Дело №2-403/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Лямбирь 27 июня 2019 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Фроловой Н.В.,
при секретаре Филимоновой Е.С.,
с участием в деле:
истицы -Мурзаевой Н.В.;
ответчицы -Руськиной Ю.В.;
третьего лица -Управления Росреестра по Республике Мордовия;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурзаевой Н.В. к Руськиной Ю.В. о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании уплаченной суммы, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,
установил:
Мурзаева Н.В. обратилась в Лямбирский районный суд Республики Мордовия с иском к Руськиной Ю.В. о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании уплаченной суммы, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда по тем основаниям, что 12.08.2016 года между ней и ответчицей заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1 500 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Расчет за приобретенный объект недвижимости был осуществлен в полном объёме. В октябре 2018 года, от сотрудника газовой службы ей стало известно, что по земельному участку проходит газопровод. С Филиалом Починковского линейного производственного управления магистральных газопроводов был заключен договор на производство кадастровых работ и выдан план расположения земельного участка и зоны минимально допустимых расстояний газопровода. При заключении договора купли-продажи земельного участка она не была поставлена продавцом в известность о нахождении на земельном участке газопровода, не указано об этом и в условиях договора. Просит расторгнуть договор купли-продажи земельного участка площадью 1 500 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного 04.08.2016 года между ней и Руськиной Ю.В.; взыскать с Руськиной Ю.В. потраченные на приобретение земельного участка денежные средства в размере 290 000 рублей; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 15.01.2019 года по 20.05.2019 года в сумме 7 758 рублей 49 копеек; компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, а также судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 13 370 рублей, по оплате государственной пошлины в сумме 6 178 рублей и по оплате кадастровых работ в сумме 3 500 рублей.
В судебном заседании Мурзаева Н.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила удовлетворить.
В судебное заседание ответчица Руськина Ю.В. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещалась своевременно, надлежащим образом.
Представитель третьего лица -Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание также не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещался своевременно, надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 12.08.2016 года между Руськиной Ю.В. (продавец) и Мурзаевой Н.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Продажная цена участка установлена в размере в размере 280 000 рублей, которая передана покупателем продавцу до подписания договора (л.д.11).
Согласно передаточному акту, земельный участок передан покупателю 12.08.2016 года. Претензий при передаче предмета договора у сторон не имелось (л.д.12).
Право собственности Мурзаевой Н.В. на земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 23.08.2016 года, №13-13/001-13/001-051/2016-9050/2 (л.д.12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2019 года, ограничений (обременений) права на земельный участок с кадастровым номером <номер> не зарегистрировано.
Из сообщения Филиала Починковского линейного производственного управления магистральных газопроводов №71/30-358 от 05.02.2019 года следует, что надлежащим способом определение положения внешних границ земельного участка с кадастровым номером <номер> относительно прохождения трассы Магистрального газопровода «Починки Саранск», является оформление соответствующего заключения аттестованным кадастровым инженером (л.д.22-23).
Согласно Плану расположения земельного участка на кадастровом плане территории и зоны минимальных допустимых расстояний магистрального газопровода, выполненному 04.04.2019 года кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «Гипрозем С», земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в зоне минимально допустимых расстояний Магистрального газопровода «Саратов-Горький» (л.д.32).
20.12.2018 года Мурзаева Н.В. направила Руськиной Ю.В. претензию с требованием расторгнуть договор купли-продажи земельного участка от 04.08.2016 года и возвратить денежные средства, которая получена последней 12.01.2019 года и оставлена без удовлетворения (л.д.24-27).
Согласно положений статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», охранная зона объектов системы газоснабжения -территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно пункту 5.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. постановлением Госгортехнадзора России от 24.04.1992 года №9) (утв. Заместителем Министра топлива и энергетики 29.04.1992 года.) (в редакции постановления Госгортехнадзора России от 23.11.1994 года №61) любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признаётся нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признаётся существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Из пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
Особенности купли-продажи земельных участков определены в статье 37 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Согласно пункту 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральным законом, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
Из приведенных нормативных положений следует, что право покупателя требовать расторжения договора купли-продажи земельного участка возникает при одновременном соблюдении следующих условий: информация об ограничениях использования земельного участка должна быть заведомо ложной, то есть содержащей сведения об обстоятельствах, не соответствующих действительности, и известной продавцу, и знание данной информации может повлиять на решение покупателя о приобретении им земельного участка.
В силу положений части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, истицей не представлено достаточно допустимых и достоверных доказательств наличия у продавца Руськиной Ю.В. до заключения договора купли-продажи земельного участка информации об ограничениях использования земельного участка, связанных с его расположением в охранной зоне газопровода.
Доводы истицы о том, что при заключении договора купли-продажи Руськиной Ю.В. было известно о нахождении земельного участка в охранной зоне, поскольку об этом ей сообщил представитель газовой службы, суд не может принять во внимание, поскольку указанные доводы голословны, не подтверждены какими-либо доказательствами и не могут служить подтверждением осведомленности Руськиной Ю.В. о существующих ограничениях на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для расторжения договора купли-продажи, поскольку Мурзаева Н.В. не представила доказательств существенного нарушения Руськиной Ю.В. условий договора влекущего расторжение договора, а также предоставления покупателю продавцом заведомо ложной информации о земельном участке, иной информации, которая могла оказать влияние на решение истицы о покупке данного земельного участка.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Мурзаевой Н.В. о расторжении договора купли-продажи земельного участка у суда не имеется.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении требований о расторжении договора купли-продажи земельного участка, не подлежат удовлетворению и требования истицы о взыскании с ответчицы уплаченной суммы, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда, которые являются производными от основного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Мурзаевой Н.В. к Руськиной Ю.В. о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании уплаченной суммы, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда -оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия Н.В.Фролова
Справка:
В окончательной форме решение принято -28.06.2019 года
Судья Н.В.Фролова