Судья Болденков Е.Ю.
Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-271/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Гусаровой Л.В. и Усовой Н.М.,
при секретаре Шеине М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воскрецова Е.О. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения органа государственной власти от 10.04.2017 года, выразившегося в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью 1003 кв.м., расположенного по "адрес изъят", в районе дачного некоммерческого товарищества «Полет», об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области рассмотреть по существу, заявление о предоставлении в собственность земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольниковой Е.А. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 13 сентября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Представитель Воскрецова Е.О. - Коротаева А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование указала, что Воскрецов Е.О. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области, с заявлением от 10.03.2017 года о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенных по "адрес изъят", в районе ДНТ «Полет».
В результате рассмотрения поданного заявления ответчиком был выдан отказ, в котором указано основание для возврата поданного заявления о предоставлении данного участка в собственность за плату, в связи с тем, что согласно информации министерства лесного комплекса Иркутской области, данный земельный участок расположен на землях лесного фонда. Закон Иркутской области от 21.12.2006г №99-оз устанавливает перечень вопросов относящихся к ведению Правительства Иркутской области, среди которых не имеется полномочий по распоряжению землями, относящимися к землям лесного фонда, данный земельный участок находится в реестре земель лесного фонда, следовательно, в собственности Российской Федерации.
Полагает, что такой отказ в рассмотрении заявления является незаконным и подлежит признанию таковым в виду следующих обстоятельств: земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 07.07.2015 г. по результатам утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок, согласно данных ЕГРН, расположен на землях категории - населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под объекты сельскохозяйственного использования (дачные строения, садоводства, огородничество). Оснований полагать, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда не имеется.
Более того Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.07.2014г вступившим в законную силу 08.10.2014г. нормативно-правовой акт устанавливающий границы населенного пункта "адрес изъят" был признан действующим. Судом установлено, что при включении каких-либо земельных участков относящихся к землям лесного фонда были соблюдены все условия действующего законодательства, учтены так же все замечания лесного комплекса.
Тем самым границы населенного пункта "адрес изъят" являются действительными, правила землепользования и застройки установленные решением Думы действительны, соответственно указывать на нахождение спорного земельного участка, как относящегося к землям лесного фонда не имеется.
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014г №162-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительства Иркутской области» правительство Иркутской области осуществляет полномочия органа местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования: по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством». Таким образом, каких-либо нарушений прав в отношении распоряжения землями лесного фонда нет.
Просил суд признать отказ Министерства Имущественных отношений Иркутской области от 10.04.2017 г. №02-51-6626/17 в отношении земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью 1003 кв.м, расположенного по "адрес изъят", в районе ДНТ «Полет», незаконным, обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области, рассмотреть по существу, заявление Воскрецова Е.О. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью 1003 кв.м., расположенного по "адрес изъят", в районе ДНТ «Полет».
Административный истец Воскрецов Е.О., его представитель Коротаева А.И. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, ранее в судебных заседаниях представитель Коротаева А.И. настаивала на удовлетворении административного иска в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Из представленных возражений против удовлетворения заявленных требований,
Заинтересованное лицо – Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальскому краю в судебное заседание своего представителя не направило, согласно представленному отзыву возражает против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель Министерства Лесного комплекса Иркутской области, представитель администрации Марковского муниципального образования в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Решением суда административный иск Воскрецова Е.О. удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольникова Е.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что заявление Воскрецова Е.О. подано в министерство с нарушением земельного законодательства. Считает, что оспариваемый отказ не нарушает права заявителя, поскольку не является решением об отказе в предоставлении земельного участка и не препятствует заявителю после устранения допущенных при его подаче нарушений вновь обратиться в уполномоченный орган. Кроме того, вопрос о предоставлении спорного земельного участка не может быть разрешен, поскольку не проведены мероприятия по исключению и прекращению права собственности Российской Федерации на данный участок в установленном законом порядке.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что Воскрецов Е.О. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного на "адрес изъят".
Министерство имущественных отношений Иркутской области направило в адрес административного истца ответ от 10.04.2017 года № 02-51-6626/17, в котором имеется ссылка на информацию, предоставленную Министерством лесного комплекса Иркутской области, в которой сообщается о расположении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда, а поскольку распоряжение земельными участками, находящимися на землях лесного фонда, не относится к полномочиям Правительства Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области.
В результате Министерством от имени Правительства Иркутской области на поданное заявление Воскрецов Е.О. был проинформирован о наличии у него права обратиться в Территориальное управление Росимущества в Иркутской области.
Разрешая спор и признавая заявленные требования обоснованными, суд исходил из того, что заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка по существу не рассмотрено, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка не принято.
Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Порядок и сроки предоставления земельных участков на территории Иркутской области установлен Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, без торгов», утвержденным приказом министерства имущественных отношений Иркутской области от 29.06.2015 № 33/пр.
В силу требований пункта 78 названного Регламента Министерство рассматривает поступившее заявление и полученные документы, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, и направляет принятое решение заявителю;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, за плату или права на заключение договора аренды земельного участка без торгов;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов дела следует, что решения о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении с указанием оснований отказа административным ответчиком не принято. Министерством от имени Правительства Иркутской области Воскрецов Е.О. был проинформирован лишь о наличии у него права обратиться в Территориальное управление Росимущества в Иркутской области.
Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие по вопросу рассмотрения по существу заявления Воскрецова Е.О. о предоставлении в собственность за плату земельного участка, и обоснованно с учетом требований ст. 227 КАС РФ обязал устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения по существу заявление истца,
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка не может быть разрешен, поскольку не проведены мероприятия по исключению и прекращению права собственности Российской Федерации на данный участок в установленном законом порядке, не основаны на законе.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок с кадастровым "номер изъят", поставлен на кадастровый учет 07.07.2015 с категорией земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование – под объекты сельскохозяйственного использования (дачные строения, садоводства, огородничество).
В материалах дела отсутствуют доказательства снятия спорных земельных участков с государственного кадастрового учета.
Согласно полученной информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастр и картографии по Иркутской области от 01.08.2017 года № 08-24266 земельный участок с местоположением "адрес изъят", с кадастровым "номер изъят", расположен на землях населенных пунктов в границах "адрес изъят".
Административным истцом представлен кадастровый паспорт земельного участка "номер изъят", в котором указано, что данный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование – под объекты сельскохозяйственного использования (дачные строения, садоводства, огородничество), с учетом изложенного, оснований не доверять которым не имеется, в свою очередь они согласуются с Правилами землепользования и застройки Марковского городского поселения, утвержденными решением Думы Марковского муниципального образования от 24.11.2015 года № 43-225/Дгп.
Кроме того, согласно ответу на запрос Министерства Лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2017 № 02-91-7056/17 земельный участок с кадастровым "номер изъят", расположенный по "адрес изъят" после завершения работы по изменению и установлению границ зеленых зон Иркутского лесничества, будет включен в границы Марковского городского поселения и исключены из государственного лесного реестра, в настоящее время проектная документация находится на рассмотрении в Рослесхозе.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 13 сентября 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольниковой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Л.В. Гусарова
Н.М. Усова