Дело № 2-3469/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г.о.Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Колесниковой О.Д.,
при секретаре судебного заседания Лановенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войналовича ФИО27 к ГСК «Топограф» о признании недействительными (ничтожными), решений правления кооператива от ДД.ММ.ГГГГ,
Установил:
Истец Войналович А.А. обратился в Щелковский городской суд с иском к ГСК «Топограф» о признании недействительными, решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, оформленных протоколом №. В обоснование иска указал, что является членом указанного гаражного кооператива, в котором владеет гаражным боксом №, составляющего территорию ГСК «Топограф».
ДД.ММ.ГГГГ в ГСК «Топограф» было проведено мероприятие, по результатам которого были утверждены членские взносы на 2020 год, оплата электроэнергии. Фактически общее собрание членов ГСК «Топограф» не проводилось, в мероприятии принимало участие около 30-ти человек, полномочия большей части которых не известны.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 06 августа 2020 года по делу №2-3315/2020 исковые требования Войналовича А.А. удовлетворены. Суд признал недействительными решения общего собрания, оформленных протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание членов ГСК «ТОПОГРАФ» в форме собрания уполномоченных. При этом ни одно собрание по избранию этих самых уполноченных не проводилось. Информация об избрании уполномоченных не доводилось до членов ГСК.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 19 августа 2021 года по делу №2-4505/2020 исковые требования Войналовича А.А. удовлетворены. Признано недействительным (ничтожным) избрание уполномоченных, которые принимали участие в общем собрании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ.
Проведение общего собрания ДД.ММ.ГГГГ в ГСК «ТОПОГРАФ» в форме собраний уполномоченных противоречит закону, что установлено решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
В пункте 18 устава ГСК указано, что органами управления кооператива являются общее собрание членов (уполномоченных представителей) кооператива, правление кооператива, ревизионная комиссия. Уполномоченные представители избираются общим собранием линий ГСК, протоколы их полномочия подтверждаются правлением кооператива.
Войналович А.А. утверждает, что при избрании уполномоченных допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собраний, влияющее на волеизъявление участников собрания. Уведомления о проведении общих собраний линий не направлялись членам ГСК и не размещались на информационном щите не территории ГСК.
Сами собрания членов ГСК по линиям не проводились, руководством ГСК изготовлены подложные протоколы.
Решения приняты по вопросам, не включенным в повестку для собраний по линиям. Как указано выше уведомление о проведении общих собраний членов ГСК по «линиям» не доводилось до членов ГСК. Повестка собраний отсутствовала. Как следует из протоколов общих собраний «линий» по избранию уполномоченных на собрании присутствовали не все члены т.н. «линии», так как они просто не знали о собрании.
Следовательно, решения об избрании уполномоченных по «линиям» ничтожны в силу ст.181.5 ГК РФ, так как приняты по вопросам, не включенным в повестку дня.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что на собраниях по избранию уполномоченных должны присутствовать ВСЕ члены кооператива, которых будет представлять уполномоченный, так как в решении указывается персональный состав представляемых.
С учетом того, что уставом ГСК «ТОГРАФ» не определено число членов кооператива, которых избирается уполномоченный, с учетом того, что подсчет голосов не проводился, можно сделать вывод о том, что кворум на собраниях членов ГСК по «линиям» не было.
Так как уставом ГСК «ТОПОГРАФ» не установлены порядок избрания уполномоченных, собрания в ГСК «ТОПОГРАФ» могут проводиться только в форме совместного присутствия, а все решения собраний по «линиям» об избрании уполномоченных недействительны.
Признаны недействительными решения собраний по избранию уполномоченных, изложенные в протоколах:
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО3;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО4;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО5;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО6;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО7;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО8;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО9;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО10
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО11
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО12;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО13;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО14;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО15;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО16;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО17;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО18;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО19;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО20;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО21;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО22;
- общего собрания линии № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании уполномоченным ФИО23
Существенно нарушен порядок принятия решения о проведении, порядок подготовки и проведения общего собрания, порядок принятия решений общего собрания (п.1 ст.181.4 ГК РФ).
