Дело №2-2789/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,
при секретаре Рудикове С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колесникова В.А. о признании бездействия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Колесникова В.А. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, примерно <данные изъяты> м. юго-западнее пер. Рябиновый, из категории земель – земли населенных пунктом, для ведения личного подсобного хозяйства. При этом просила утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Письмом и.о. начальника отдела архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ №№, заявителю отказано в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку заявителем представлены копии документов не заверенные нотариусом. Считает, указанный ответ незаконным, поскольку все копии документов были сверены с оригиналов сотрудником МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>». Просит признать незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: Россия, <адрес>, примерно <данные изъяты> м. юго-западнее пер. Рябиновый, из категории земель – земли населенных пунктом, для ведения личного подсобного хозяйства; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать Колесникова В.А. схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: Россия, <адрес>, примерно <данные изъяты> м. юго-западнее пер. Рябиновый, из категории земель – земли населенных пунктом, для ведения личного подсобного хозяйства; взыскать с МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание Колесникова В.А. не явилась, была извещена, доверила представлять свои интересы представителю.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.) поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО4 (действующий по доверенности), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (действующей на день обращения заявителя в суд) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Действующим на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждено Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования <адрес> (далее - Положение, утвержденное <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №), в соответствии с которым рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на МКУ "УправЗем" (п. 3.2).
Отдел архитектуры, входящий в МКУ "УправЗем", рассматривает заявление, после чего руководитель МКУ "УправЗем" утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовит мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления заявления (п. 5.1.1.).
Пунктом 5.1.2. Положения, утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №, определен перечень необходимых документов, предоставляемых заявителем для утверждения схемы.
Согласно пункту 5.2. Положения, утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие документов, указанных в п. 5.1.2 настоящего Положения, несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Колесникова В.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка для личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, примерно <данные изъяты> м. юго-западнее пер. Рябиновый, из категории земель – земли населенных пунктом, для ведения личного подсобного хозяйства.
Также просила утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, приложив в числе других документов, схему кадастрового плана территории.
Письмом и.о. начальника отдела архитектуры МКУ "УправЗем" от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было сообщено, что представленные ею копии документов не заверены нотариусом.
Проанализировав положения ст. 34 ЗК РФ (в ред. действующей на день обращения заявителя в орган местного самоуправления) суд приходит к выводу, что рассмотреть заявление о согласовании и утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления.
Невыполнение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» данных обязанностей, препятствует Колесникова В.А. реализовать свое право приобретения земельного участка.
В этой связи, суд считает незаконным отказ МКУ "УправЗем" в рассмотрении заявления Колесникова В.А. о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку оригиналы документов предоставляются вместе с копиями при подаче заявления.
Восстановление прав Колесникова В.А. возможно путем возложения обязанности на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» рассмотреть по существу ее заявление об утверждении схемы расположения границ земельного участка с целью приобретения права на земельный участок.
Судом установлено, что ответ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № дан не по существу обращения Колесникова В.А. и нарушает права последней, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя, что в силу п. 1 ст. 258 ГПК РФ является основанием для обязания заинтересованного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя и дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные Колесникова В.А. требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», выраженные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на заявления Колесникова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявления Колесникова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровой карте соответствующей территории, с предоставлением мотивированного ответа.
Взыскать с МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда Е.Н. Горбачева
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2015 года.