№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2013 года г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Хобовец Ю.А.
с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора: Кирильчук О.П.
представителя ответчика СЗАО «Ададымское»: Пахомовой Н.В.
при секретаре: Филипповой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к СЗАО «Ададымское» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к СЗАО «Ададымское» об обязании совершить определенные действия, ссылаясь в обоснование иска на то, что ответчик является правообладателем лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов и хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов. Участки недр расположены в <адрес>. В ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки по выполнению ответчиком условий лицензионного соглашения к вышеуказанной лицензии, было установлено, что в нарушение ст. 29 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и п. 3.2 лицензионного соглашения к вышеуказанной лицензии ответчиком не проведена государственная экспертиза запасов полезных ископаемых – воды в установленном законом порядке, что нарушает права Российской Федерации как собственника недр в связи с несоблюдением ст. 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах». В связи с чем, просит признать незаконным пользование СЗАО «Ададымское» недрами согласно лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов и хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов без оценки эксплуатационных запасов подземных вод, обязать СЗАО «Ададымское» провести оценку эксплуатационных запасов подземных вод лицензируемых участков недр и предоставить в Управление по недропользованию по <адрес> отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании помощник Назаровского межрайонного прокурора Кирильчук О.П. исковые требования Красноярского природоохранного прокурора поддержала в полном объеме, подвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика СЗАО «Ададымское» Пахомова Н.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, представила письменный отзыв на исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ СЗАО «Ададымское» выдана лицензия <данные изъяты> для добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов пятью водозаборными скважинами на участках недр, расположенных в <адрес>. Лицензия выдана сроком до ДД.ММ.ГГГГ и ее неотъемлемой частью является лицензионное соглашение. Предприятием действительно в нарушение п. 3.2 лицензионного соглашения к лицензии до настоящего времени не проведена государственная экспертиза запасов воды в установленном законом порядке. Однако, невозможность проведения государственной экспертизы запасов воды связана с несоразмерностью затрат на проведение экспертизы и доходами предприятия. В связи с чем, просила предоставить отсрочку для выполнения п. 3.2 лицензионного соглашения на <данные изъяты> с момента рассмотрения настоящего дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 10января2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводство и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21февраля1992года №2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
В силу ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ СЗАО «Ададымское» была выдана лицензия <данные изъяты> на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов и хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов (л. д. №). Участок недр расположен в <адрес>. Право на пользование земельными участками получено от В. на основании договора № аренды земель от ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания действия лицензии - ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении СЗАО «Ададымское» по соблюдению законодательства о недрах в области выполнения условий лицензионных соглашений к лицензии <данные изъяты> и земельного законодательства Российской Федерации, о чем был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. №). В ходе проведения проверки были выявлены нарушения со стороны СЗАО «Ададымское» обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе, были выявлены нарушения п. 3.3 лицензионного соглашения к лицензии <данные изъяты> и требований п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1, а именно, СЗАО «Ададымское» с момента получения лицензии не выполнило и до настоящего времени не выполняет оценку эксплуатационных запасов подземных вод лицензируемых участков недр, нарушен установленный срок (ДД.ММ.ГГГГ) представления отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу. По итогам проведения проверки СЗАО «Ададымское» было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым СЗАО «Ададымское» предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести экспертную оценку эксплуатационных запасов подземных вод в пределах лицензируемых участков недр (л. д. №).
Впоследствии Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю была проведена внеплановая документарная проверка в отношении СЗАО «Ададымское» в части выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю СЗАО «Ададымское», о чем был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. №). В ходе проведения проверки был выявлен факт невыполнения СЗАО «Ададымское» предписания. Так, СЗАО «Ададымское» не была произведена экспертная оценка эксплуатационных запасов подземных вод в пределах лицензируемых участков недр в срок до ДД.ММ.ГГГГ. По итогам проведения проверки СЗАО «Ададымское» вновь было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым СЗАО «Ададымское» предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести экспертную оценку эксплуатационных запасов подземных вод на действующих водозаборных скважинах в пределах лицензионных участков недр (л. д. №), составлен протокол об административной правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено дело об административном правонарушении в отношении СЗАО «Ададымское» по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. (л.д. №).
Согласно проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки по выполнению СЗАО «Ададымское» условий лицензионного соглашения к лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами было выявлено, что СЗАО «Ададымское» в нарушение ст. 29 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и п. 3.2 лицензионного соглашения к лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не проведена государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в установленном законом порядке. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Доводы ответчика о том, что работы по устранению нарушений в указанный в иске срок не могут быть произведены в связи с отсутствием у предприятия денежных средств, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств об этом суду ответчиком не представлено. Кроме того, данные нарушения ответчиком не устранены с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в случае возникновения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, ответчик не лишен возможности в установленном законом порядке поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения.
Учитывая выявленное нарушение со стороны ответчика, длительность его не устранения со стороны ответчика, требования действующего законодательства к рациональному использованию и охране недр, суд считает необходимым исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к СЗАО «Ададымское» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным пользование Сельскохозяйственным закрытым акционерным обществом «Ададымское» недрами согласно лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов и хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов без оценки эксплуатационных запасов подземных вод.
Обязать СЗАО «Ададымское» провести оценку эксплуатационных запасов подземных вод лицензируемых участков недр и предоставить в Управление по недропользованию по Красноярскому краю отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Хобовец Ю.А.