Дело № 2-3351/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 14 октября 2019 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Лисничей А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Траксель Светланы Алексеевны к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя об оспаривании решения в предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт,
У С Т А Н О В И Л:
Траксель С.А. предъявила иск Управлению труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя, указав, что 22.04.2019 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Письмом от 28.05.2019 ответчик отказал в предоставлении мер социальной поддержки по тем основаниям, что она не зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ей. С указанным решением она не согласна, считает его нарушающим конституционные права, поскольку она фактически проживают в г. Севастополе, производит оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила:
1. Решение Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта, признать незаконным.
2. Обязать Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя предоставить истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта.
В ходе судебного разбирательства ненадлежащий ответчик - Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя, не являющееся юридическим лицом, заменено на надлежащего ответчика - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя.
В судебном заседании истец Траксель С.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Суроедов Ж.О. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истец не относится к лицам, на которых распространяется Закон города Севастополя № 316-ЗС, поскольку не имеет регистрации по месту жительства в г. Севастополе.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск Траксель С.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Траксель С.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом второй группы с 13.02.2006, бессрочно.
В собственности Траксель С.А. находится квартира по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Согласно пунктам «е», «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Закона № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 и пункту 2.1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
В соответствии со статьей 26.3-1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Согласно пунктам 1, 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
В соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации Законодательным собранием города Севастополя 24.01.2017 принят Закон № 316-ЗС от 06.02.2017 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя, по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» (далее – Закон № 316-ЗС).
Согласно преамбуле к Закону № 316-ЗС настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Севастополя, по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – взносы на капитальный ремонт).
Статьей 1 Закона № 316-ЗС (в редакции Закона города Севастополя от 25.12.2018 № 472-ЗС) определены категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт, а именно меры социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт, рассчитанных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Севастополя, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, предоставляются, в том числе, следующим категориям граждан:
- одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Севастополе, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере 50 процентов;
- одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Севастополе, достигшим возраста восьмидесяти лет, - в размере 100 процентов;
- проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений в городе Севастополе, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере 50 процентов;
- проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений в городе Севастополе, достигшим возраста восьмидесяти лет, - в размере 100 процентов.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт устанавливается Правительством Севастополя (статья 2 Закона № 316-ЗС).
В соответствии со статьей 3 Закона № 316-ЗС меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, являются расходными обязательствами города Севастополя, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета города Севастополя и (или) межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета, а также иные источники, предусмотренные федеральным законодательством.
Во исполнение Закона № 316-ЗС постановлением Правительства Севастополя от 08.11.2018 № 750-ПП утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация предоставляется гражданину на одно жилое помещение в городе Севастополе, находящееся в собственности, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Назначение компенсации осуществляется соответствующими структурными подразделениями Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - районные управления Департамента).
Из материалов дела следует, что Траксель С.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается отметками в паспорте гражданина РФ на ее имя.
В квартире по адресу: г. Севастополь, <адрес>, истец зарегистрирована по месту пребывания с 11.04.2016 по 11.04.2021.
Письмом от 28.05.2019 Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя отказало истцу в предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, установленных вышеуказанными нормативно-правовыми актами, по тем основаниям, что Траксель С.А. не имеет регистрации по месту постоянного жительства в г. Севастополе.
Как видно из Закона № 316-ЗС и действующего с 01.01.2019 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.11.2018 № 750-ПП, предусмотренные данными нормативно-правовыми актами меры социальной поддержки предоставляются определенным в них категориям граждан на одно жилое помещение в городе Севастополе, находящееся в собственности, в котором они зарегистрированы по месту постоянного жительства.
Поскольку истец не зарегистрирована по месту жительства в г. Севастополе, ответчик правомерно отказал в предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Доводы истца о нарушении названным отказом ее конституционных прав суд находит необоснованными, поскольку устанавливая указанный критерий предоставления мер социальной поддержки, законодательный орган города Севастополя, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»:
- регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
- регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
Статьей 2 названного закона также установлено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Таким образом, истец, реализуя свое право на свободу передвижения и выбор места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, в установленном законом порядке уведомила государственные органы Российской Федерации о месте своего жительства – г. Москва, и месте своего пребывания – г. Севастополь.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых Траксель С.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Траксель Светланы Алексеевны к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя об оспаривании решения в предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.В. Сомова
Решение в окончательное форме составлено 21.10.2019.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья И.В. Сомова