Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1714/2023 ~ М-1010/2023 от 16.03.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    04 июля 2023 года г.о. Самара

    Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

    председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

    при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1714/2023 по административному исковому заявлению Скрипника В.О. к ГУФССП России по Самарской области, МОСП по ВАШ по г.Самаре ГУФССП России по Самарской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Толочной Ю.А., судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ по г. Самаре Шеломановой О.А., начальнику МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Асланову Е.А., судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Гридневу А.В., судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИПР ГУФССП России по Самарской области Ханову А.В., судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Гурьяновой Е.П., с участием заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по г. Тольятти о признании незаконным постановления об отказе в удовлетворении заявления, возложении обязанности устранить нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

    Скрипник В.О. обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с вышеуказанным административным иском к ГУФССП России по Самарской области, МОСП по ВАШ по г.Самаре, судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ по г. Самаре Толочной Ю.А., в обоснование указав, что является стороной исполнительного производства № 529919/22/63052-ИП от 24.11.2022. По исполнительному производству № 529919/22/63052-ИП административным ответчиком было принято 27.02.2023 постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) с указанием следующих оснований: «Рассмотрев доводы заявителя, судебный пристав-исполнитель признает обстоятельства, изложенные в заявлении (ходатайстве), не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что 14.12.2023 осуществлен возврат излишне удержанной суммы в Филиал Банка ВТБ на р/с в сумме 1 500 рублей. За возвратом денежных средств, удержанных в рамках отмененного постановления ГИБДД Вам необходимо обратиться в орган, выдавший исполнительный документ, а именно, в ОГИБДД О МВД России по Ставропольскому району, по адресу: 445011, Самаре, Советская, влд. 15.». Административный истец читает постановление административного ответчика от 27.02.2023 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) незаконным, поскольку оно нарушает права и законны интересы административного истца, а именно: денежные средства списаны по постановлению ГИБДД, которое отменено в судебном порядке, о чем было предупреждено МОСП по ВАШ по г. Самаре, на стадии исполнения.

    С учетом изложенного административный истец просит суд признать незаконным постановление административного ответчика от 27.02.2023 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) по исполнительному производству № 529919/22/63052-ИП от 24.11.2022; обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем возврата денежных средств в размере 1 500 рублей в качестве незаконно удержанных со счета Скрипника В.О.

Определением суда от 13.04.2023 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Шеломанова О.А., начальник МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Асланов Е.А., судебный пристав-исполнитель МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Гриднев А.В. (л.д. 13-14).

Определением суда от 12.05.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИПР ГУФССП России по Самарской области Ханов А.В., в качестве заинтересованного лица – ОГИБДД ОМВД России по Ставропольскому району (л.д. 49-50).

Определением суда от 07.06.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Гурьянова Е.П. (л.д. 78).

В судебном заседании административный истец Скрипник В.О. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте слушания.

Представитель административного ответчика МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте слушания.

Административные ответчики судебные приставы-исполнители МОСП по ВАШ по г. Самаре Толочная Ю.А., Шеломанова О.А., Гриднев А.В., Ханов А.В., Гурьянова Е.П., начальник МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Асланова Е.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте слушания, представили отзыв на иск.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по г. Самаре ОГИБДД ОМВД России по Ставропольскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте слушания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 54).

Информация о принятии административного иска Скрипника В.О., дне, времени и месте судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом размещена на официальном сайте Железнодорожного районного суда г. Самары посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административный иск Скрипника В.О. в отсутствие не явившихся лиц, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.

    Проверив материалы административного дела, обоснованность заявленных требований Скрипника В.О., оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не усматривает основания для удовлетворения иска в виду следующего.

Согласно статье 4 Кодекса административного производства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец просит признать незаконным постановление административного ответчика от 27.02.2023 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) по исполнительному производству № 529919/22/63052-ИП от 24.11.2022., вернуть денежные средства в размере 1500 рублей. Настоящее административное исковое заявление было подано в суд 12.03.2023 (л.д. 5), то есть в установленный десятидневный срок (с учетом нерабочих дней).

В соответствии с пунктом 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 6.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных). Общедоступными являются сведения о наименовании должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения. При включении в банк данных сведений о возбуждении исполнительного производства информация, необходимая для выплаты задолженности по исполнительному документу, направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов от 12.05.2012 № 248 «Об утверждении порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП в электронном виде», периодичность передачи информации в федеральный и региональные банки данных: ежедневно по рабочим дням. Пунктом 3.2 Порядка предусмотрено, что сведения (документы) должны быть внесены в банк данных в течение одного дня с момента их поступления (формирования).

В соответствии с названным порядком сведения (документы), формируемые ФССП в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их формирования. При регистрации исполнительного документа в подразделении службы приставов сведения о должнике-гражданине вносятся из исполнительного документа.

При включении в банк данных сведений о возбуждении исполнительного производства информация, необходимая для выплаты задолженности по исполнительному документу, направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах и размещается на сайте госуслуг.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 24.11.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАШ по г. Самаре ГУФССП России по Самарской области Шеломановой Ю.А. на основании постановления по делу об административном правонарушении № от 10.09.2022 в отношении Скрипника В.О. возбуждено исполнительное производство №529919/22/63052-ИП, предметом исполнения которого является исполнение административного наказания в виде административного штрафа в сумме 1 500 рублей (л.д. 42-43).

