дело № 2-1635/2019
УИД 26RS0035-01-2019-002280-17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июля 2019 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием представителя истца Павленко Р.В., при секретаре Буниной И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по иску Казначеевского Митрофана Сергеевича к Шматько Татьяне Алексеевне, Шиндяйкину Ивану Александровичу о возмещении материального ущерба, причиненного в результате преступления, компенсации морального вреда и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Казначеевский М.С. обратился в суд с иском к Шматько Т.А., Шиндяйкину И.А. в котором просил взыскать со Шматько Т.А. материальный ущерб, причиненный преступлением в размере 90 000 рублей, компенсацию морального вреда, причиненного преступлением в размере 50 000 рублей, взыскать с Шиндяйкина И.А. материальный ущерб, причиненный преступлением в размере 110 000 рублей, компенсацию морально вреда, причиненного преступлением в размере 50 000 рублей, взыскать со Шматько Т.А. и Шиндяйкина И.А. в солидарном порядке судебные расходы по оплате услуг адвоката в размере 30 000 рублей, расходы, связанные с оформлением доверенности в размере 1 470 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что предварительным следствием установлено, что Шматько Т.А. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ., действуя умышленно из корыстных побуждений, обманным путем введя в заблуждение Казначеевского В.М. об истинных намерениях под видом оказания помощи по оформлению и передаче прав на земельный участок, который согласно правоустанавливающих документов принадлежал администрации <адрес>, а не гражданину Шиндяйкину И.А., у которого отсутствовали правоустанавливающие документы в связи с чем отсутствовало право распоряжения земельным участком, расположенным по <адрес>, получила от Казначеевского В.М. принадлежащие его отцу - Казначеевскому М.С. денежные средства в размере 200 000 рублей, из которых себе оставила взяла 90 000 рублей, а часть денежных средств, в размере 110 000 рублей передала Шиндяйкину И.А. с целью сокрыть свой преступный умысел взятые на себя обязательства не выполнила, денежные средства не возвратила, причинив тем самым потерпевшему Казначеевскому М.С. значительный материальный ущерб на сумму 200 000 рублей.
Допрошенная в ходе предварительного расследования в качестве подозреваемой и обвиняемой Шматько Т.А. вину в инкриминируемом преступлении признала в полном объеме и не возражала против прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
Допрошенный в ходе предварительного расследования в качестве подозреваемого и обвиняемого Шиндяйкин И.А. вину в инкриминируемом преступлении признал в полном объеме и не возражал против прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
В связи с вышеизложенным истец полагает необходимым обратиться с исковыми требованиями о возмещении материального ущерба причиненного в результате преступления к Шматько Т.А. и Шиндяйкину И.А.
Вместе с тем, в результате противоправных действий Казначеевскому М.С. причинены и моральные страдания, поскольку после смерти его сына - Казначеевского В.М. ответчики воспользовались ситуацией, обрушившимся горем на семью погибшего и максимально затягивали установление истины по уголовному делу, неоднократно вводили следствие в заблуждение, меняли показания, желали избежать уголовной ответственности и отказались самостоятельно возмещать причиненные материальный ущерб. В связи с данными действиями, с аморальным поведением ответчиков, истец испытывал нравственные страдания, резко ухудшилось его состояние здоровья, в связи с чем истцу был причинен моральный вред, который он оценивает в размере 100 000 рублей.
Более того, для составления настоящего искового заявления и представления интересов истца в гражданском судопроизводстве, он вынужден был обратиться за квалифицированной помощью к адвокату и воспользоваться его услугами. За составление искового заявления и представительство в суде первой инстанции Казначеевский М.С. оплатил 30 000 рублей, которые просит суд признать необходимыми расходами и также последние возместить в порядке, установленным ст. 98 ГПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Ответчики в судебное заседание не явились, суд о причинах своей неявки в судебное заседание не известили. О времени и месте судебного заседания извещались судом заказным письмом с уведомлением. Кроме того информация о времени и месте судебного заседания по делу размещена на официальном сайте Шпаковского районного суда в сети Интернет. Таким образом, судом приняты необходимые меры для надлежащего уведомления ответчиков о времени и месте судебного заседания.
Таким образом, сведениями об уважительности причин неявки ответчиков в судебное заседание суд не располагает. Заявление о рассмотрении дела в их отсутствие в суд не поступало. С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановлению о прекращении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ. уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в отношении Шматько Т.А. и Шиндяйкина И.А. прекращено. Предварительным следствием установлено, что Шматько Т.А. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ., действуя умышленно из корыстных побуждений, обманным путем введя в заблуждение Казначеевского В.М. об истинных намерениях под видом оказания помощи по оформлению и передаче прав на земельный участок, который согласно правоустанавливающих документов принадлежал администрации <адрес>, а не гражданину Шиндяйкину И.А., у которого отсутствовали правоустанавливающие документы в связи с чем отсутствовало право распоряжения земельным участком, расположенным по <адрес>, получила от Казначеевского В.М. принадлежащие его отцу - Казначеевскому М.С. денежные средства в размере 200 000 рублей, из которых себе оставила взяла 90 000 рублей, а часть денежных средств, в размере 110 000 рублей передала Шиндяйкину И.А. с целью сокрыть свой преступный умысел взятые на себя обязательства не выполнила, денежные средства не возвратила, причинив тем самым потерпевшему Казначеевскому М.С. значительный материальный ущерб на сумму 200 000 рублей.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.
