Дело № 5-277/2018
10RS-006-01-2021-000744-95
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 августа 2021 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Октябрьская, д. 12) Сущевская Елена Анатольевна, при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
гражданина Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> №, разведенного, имеющего на иждивении №, зарегистрированного по адресу: № <адрес>, №, фактически проживающего по адресу: <адрес>, официально не трудоустроенного,
у с т а н о в и л :
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданин № ФИО2, находясь в <адрес> и по адресу: <адрес>, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, уклонился от выезда с территории Российской Федерации, то есть, нарушил положения ч.2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2012 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Таким образом, ФИО2 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФИО2 признал полностью, раскаялся. Пояснил, что въехал на территорию РФ, чтобы устроиться на работу и не идти в армию, поскольку не хотел воевать с №. Проживает в <адрес> по указанному адресу, разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не продлил, поскольку из-за своей невнимательности не успел. В настоящее время не может вернуться на №, так как знает, что в Россию вернуться не сможет. Между тем, у него в РФ находится гражданская супруга – ФИО4, с которой он постоянно проживает с № года, помогает воспитывать и содержать троих ее сыновей, а также у них родилась совместная дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения, они ведут совместное хозяйство.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник МП ОМВД России по <адрес> ФИО5, в судебном заседании указала, что факт правонарушения имеет место, в связи с чем в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении. Обратила внимание на то, что в свидетельстве о рождении дочери в графе отец прочерк.
Выслушав позицию ФИО2, пояснения ФИО5, показания свидетеля ФИО4, которая подтвердила, что отец дочери ФИО2, с которым с № года они совместно проживают ведут хозяйство, он ее обеспечивает, во всем помогает, брак и дочку надлежащим образом не зарегистрировали из-за отсутствия надлежащих документов, прихожу к выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме признания ФИО2 своей вины, его виновность в совершении вменяемого правонарушения подтверждается представленными материалами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ; копией паспорта гражданина №; сведениями о том, что ФИО2 въехал на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приговором Кингисеппского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о привлечениях к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что ФИО2 было выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о продлении указанного срока разрешения на временное проживание в материалах дела нет, также нет сведений о подаче ФИО2 документов для получения разрешения на временное проживание. Указанный факт подтвердил в судебном заседании и сам ФИО2 Таким образом, ФИО2 нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, уклонившись от выезда по истечении срока пребывания, то есть совершил административное правонарушение по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 на территории Российской Федерации проживает по указанному выше адресу с ФИО4, троими ее несовершеннолетними сыновьями, и совместной дочерью, которые являются гражданами Российской Федерации, несмотря на то, что брак между ними официально не зарегистрирован, они ведут совместное хозяйство, ФИО2 принимает участие в воспитании и содержании детей. Указанное обстоятельство никем не опровергнуто, подтверждено показаниями свидетеля ФИО4
Таким образом, суд находит установленным, что на территории Российской Федерации у ФИО2 имеется семья.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО2 на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств дела назначение ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по мнению судьи, противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в период до 30 сентября 2021 г. включительно не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, в связи с чем судья считает необходимым не назначать ФИО2 данный вид наказания.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 3.10, 18.8, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
В соответствии с требованиями ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: №.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения копии постановления через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья: Е.А. Сущевская