Согласно пункту 2 постановления должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований по оплате административного штрафа, со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В связи с отсутствием информации о добровольном исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, 09.12.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАШ по г. Самаре Гридневым А.В. вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, на основании которых произведено списание денежных средств со счета должника, денежные средства распределены взыскателю, что подтверждается сводкой по исполнительному производству № 529919/22/63052-ИП, платежным поручением (л.д. 31-32, 45).

Не согласившись с вынесенным постановлением об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, 09.12.2022 от должника в МОСП по ВАШ по г. Самаре поступила жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), поданная в порядке подчиненности, в которой заявитель указал, что постановление ГИБДД было отменено, кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства не было направлено должнику через сайт госуслуг (л.д. 36).

По результатам рассмотрения обращения Скрипника В.О. от 09.12.2022 заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ВАШ по г. Самаре Хановым А.В. вынесено постановление от 22.12.2022, в котором указано, что в период нахождения исполнительного производства на принудительном исполнении в МОСП по ВАШ г. Самаре не поступало документов, подтверждающих отмену постановления, на основании которого возбуждено исполнительное производство, соответственно отсутствовали законные основания для прекращения исполнительного производства. Также заявителю было сообщено, что исполнительное производство 20.12.2022 окончено фактическим исполнением, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В этой связи постановление, действие судебного пристава-исполнителя МОСП по ВАШ по г. Самаре Гриднева А.В. признаны правомерными, в удовлетворении жалобы Скрипника В.О. отказано (л.д. 37).

12.02.2023 Скрипником В.О. было подано заявление в МОСП по ВАШ по г. Самаре о возврате излишне удержанных (перечисленных) денежных средств, в котором должник просил возвратить денежные средства в размере 1 500 рублей, списанные со счета должника, по причине отмены постановления ГИБДД (л.д. 38).

Рассмотрев вышеуказанное заявление должника, судебный пристав-исполнитель МОСП по ВАШ по г. Самаре Толочная Ю.А. вынесла постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 27.02.2023, в котором разъяснила, что за возвратом денежных средств, удержанных в рамках отмененного постановления ГИБДД, Скрипнику В.О. необходимо обратиться в орган, выдавший исполнительный документ, указав наименование и местонахождение органа (л.д. 39). С данным постановлением не согласился административный истец.

    Установив фактические и юридически значимые по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что какие-либо нарушения, связанные с вынесением постановления об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 27.02.2023, отсутствуют. Постановление принято по результатам рассмотрения заявления административного истца в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в рамках предоставленных полномочий. Данное постановление разъясняет порядок возврата денежных средств, взысканных с должника. На момент обращения Скрипника В.О. с заявлением в МОСП по ВАШ по г. Самаре о возврате излишне удержанных (перечисленных) денежных средств денежные средства уже были перечислены взыскателю, исполнительное производство окончено. Нарушение прав административного истца и незаконность действий административного ответчика в связи с принятием оспариваемого постановления судом не установлены.

Действующими нормативными актами Российской Федерации утвержден порядок возврата излишне уплаченных денежных средств из государственного бюджета, который был разъяснен Скрипнику В.О. в оспариваемом постановлении, но не приняты им во внимание.

    В соответствии с пунктом 3 Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, утвержденных Приказом Минфина России от 27.09.2021 №137н, зарегистрированных в Минюсте России 27.10.2021 №65582, излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или региональных порталов государственных и муниципальных услуг, и подписанному простой электронной подписью … или усиленной квалифицированной электронной подписью … в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации Заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги.

Заявление на возврат излишне уплаченного в ходе проведения исполнительных действий платежа представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя (пункт 5).

В пункте 7 Общих требований указаны сведения, которые должно содержать заявление на возврат денежных средств, с целью надлежащего его исполнения.

В случае положительного результата проведения предусмотренной пунктом 9 Общих требований проверки:

администратор доходов бюджета:

в течение 10 дней принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа;

в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя) в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов РФ.

Учитывая, что денежные средства в заявленном размере административному истцу в настоящее время не возвращены, с заявлением об их возврате в установленном порядке административный истец не обращался, доказательств обратного суду не представлено, суд приходит к выводу, что возможность возврата денежных средств в настоящее время Скрипником В.О. не утрачена (при соблюдении вышеизложенного порядка возврата).

    Исходя из вышеизложенных норм права, суд не находит основания для признания постановление административного ответчика от 27.02.2023 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) по исполнительному производству № 529919/22/63052-ИП от 24.11.2022 незаконным, а потому отказывает в удовлетворении соответствующих требований.

    В связи с отказом в удовлетворении основного требования, административный иск в части обязания административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем возврата денежных средств в размере 1 500 рублей в качестве незаконно удержанных со счета Скрипника В.О. также подлежит оставлению без удовлетворения.

    Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Скрипника В.О. о признании незаконным постановления об отказе в удовлетворении заявления, возложении обязанности устранить нарушения прав - оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 18.07.2023.

    Председательствующий Е.А. Чиркова

2а-1714/2023 ~ М-1010/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Скрипник В.О.
Ответчики
ГУ ФССП России по Самарской области
судебного пристава СПИ МОСП по ВАШ по г.Самаре Гриднева А.В.
МОСП по ВАШ по г.Самаре
начальник МОСП по ВАШ Асланова Е.А.
СПИ МОСП по ВАШ по г. Самаре Толочная Ю.А.
МОСП по ВАШ г.Самара (СПИ Ханов А.В., Гурьянова Е.П.)
судебного пристава МОСП по ВАШ г.Самара Шеломанову Ю.А.
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Ставропольскому району
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация административного искового заявления
16.03.2023Передача материалов судье
21.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2023Предварительное судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее