Дело №2-256/2020
УИД 10RS0003-01-2020-000638-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Бахур Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хяргинена Э.В. к администрации Кемского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установил:
Хяргинен Э.В. обратился с иском по тем основаниям, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> Заключением межведомственной комиссии указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу и расселению. Дом не включен в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2019-2025 годов, так как признан аварийным и подлежащим сносу в 2017 году, срок расселения установлен до 2028 года. Истцу предложили оформить договор найма помещения специализированного маневренного фонда по адресу: г<адрес>. Истец полагает, что имеет первоочередное право получения жилого помещения, так как дом был признан аварийным и подлежащим сносу. На основании изложенного истец просит обязать администрацию Кемского муниципального района предоставить ему вне очереди жилое помещение, общей площадью не менее 30,5 кв.м.
В судебное заседание истец Хяргинен Э.В. не явился, уведомлен надлежащим образом, не заявлено ходатайства об отложении дела.
Администрация Кемского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. В представленных возражениях просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Хяргинен Э.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 30,5 кв.м, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от 05.12.2002.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации Кемского муниципального района от 02.06.2017 № и на основании постановления администрации Кемского муниципального района от 20.06.2017 № дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу, предписано расселение до 2028 года.
Жилой дом <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда не включен.
Истец малоимущим в установленном законом порядке не признан, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоял до 01.03.2005 и в настоящее время не состоит.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправлению) о выкупе жилого помещения. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В настоящее время на территории Республики Карелия реализовывается Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 №136-П, с предоставлением финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Программа).
В Программе участвуют дома признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017.
Таким образом, в настоящее время жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соглашение между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не достигнуто.
Из материалов дела следует, что ответчиком не принималось решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и жилых помещений данного дома, в адрес истца не направлялись проект соглашения об изъятии недвижимости, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации и документы, перечисленные в пункте 4 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации. Размер возмещения за изымаемое жилое помещение администрацией не определялся, соглашения о возможном предоставлении истцу другого жилого помещения не имеется.
Из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, следует, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Поскольку соблюдение соответствующей предварительной процедуры, установленной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательной, учитывая отсутствие доказательств длительного и виновного бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по выполнению указанной процедуры, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на администрацию Кемского муниципального района обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Хяргинена Э.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.С. Яшкова