В пункте 23 устава ГСК установлено, что общее собрание может быть собрано по решению правления, 1/3 членов ГСК, 1/3 уполномоченных или ревизионной комиссии.
Решениями Щелковского городского суда по делу № 2-3315/2020 и по делу № 2-1637/2021 установлено отсутствие полномочий у правления и ревизионной комиссии ГСК, а также установлено, что с 2015 года никакие уполномоченные в ГСК не избирались.
Следовательно, внеочередное общее собрание членов ГСК могли собрать лишь по требованию не менее 1/3 членов ГСК.
Такого требования нет, как нет ни решения правления, ни решения ревизионной комиссии о созыве внеочередного общего собрания ДД.ММ.ГГГГ.
Это привело к тому, что неизвестные лица, не имеющие никаких полномочий, установили дату, время и место проведения общего собрания, повестку дня и форму проведения общего собрания в форме собрания уполномоченных.
Существенное нарушение подготовки общего собрания ДД.ММ.ГГГГ выразилось в том, что члены ГСК были лишены возможности, ознакомится с материалами к собранию.
Следовательно, в силу ч. 2 ст. 181.5 ГК РФ все решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ ничтожны в силу отсутствия кворума.
На основании изложенного Войналович А.А. просит признать недействительными (ничтожными), все решения общего собрания ГСК «ТОПОГРАФ, оформленные протоколом №23 от 25 апреля 2021 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бубнов С.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ГСК «Топограф» - Голенко Р.И. иск не признал, просил в иске отказать, пояснил, что в устав изменения внести невозможно, протоколы подтверждаются управление кооперативов.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п.2 ст.181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В силу п.1 ст.181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса).
О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания (п.3 ст.181.2 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
На основании п.1 ст.181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В силу п.2 ст.181.5 ГК РФ решение собрания является ничтожным в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Как следует из материалов дела, ГСК «Топограф» ИНН № ОГРН № создан до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по юридическому адресу <адрес>, <адрес>, дом (владении и т.п.) 0. Свою деятельность осуществляет в соответствии с Уставом, утвержденным собранием уполномоченных представителей кооператива ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Войналович А.А. владеет гаражным боксом № в данном гаражном кооперативе, является его членом.
Согласно п.18 Устава, органами управления ГСК «Топограф» являются: общее собрание членов (уполномоченных представителей) кооператива; правление кооператива; ревизионная комиссия. Уполномоченные представители избираются собранием линией ГСК, протоколы их полномочия подтверждаются правлением кооператива.
Пунктом 22 Устава предусмотрено, что общее собрание членов (уполномоченных представителей) кооператива правомочно решать вопросы, если на собрании присутствуют не менее 50% членов (уполномоченных представителей) кооператива. Решения по прекращению деятельности (ликвидации) кооператива и изменению Устава принимаются 2/3 голосов от общего числа членов кооператива (уполномоченных представителей). Остальные решения принимаются простым большинством голосов.
В соответствии с пунктом 27 Устава, правление кооператива является исполнительным органом, подотчетным в своей работе общему собранию членов (уполномоченных представителей) кооператива. Правление осуществляет руководство текущими делами ГСК и принимает решения по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции общего собрания, а именно: избрание заместителя председателя правления; утверждает протоколы собраний по избранию уполномоченных представителей. Правление правомочно решать вопросы, если на заседании присутствует не менее 50% членов правления. Протоколы заседания правления кооператива оформляются в суточный срок, подписываются председателем правления и секретарем, заверяются печатью и хранятся в пределах кооператива постоянно.
В силу ч.1 ст.6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В частности, порядок избрания и проведение общих собраний в форме собраний уполномоченных урегулированы ст.19 ФЗ «О кредитной кооперации» №190-Фз от 18.07.2009 и ст.41 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» №215-ФЗ от 30.12.2004.
