<данны--е изъяты> Дело №а - 479/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Саранск 07 мая 2019 года
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Образцовой С.А.,, рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия к Кульниной Ирине Александровне о взыскании задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия обратилась в суд с административным иском к Кульниной И.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога. За 2015 год у Кульниной И.А. образовалась задолженность по уплате транспортного налога в сумме 3903 рубля, пени в размере 456 руб. 28 коп., а всего - 4359 руб. 28 коп., которую административный истец просит взыскать с административного ответчика.
Административный истец ходатайствует восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам и пени. Причиной пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением указан большой объём работы, ограничение сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, ограниченностью материальных и кадровых ресурсов.
При подаче административного иска в суд истцом было заявлено ходатайство о рассмотрении административного иска в соответствии со статьёй 291 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) в порядке упрощенного судопроизводства.
В силу пункта 3 статьи 391 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
На основании положений статей 291, 140, 292 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) судопроизводства без ведения устного разбирательства.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций прописаны в главе 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абзаца второго пункта HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=84945A86F7C56566FDEEAA0394280867E0C0B455468D66E9E8B35C0FDCCC13E94B21B45D67CCmEzFH" 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании недоимки по налогу в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Указанное свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, что согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 20 постановления от 11 июня 1999 г. №1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счёт имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд, а также с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О, о том, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Судом установлено, что Кульнина И.А. является плательщиком транспортного налога, в её собственности с 23.03.2012 года имеется транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> с 12.12.2012 года транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>
Согласно налоговому уведомлению № от 12.09.2016 года Кульниной И.А. исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 3903 руб.
20 сентября 2015 года, 27 декабря 2015 года в связи с неуплатой налогов налоговым органом в адрес налогоплательщика Кульниной И.А. аправлены требования, соответственно, за №№ 18363, 23208.
Общая сумма недоимки и пени, указанная в вышеуказанных требованиях, со сроком уплаты до 21 февраля и до 08 ноября 2017 года, соответственно, составила 4359 руб. 28 коп.
Шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, установленный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал 08.06. 2018 года.
Согласно штампу входящей корреспонденции Пролетарского районного суда г.Саранска административное исковое заявление Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия подало в суд 16 апреля 2019 года, из углового штампа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия на административном исковом заявлении усматривается, что оно датировано 09.04.2019 года
Таким образом, срок подачи настоящего искового заявления пропущен.
Вместе с тем административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного частью 1 статьи 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Исходя из положений части 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административным истцом к административному иску приложено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В соответствии со статьёй 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подаётся в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Однако, ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, не содержит каких-либо уважительных причин обосновывающих пропуск срока, к нему не приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин.
При таких обстоятельствах суд не может считать пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций уважительным, а, следовательно, пропущенный процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам и пени, следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180,293,294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия в удовлетворении административного иска к Кульниной Ирине Александровне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>