По смыслу данной нормы вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любые неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным (нематериальным).
Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17.07.2012г. N 1470-О указал, что согласно ч. 3 ст. 42 УПК РФ потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением. Данное право не может быть ограничено на основании постановления о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования. При этом прекращение уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности не освобождает виновного от обязательств по возмещению нанесенного ущерба и компенсации причиненного вреда, и не исключает защиту потерпевшим своих прав в порядке гражданского судопроизводства.
При этом решение о прекращении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ не влечет за собой реабилитацию лица, обвиняемого в преступлении. Постановление о прекращении уголовного дела, являющееся одним из доказательств по делу, получило надлежащую правовую оценку наряду с другими доказательствами в их совокупности.
Таким образом, суд считает возможным взыскать в пользу Казнечеевского М.С. со Шматько Т.А. в счет возмещения материального ущерба, причиненного в результате преступления денежную сумму в размере 90 000 рублей, с Шиндяйкина И.А. - 110 000 рублей.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования, разумности и справедливости.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 20.12.1994г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (ред. от 06.02.2007г.) разъяснил, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень вины ответчика, характер и объем причиненных истцу нравственных или физических страданий и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, с каждого из ответчиков, в остальной части данного требования - отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах. Истцом оплачены услуги представителя в размере 30 000 рублей. С учетом характера и сложности рассматриваемого дела, наличия единообразной практики по данной категории дел, количества судебных заседаний, общей продолжительности рассмотрения дела, указанную сумму суд считает возможным взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
К судебным расходам, на основании ч. 1 ст. 88 ГПК РФ относится государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Согласно материалам дела истец обращался к нотариусу для оформления доверенности для представления его интересов, за удостоверение которой взыскано по тарифу 1 470 рублей.
Таким образом, взысканию в солидарном порядке с ответчиков в пользу истца подлежат судебные расходы произведенные истцом по оплате расходов на оформление доверенности у нотариуса в размере 1 470 рублей.
Поскольку в связи с характером заявленных требований истец освобожден от уплаты госпошлины, а его иск удовлетворен частично, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ со Шматько Т.А. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина по требованиям материального характера в размере 2 900 рублей, по требованию о компенсации морального вреда - 300 рублей, с Шиндяйкина И.А. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина по требованиям материального характера в размере 3 400 рублей, по требованию о компенсации морального вреда - 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Казначеевского Митрофана Сергеевича к Шматько Татьяне Алексеевне, Шиндяйкину Ивану Александровичу о возмещении материального ущерба, причиненного в результате преступления, компенсации морального вреда и судебных расходов – удовлетворить частично.
Взыскать со Шматько Татьяны Алексеевны в пользу Казначеевского Митрофана Сергеевича материальный ущерб причиненный преступлением в размере 90 000 рублей.
Взыскать со Шматько Татьяны Алексеевны в пользу Казначеевского Митрофана Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать со Шматько Татьяны Алексеевны в бюджет Шпаковского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину в размере 3 200 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Казначеевского Митрофана Сергеевича к Шматько Татьяне Алексеевне о взыскании компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей – отказать.
Взыскать с Шиндяйкина Ивана Александровича в пользу Казначеевского Митрофана Сергеевича материальный ущерб причиненный преступлением в размере 110 000 рублей.
Взыскать с Шиндяйкина Ивана Александровича в пользу Казначеевского Митрофана Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с Шиндяйкина Ивана Александровича в бюджет Шпаковского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину в размере 3 700 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Казначеевского Митрофана Сергеевича к Шиндяйкину Ивану Александровичу о взыскании компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей – отказать.
Взыскать со Шматько Татьяны Алексеевны, Шиндяйкина Ивана Александровича в пользу Казначеевского Митрофана Сергеевича в солидарном порядке судебные расходы, за оплату услугу адвоката в размере 15 000 рублей и расходы, связанные с оформлением доверенности в размере 1 470 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Казначеевского Митрофана Сергеевича к Шматько Татьяне Алексеевне, Шиндяйкину Ивану Александровичу о солидарном взыскании судебных расходов, за оплату услугу адвоката в размере 15 000 рублей – отказать.
Ответчик в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Е. Толстиков