 года.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Муханова Николая Ивановича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2020 года.
Судья С.В. Сандуляк