Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1701/2012 ~ М-1740/2012 от 13.12.2012

Дело № 2-1701/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 21 декабря 2012 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Уразовой Е.В.,

с участием истицы Дерюгиной Е.А.,

представителя ответчика Рябовой С.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерюгиной Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

Дерюгина Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР с требованиями:

- признать незаконным решение №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии,

- обязать включить в специальный педагогический стаж: период работы в должности воспитателя в <***> с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг; период работы воспитателем в <***> с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг; период нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг

- обязать назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за её назначением, т.е. с дд.мм.гггг

Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг Дерюгина Е.А. обратилась в УПФР в г. Можге и Можгинском районе УР для назначения пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

дд.мм.гггг решением УПФР в городе Можге и Можгинском районе УР за №*** ей отказано в установлении пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего стажа.

В льготный трудовой стаж не был включен период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, поскольку педагогическая нагрузка Дерюгиной Е.А. на тот момент составляла 30 часов в неделю, тогда как в соответствии с постановлением Правительства РФ № 191 от 03.04.2003 г. с 18.04.2003 г. для воспитателей дошкольных образовательных учреждений была установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

Истица считает решение УПФР необоснованным, поскольку в спорный период действовало постановление Правительства УР и Государственного Совета УР от 28.09.1995 г. № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», которым норма педагогической нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю. Данное обстоятельство, по мнению истицы, не должно влиять на ее пенсионное обеспечение.

Период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности воспитателя в <***> подлежит зачету в специальный стаж, т.к. Списками должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463,- предусмотрено включение работы в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах и яслях-садах. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских учреждений: яслей и детских садов в дошкольное учреждение с присвоением такому объединенному учреждению наименования «ясли-сад». При этом допускалось наименование указанного детского дошкольного учреждения как детский комбинат. Таким образом, детский комбинат, в котором осуществляла педагогическую деятельность истица, действовал как детский сад.

Кроме этого, ответчик не зачел в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, которые являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

В судебном заседании истица Дерюгина Е.А. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Рябова С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Управлением ПФР правомерно исключены периоды работы в качестве воспитателя в <***>, МБДОУ «<***>», МБДОУ «<***>». Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ. Пункт 4 Правил предусматривает включение периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.09.2000 г. при условии выполнения педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности времени (норме часов за ставку заработной платы) педагогическим работникам образовательных учреждений» норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы для воспитателей, составляла 36 часов в неделю, тогда как у истицы норма педагогической нагрузки в спорный период составляла 30 часов.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Период нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не значится, а лишь должен учитываться при подсчете общего трудового стажа. Кроме того, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истица педагогической деятельностью не занималась, учебной нагрузки не имела. Факт сохранения среднего заработка и уплата страховых взносов в данные периоды не влияет на возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Списком № 781 и ранее действовавшими нормативными документами, устанавливающими перечень учреждений, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

дд.мм.гггг Дерюгина Е.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинским районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от дд.мм.гггг № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

дд.мм.гггг решением начальника УПФР в г. Можге и Можгинском районе №*** истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 23 года 10 месяцев 12 дней, вместо требуемых 25 лет.

В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:

- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (10 мес. 2 дн.) – работа в должности воспитателя в <***>

- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (3 мес. 13 дн.) – работа в должности воспитателя в МДОУ «<***>» при выполнении учебной нагрузки 30 часов в неделю,

- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг (всего 5 дней) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы старшим воспитателем в МДОУ «<***>».

Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст. 27 указанного Закона,- списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правила исчисления таких периодов работы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. (далее по тексту Список № 781 и Правила № 781)

В соответствии со Списком № 781 работа в должности воспитателя (старшего воспитателя) дошкольного образовательного учреждения (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Ответчиком исключен период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, т.к. истица работала воспитателем в <***>. Наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Списком № 781.

В спорный период работы истицы, в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, в графе «наименования учреждений», работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, были указаны детские дошкольные учреждения всех типов.

В общесоюзном классификаторе в разделе 92400 3 «Отрасли народного хозяйства», утвержденном Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 г., в разделе «дошкольное воспитание» указаны: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки. Следовательно, наименование детского дошкольного учреждения «детский комбинат» соответствует наименованию «ясли-сад».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2003 г. № 108 «Об установлении переходного периода для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» 2003-2004 годы являются переходным периодом для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства. В течение указанного переходного периода подготовка официальной статистической информации, проектов государственных прогнозов и мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации осуществляются на основе Общесоюзного классификатора с последовательным расширением использования Общероссийского классификатора.

Согласно разделу М 80.10.1. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого и введенного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 г. № 454-ст, дошкольное образование включает деятельность сети дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.). Таким образом, Общероссийский классификатор, введенный в действие с 01.01.2003 г., не содержит исчерпывающего перечня детских дошкольных учреждений.