В соответствии с указанными положениями, права и обязанности уполномоченного подтверждаются решением собрания части членов кооператива (пайщиков) об избрании уполномоченных. Решения такого собрания должно содержать следующие сведения: фамилия, имя и отчество избранного уполномоченного; количественный и персональный составы членов кооператива, которых представляет уполномоченный; срок полномочий уполномоченного.
Собрание уполномоченных принимает решения в порядке, предусмотренном для проведения годового общего собрания членов кооператива или внеочередного общего собрания членов кооператива. Полномочия уполномоченного подтверждаются копией решения избравшего его собрания. Каждый уполномоченный обладает количеством голосов, равным количеству голосов членов кооператива, интересы которых он представляет.
Согласно протоколу №23 от ДД.ММ.ГГГГ года на собрании присутствовали и зарегистрировались 14 уполномоченных представителей из 21, что составляет 66,66%, от общего числа уполномоченных. Общее собрание признано правомочным. Протокол имеет подписи председателя и секретаря собрания. По результатам голосования большинством голосов присутствующих были приняты положительные решения по всем вопросам.
Судом установлено, что в нарушение п.18 Устава, решения части членов кооператива (от каждой линии ГСК) по избранию уполномоченных представителей с указанием (персонально) количества членов кооператива, интересы которых они представляют, в ГСК «Топограф» не имеются.
Таким образом, содержащийся в оспариваемом решении ДД.ММ.ГГГГ года состав уполномоченных представителей соответствующими решениями членов кооператива не избран и правлением кооператива не утвержден.
Согласно пункту 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Судом установлено, что на собрании от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №, были разрешены вопросы повестки дня указанные в нем (л.д. 20-22).
Решением Щелковского городского суда Московской области от 06 августа 2020 года по делу №2-3315/2020 исковые требования Войналовича А.А. удовлетворены.
Суд решил признать недействительными решения собрания уполномоченных представителей и членов ГСК «Топограф», оформленных протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-31).
Решениями Щелковского городского суда по делу № 2-3315/2020 и по делу № 2-1637/2021 установлено отсутствие полномочий у правления и ревизионной комиссии ГСК, а также установлено, что с 2015 года никакие уполномоченные в ГСК не избирались.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание членов ГСК «ТОПОГРАФ» в форме собрания уполномоченных. При этом ни одно собрание по избранию этих самых уполноченных не проводилось. Информация об избрании уполномоченных не доводилось до членов ГСК.
Решением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования Войналовича А.А. удовлетворены. Признано недействительным (ничтожным) избрание уполномоченных, которые принимали участие в общем собрании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ.
Проведение общего собрания ДД.ММ.ГГГГ в ГСК «ТОПОГРАФ» в форме собраний уполномоченных противоречит закону, что установлено решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
В силу ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем, согласно пункту 20 Устава кооператива следует, что высшим органом управления кооператива является общее собрание членов (уполномоченных представителей) кооператива, исключительной компетенцией которого являются, в том числе устанавливать размеры вступительных, членских и целевых взносов и сроки их уплаты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решения, принятые на заседании Правления кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, оформленные протоколом № приняты не уполномоченными лицами, в связи с чем, на основании пункта 3 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решения правления ничтожны в полном объеме. При таких обстоятельствах, исковые требования, подлежат удовлетворению.
Кроме того, как установлено решением Щелковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, что с 2015 года общие собрания членов ГСК проводились в форме собраний уполномоченных, которые согласно пункта 18 Устава избираются общими собраниями линий ГСК, однако, судом также установлено, что с 2015 года состав уполномоченных никто не избирал, протоколов об их избрании не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Войналовича ФИО28 – удовлетворить.
Признать недействительными решения собрания уполномоченных представителей и членов ГСК «Топограф», оформленных протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Д. Колесникова