Дело № 2-257/2015 Копия
Решение
Именем Российской Федерации
5 октября 2015 года город Смоленск
Смоленский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Кучкина А.Е.,
при секретаре Николаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению войсковой части № к бывшему военнослужащему войсковой части № сержанту запаса Агеенкову Михаилу Васильевичу о взыскании материального ущерба,
установил:
Командир войсковой части № обратился в суд с данным иском и, сославшись на Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих», просит суд взыскать с Агеенкова <данные изъяты> рублей – стоимость выданных ему предметов вещевого имущества, у которых на момент увольнения ответчика с военной службы не истекли сроки носки.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли.
При этом ответчик сведений о причинах неявки в суд не представил, а представители истца и третьего лица – руководитель федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» – просили рассмотреть дело без их участия и удовлетворить иск в полном объеме.
Исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к выводу, что иск командира войсковой части № удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный при исполнении служебных обязанностей по их вине реальный ущерб.
Как следует из содержания ст. 2 этого же Федерального закона, ущербом являются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Перечень обстоятельств, при которых военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба, предусмотрен ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
К таким обстоятельствам, в частности, относятся случаи, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей, а также случаи причинения ущерба в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия).
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
В силу п. 25 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 (далее - Правила) вещевое имущество, за исключением расходных материалов, передается во владение и безвозмездное пользование военнослужащим с момента его получения.
Этим же пунктом Правил предусмотрено, что вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае их увольнения с военной службы на основании предусмотренным подпунктами "д" - "з" пункта 1 и подпунктами "в" - "е" пункта 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подлежит возврату. Порядок дальнейшего использования сданного вещевого имущества определяется Министерством обороны Российской Федерации. Вещевое имущество личного пользования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок носки которого не истек, не пригодное к дальнейшему использованию по прямому назначению, возврату не подлежит.
Принимая во внимание вышеизложенное, военный суд приходит к выводу, что вещевое имущество, сроки носки которого не истекли, подлежит возврату лишь в том случае, если это имущество пригодно к дальнейшему использованию по прямому назначению.
Как следует из выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 октября 2012 года № № ответчик уволен с военной службы в запас на основании п.п. «е.1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно справке-расчету от 17 августа 2012 года № № стоимость выданных ответчику предметов вещевого имущества с не истекшими сроками носки на момент его увольнения с военной службы составила <данные изъяты> рублей.
Суд учитывает, что, исходя из содержания вышеприведенных норм Федерального закона «О материальной ответственности», а также Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390, необходимыми условиями для привлечения Агеенкова к материальной ответственности и взыскания с него денежных средств в размере стоимости предметов вещевого имущества с не истекшими сроками носки являются: наличие реального ущерба (в данном случае, факт утраты Агеенковым или его отказа от возврата соответствующего вещевого имущества, умышленная порча этого имущества или его уничтожение), наличие вины Агеенкова в причинении данного ущерба, а также прямой причинной связи между его действиями (бездействием) и причиненным ущербом.
Вместе с тем, вопреки требованиям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ стороной истца эти обстоятельства не доказаны: в суд не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие не только о том, что Агеенков утратил или отказался возвратить выданное ему в период военной службы вещевое имущество личного пользования, либо умышленно привел его в состояние, при котором использование этого имущества стало невозможным, но и о том, что Агеенкову вообще предлагалось возвратить это имущество, как это предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390.
Кроме того, взыскание с военнослужащих стоимости предметов вещевого имущества возможно лишь при доказанности их вины в причинении ущерба, как того требует действующее законодательство, в том числе, Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих», на который в обоснование иска сослался командир войсковой части №
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.