Из трудовой книжки истицы усматривается, что дд.мм.гггг она принята в <***> воспитателем. дд.мм.гггг – уволена в связи с переводом на работу в <***>, остается работать в прежней должности в <***>. дд.мм.гггг <***> передан в муниципальную собственность <***> из АО «<***>». дд.мм.гггг наименование учреждения «<***>» изменено на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №***. дд.мм.гггг – Дерюгина Е.А. уволена переводом в детский сад №***.

Из материалов дела усматривается, что постановлением главы городского самоуправления №*** от дд.мм.гггг с дд.мм.гггг с баланса АО «<***>» на баланс Можгинского городского отдела народного образования принято детское дошкольное учреждение - детский комбинат №***.

В справке – обосновании от дд.мм.гггг указано, что передача детского сада-яслей №*** осуществлена в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от дд.мм.гггг №***.

В акте приема-передачи имущества от АО «<***>» Можгинскому городскому отделу народного образования за ноябрь 1994 г., поименована передача имущества детского сада-яслей №***.

Таким образом, оценивая фактические обстоятельства дела и исследованные доказательства в совокупности, можно сделать вывод о том, что в связи с передачей детского сада-яслей №*** в распоряжение органов местного самоуправления с дд.мм.гггг он стал называться «детский комбинат №***». Вместе с тем, характер деятельности и функции детского сада-яслей на протяжении всего периода времени не изменялись и соответствовали функциям дошкольного образовательного учреждения. То обстоятельство, что в наименовании учреждения, в котором работала истица, не указано «сад-ясли», а «комбинат», не может влиять на ее право на назначение досрочной пенсии.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П указано о том, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

При указанных обстоятельствах суд полагает, что ответчиком необоснованно исключен из специального стажа работы истицы период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности воспитателя детского комбината.

Согласно пункту 4 Правил № 781, начиная с 1 сентября 2000 г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно ч. 1 ст. 333 ТК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Из справки, уточняющей характер работы, следует, что учебная нагрузка Дерюгиной Е.А. в спорный период составляла 30 часов в неделю.

При этом истица в указанный период работы выполняла норму педагогической нагрузки, установленную пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета УР № 82 и Правительства УР № 258 от 29.09.1995 г. «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (данный пункт утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства УР от 08.04.2004 г. № 45; Президиума Государственного Совета УР от 13.04.2004 г. № 175-III).

Указанное Постановление Правительства УР от 28.09.1995 г. вынесено субъектом РФ в рамках полномочий, предоставленных статьей 3 Закона РФ «Об образовании», позволяющей субъектам Российской Федерации принимать соответствующие нормативные акты, не противоречащие федеральным законам.

На момент принятия Постановления Правительства УР от 28.09.1995 г. № 82/258 на федеральном уровне отсутствовал соответствующий документ, устанавливающий норму педагогической нагрузки воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений, следовательно, данное Постановление не противоречило федеральному законодательству и подлежало применению.

Постановление Правительства УР от 28.09.1995 г. № 82/258 принято к исполнению работодателем истицы и ей установлена в оспариваемый период норма рабочего времени 30 часов в неделю.

Сторонами не оспаривается, что указанная норма рабочего времени истицей выполнялась и заработную плату она получала в полном объеме, как за выполнение всего объема педагогической нагрузки.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг подлежит включению в стаж Дерюгиной Е.А. для досрочного назначения пенсии.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Как указано выше, во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них Дерюгина Е.А. работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.

Доводы представителя ответчика о том, что истица не занималась педагогической деятельностью и характер её труда не был связан с работой с детьми, судом не принимаются. В данном случае под педагогической деятельностью следует понимать не только проведение занятий, но и постоянное повышение квалификации.

Кроме того, следует учитывать, что повышение квалификации для педагогических работников является обязательным условием для дальнейшего выполнения своих профессиональных должностных обязанностей (п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).

При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истицы.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии,- 23 года 10 месяцев 12 дней и подлежащими включению вышеуказанных спорных периодов (1 год 1 мес. 20 дн.), общий стаж истицы является достаточным для назначения досрочной пенсии на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ с даты обращения, т.е. с дд.мм.гггг Следовательно, решение УПФР в г. Можге и Можгинском районе №*** от дд.мм.гггг об отказе во включении в стаж спорных периодов работы является незаконным, исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения являются правомерными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Дерюгиной Е.А. к УПФР в г. Можге и Можгинском районе о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики №*** от дд.мм.гггг об отказе Дерюгиной Е.А. в установлении пенсии.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР включить Дерюгиной Е.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы в должности воспитателя <***> с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, период работы в должности воспитателя в МБДОУ «<***> с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, и произвести досрочное назначение трудовой пенсии по старости с дд.мм.гггг

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.

2-1701/2012 ~ М-1740/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дерюгина Елена Аркадьевна
Ответчики
УПФ РФ
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Кожевникова Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
13.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2012Передача материалов судье
14.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2012Подготовка дела (собеседование)
21.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2012Судебное заседание
18.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2013Дело оформлено
22.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее