Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-536/2012 ~ М-484/2012 от 19.04.2012

                Дело №2-549/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2012 года              г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,

при секретаре Марченко М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой АП, Ковалева ЮВ, Кинах ИИ, Жульжик ГИ, Марковой ГИ, Третьякова ВФ к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи» (МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи), администрации г.Зеи Амурской области о перерасчете заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Истцы и МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи состоят в трудовых правоотношениях.

Истица Маркова А.П. с 21 октября 2010 года принята на работу на должность <данные изъяты> 0,5 ставки на основании трудового договора от 21 октября 2010 года, заключенного между ней и МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи.

Истец Ковалев Ю.В. с 01 декабря 2008 года принят на работу на должность <данные изъяты> электрооборудования 4 разряда 0,5 ставки на основании трудового договора от 01 декабря 2008 года, заключенного между ним и МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи.

Истец Третьяков В.Ф. с 20 июня 2007 года принят на работу на должность <данные изъяты> 0,5 ставки на основании трудового договора № 07 от 20 июня 2007 года, заключенного между ним и МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи.

Истец Кинах И.И. с 01 февраля 2001 года принят на работу на должность <данные изъяты> и с ним заключен 23 июня 2007 г трудовой договор.

Истица Жульжик Г.И. с 20 августа 1990 года принята на работу на должность <данные изъяты>. С Жульжик Г.И. заключен трудовой договор от 23 июня 2007 г № 10.

Истица Маркова Л.Г. принята на работу на должность <данные изъяты> с 20 сентября 2004 года. С Марковой Л.Г. заключен трудовой договор от 23 июня 2007 г № 09.

Истцы обратились в суд с исками к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи» (МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи), администрации г.Зеи Амурской области и просили обязать ответчиков

произвести перерасчет заработной платы с 1 марта 2012 года и выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ и Конституции РФ, то есть заработная плата должна быть не ниже МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавки за стаж работы и также выплаты стимулирующего характера.

Определением Зейского районного суда Амурской области от 10 мая 2012 года гражданские дела по искам Марковой АП, Ковалева ЮВ, Кинах ИИ, Жульжик ГИ, Марковой ЛГ, Третьякова ВФ к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи» (МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи), администрации г.Зеи Амурской области соединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Впоследствии истцы сформулировали исковые требования следующим образом: просят обязать ответчиков произвести перерасчет заработной платы за март, апрель 2012 года исходя из заработной платы в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и северных надбавок и выплатить недоначисленную заработную плату, и с 1 мая 2012 года выплачивать им заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок.

Истцы Ковалев Ю.В., Кинах И.И., Жульжик Г.И., Маркова Л.Г., Третьяков В.Ф. в судебном заседании на удовлетворении уточнённых исковых требований настаивали, считают, что размер их заработной платы не соответствует закону. С 01 марта 2012 года минимальный размер оплаты труда составляет 5995 рублей в месяц. С учётом северных надбавок и районного коэффициента их заработная плата должна быть не ниже 13189 руб., а они получают заработную плату в меньшем размере. Верховный суд РФ указал, что при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться, как норма, гарантирующая работнику заработную плату не ниже МРОТ, так и правила, установленные в ст.ст.315-317 ТК РФ об оплате труда, осуществляемого в таких районах в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, должна быть определена в размере не менее МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок.

Представитель ответчика МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о дне и времени слушания дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика.

Представитель ответчика – Администрации г.Зеи и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - финансового управления администрации города Зеи ВКВ с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что в бюджете города Зеи денежные средства на выплату заработной платы истицам в повышенном размере не предусмотрены. Считает, что районный коэффициент и северные надбавки не должны начисляться на установленный минимальный размер оплаты труда, а должны, как и стимулирующие выплаты входить в состав заработной платы. Кроме того, считает Администрацию г.Зея ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку администрация г.Зея не является работодателем истцов.

Министерство финансов Амурской области просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст.133 ТК РФ).

Действующей в настоящее время ч. 3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ находятся в особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.

В соответствии с Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», заключенным между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области (зарегистрировано управлением труда министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, рег. № 104 от 27 января 2012 года) на территории Амурской области установлены минимальные размеры оплаты труда для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, равным 5995 рублей.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, город Зея Амурской области, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Кроме того, статьей 2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.

    В судебном заседании установлено, что истцы работают в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи», которое находится в г. Зея Амурской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Подпунктом «г» п.2.2.1 Положения об установлении системы оплаты труда работников МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи установлено, что работникам учреждения в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, предусмотренным в приложении №5 к настоящему Положению, установлены компенсационные выплаты, в том числе – выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

    Согласно подп. 2.2.4 указанного Положения, выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера устанавливаются путём применения к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в данных местностях, которые в соответствии с Положением «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории города Зеи», утвержденным решением Зейского городского Собрания от 03.02.2005 года №57/9 (в редакции решения Зейского городского Совета народных депутатов от 30.09.3009 №13/134) составляют: а) районный коэффициент в размере 1,7 заработной платы работника, б) процентная надбавка за стаж работы в размере до 50% заработной платы работника.

Как следует из трудовых договоров, заключенных с истцами, к их заработной плате должны начисляться районный коэффициент в размере 70 % и северные надбавки в размере 50%. Размер северных надбавок также подтвержден справками, представленными ответчиком.

Таким образом, в спорный период март, апрель 2012 года заработная плата истцов при условии выполнения нормы рабочего времени должна быть не менее 13189 рублей (5995 руб. х 70% х 50%).

    В судебном заседании установлено, что каждому из истцов за март, апрель 2012 года начислена заработная плата менее 13189 рублей, также установлено, что работодатель начислил заработную плату истцам с учетом того, что вся месячная заработная плата работников, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда, включая все выплаты (в том числе районный коэффициент и процентную надбавку), должна быть не ниже МРОТ, установленным Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», заключенным между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области (зарегистрировано управлением труда министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, рег. № 104 от 27 января 2012 года), то есть не ниже 5995 рублей.

    Таким образом, суд считает, что работодателем нарушены трудовые права истцов, ввиду начисления им заработной платы с учетом районного коэффициента и северной надбавки за март, апрель 2012 года в пределах минимального размера оплаты труда.

Поскольку трудовым законодательством установлено, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях, суд считает подлежащими удовлетворению требования истцов о возложении на ответчика МБОУ ДОД ДШИ г.Зеи обязанности осуществить перерасчет и начислять заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок.

В удовлетворении исковых требований истцов к Администрации г.Зея Амурской области следует отказать, поскольку Администрация г.Зея не является работодателем истцов, кроме того, собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Марковой АП, Ковалева ЮВ, Кинах ИИ, Жульжик ГИ, Марковой ГИ, Третьякова ВФ удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств <адрес>» произвести перерасчет заработной платы за март, апрель 2012 года Марковой АП, Ковалеву ЮВ, Кинах ИИ, Жульжик ГИ, Марковой ЛГ, Третьякову ВФ исходя из заработной платы в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и выплатить недоначисленную заработную плату.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств <адрес>» с 01 май 2012 года выплачивать Марковой АП, Ковалеву ЮВ, Кинах ИИ, Жульжик ГИ, Марковой ГИ, Третьякову ВФ заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок.

В удовлетворении требований Марковой АП, Ковалева ЮВ, Кинах ИИ, Жульжик ГИ, Марковой ГИ, Третьякова ВФ к Администрации г.Зея Амурской области отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи» государственную пошлину в сумме 1000 рублей (одна тысяча рублей).

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий                             

Мотивированное решение составлено 22 июня 2012 года.

Председательствующий                             

2-536/2012 ~ М-484/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ковалев Юрий Владимирович
Ответчики
МБОУ ДОД "Детская школа искуств города Зеи"
Администрация города Зея
Другие
МКУ "Центр по обслуживанию учреждений культуры и искусства г. Зея"
Финансовое управление администрации г. Зея
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Быстрянцева Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
19.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2012Передача материалов судье
23.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.05.2012Предварительное судебное заседание
28.05.2012Судебное заседание
19.06.2012Судебное заседание
05.12.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее