Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
6 сентября 2013 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
При прокуроре Хорошевой О.Я.,
при секретаре Цыденовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании незаконным отказа Избирательной комиссии Республики Бурятия об ознакомлении с избирательной информацией,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Д. просит признать отказ председателя Избирательной комиссии РБ И. в ознакомлении с избирательной информацией незаконным и наложить обязанность незамедлительно ознакомить его без ограничений со всей избирательной информацией, документацией и материалами. При этом, указав, что отказ в ознакомлении с материалами избирательной компании, непосредственно затрагивает его избирательные права и охраняемые законом интересы.
В судебном заседании Д. доводы своего заявления поддержал и суду пояснил, что запрашиваемые им документы необходимы были для реализации его конституционного права на свободные выборы. Обращает внимание суда на то, что им подано заявление в избирательную комиссию, а не лично Ивайловскому. При этом, его заявление должно было быть обсуждено на заседании избирательной комиссии. Также считает незаконным довод о том, что он, как гражданин РФ, не имеет право ознакомиться с документами непосредственно в Избирательной комиссии РБ, а не на официальном сайте в сети Интернет. Просит заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии Республики Бурятия по доверенности И.-Ж. возражала против удовлетворения заявления и суду пояснила, что заявителю был дан ответ о возможности ознакомления с избирательной информацией на официальном сайте Избирательной комиссии РБ в сети Интернет в объеме, установленном законодательстве. Обязанность избирательной комиссии по ознакомлению заявителя с документами непосредственно в помещении избирательной комиссии законом не предусмотрено. Также не предусмотрена обязанность предоставления информации, не установленной законом, поскольку это касается персональных данных иных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора Х., полагавшей, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин Д. подал в Избирательную комиссию Республики Бурятия заявление об ознакомлении с материалами по избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.
В частности, Д. просил ознакомить его со списками всех избирательных комиссий по ... и с документами по их формированию. Также просил ознакомить со всеми финансовыми документами избирательных комиссий, в том числе и самой Избирательной комиссии РБ; ознакомить с документами по партии власти «Единая Россия» на данной избирательной компании; ознакомить со всеми имеющимися документами по Главе Республики Бурятия Н., в том числе и освобождён ли он от должности на время выборов в Народный Хурал РБ. Кроме того, просил сведения по всем другим должностным лицам, ведут ли они избирательную капанию совмещая со своей деятельностью по должности или же нет. Просил ознакомить его со всеми документами располагающими Избирательной комиссией РБ на данных выборах.
ДД.ММ.ГГГГ председатель Избирательной комиссии РБ И. направил письменный ответ заявителю Д., в котором указал, что ознакомиться со списками избирательных комиссий, расположенных на территории ..., а также правовыми актами по их формированию можно самостоятельно на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Бурятия в сети Интернет. В части ознакомления с остальными документами, указанными в заявлении, Д. было отказано со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрено такое ознакомление.
Анализируя данный ответ, суд считает не состоятельным довод заявителя Д. о том, что ему было полностью отказано в ознакомлении с материалами. Избирательная комиссия РБ сообщила заявителю о возможности ознакомления со списками избирательных комиссий, расположенных на территории ..., а также правовыми актами по их формированию на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Бурятия в сети Интернет.
При этом, действующее законодательство РФ не устанавливает запрет избирательной комиссии доводить информацию до граждан с помощью Интернета. Напротив, из положения Федерального закона "Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации" от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ установлено право граждан на получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а обязанность государственных органов, к которым относиться и Избирательная комиссия РБ, обеспечивать такой доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Указанное, позволяет суду прийти к выводу о том, что у граждан РФ имеется право на получение предусмотренной законом информации любыми способами, в том числе непосредственно в Избирательной комиссии РБ. Однако, заявитель в своем обращении от ДД.ММ.ГГГГ не просил ознакомления с информацией непосредственно в Избирательной комиссии РБ.
На основании изложенного, суд считает, что отказ в ознакомлении касался только финансовых документов избирательных комиссий, в том числе и самой Избирательной комиссии РБ; документов по партии власти «Единая Россия» на данной избирательной компании; документов по Главе Республики Бурятия Н., в том числе и освобождён ли он от должности на время выборов в Народный Хурал РБ; сведений по всем другим должностным лицам, ведут ли они избирательную капанию совмещая со своей деятельностью по должности или же нет; иных документов располагающими Избирательной комиссией РБ на данных выборах.
Однако право ознакомления гражданина (не члена избирательной комиссии) с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами и испрашиваемые заявителем, не предусмотрено ни Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, ни иными правовыми актами.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, предусмотрено право гражданина ознакамливаться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы. В данном случае, Д. пожелал ознакомиться с материалами по избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, что не может быть признано документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Таким образом, ссылка заявителя на указанные положения Конституции РФ судом не принимаются.
Судом обсужден довод заявителя о нарушении его право на свободные выборы, поскольку, по его мнению, возможно в Избирательной комиссии РБ имеются нарушения. Однако данный довод судом не принимается, поскольку носит предположительный характер.
По мнению заявителя, отказ Избирательной комиссии РБ в ознакомлении с документами не позволяет реализовать ему избирательное право, к которым согласно п. 28 ст.2 вышеуказанного закона относиться, кроме всего прочего, право гражданина в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий.
Данный довод судом также не принимается, поскольку наблюдателем в силу п.42 названной статьи, является гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
Таким образом, отсутствует нарушение прав заявителя, как избирателя, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку не чинились какие-либо препятствия в реализации избирательных прав заявителя, который не обладает статусом наблюдателя.
Довод заявителя о необходимости рассмотрения его заявления на заседании Избирательной комиссии по РБ не основан на законе. Так, в силу п. 29 ст. 10 Закона Республики Бурятия "Об Избирательной комиссии Республики Бурятия" от ДД.ММ.ГГГГ N 287-III предусмотрено право комиссии рассматривать заявления (жалобы) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В данном случае, обращение Д. не носило указанный характер. В связи с чем, председатель Избирательной комиссии РБ, осуществляющий в силу ст. 17 названного закона общее руководство деятельностью комиссии, правомерно ответил на обращение заявителя.
Таким образом, в судебном заседании не были установлены факты каких-либо незаконных действий (решений) председателя избирательной комиссии, нарушающих положения избирательного законодательства и избирательные права заявителя. В связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Д. о признании незаконным отказа Избирательной комиссии Республики Бурятия об ознакомлении с избирательной информацией оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд ....
Судья: п\п Т.В.Цыбикдоржиева
...
...
...
...
...