Дело № 2-7078/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2012 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Ураховой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Озерцова ФИО7 к Обществу с ограниченной ответственностью «Истоки» о возложении обязанности привести лифт, пандус, тротуар, лотки в соответствие с требованиями строительных норм и правил, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Озерцов Е.Е. обратился в суд с иском к ООО «Истоки» о возложении обязанности привести лифт, пандус, тротуар, лотки многоквартирного жилого <адрес> в соответствие с требованиями строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51631-2000, взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 руб.
Требования мотивированы тем, что застройщиком <адрес> являлось ООО «Истоки», которое построило указанный дом без соблюдения требования доступности инвалидов.
Ответчик в проектной документации жилого дома не предусмотрел план мероприятий по обеспечению доступа инвалидам. В результате этого лифт, пандус, тротуар, водосточные лотки не соответствуют строительным нормам и правилам в части обеспечения доступа инвалидам.
На неоднократные устные и письменные обращения в адрес ответчика, ответа истец не получил, недостатки не устранены.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Истоки+»
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме.
Истец суду также пояснил, что не согласен с заключением судебной строительно-технической экспертизы. Полагает, что эксперт не полно провел исследование. Вывод о невозможности устранения нарушений по лифту и по поводу скользкости покрытия пандуса ничем не обоснован.
Представитель истца также пояснила, что не согласна с доводами ответчика о неосведомленности по поводу будущего проживания истца, являющегося инвалидом-колясочником. Об этом ответчику неоднократно заявлялось. Выбор на квартиру в данном доме пал не случайно. Привлекла возможность ее перепланировки под нужды инвалида. При заключении договора, с ответчиком была согласована перепланировка квартиры, о чем свидетельствует подпись сотрудника ответчика. Кроме того, на торжественной передаче квартиры присутствовал губернатор и другие должностные лица, в том числе представители ответчика. В средствах массовой информации правительство отчиталось, что истцу передана квартира, которая впервые построена и полностью приспособлена под нужды инвалида. Квартира была принята истцом с указанными недостатками поскольку ответчик заверял, что все нарушения будут устранены, но дальше обещаний дело не пошло.
Представители ответчика ООО «Истоки» в судебном заседании исковые требования не признали, указав что спорный жилой дом построен в соответствии с проектом, который прошел все стадии согласований и утверждения. Кроме того, вопрос о соответствии грузового лифта уже был предметом судебного разбирательства по иску прокуратуры. Со стороны истца на стадии утверждения проекта и строительства не поступало заявок о том, что в данном доме будет проживать инвалид-колясочник. Спорные конструктивные элементы полностью соответствую проекту. Все изменения возможны только по решению собственников помещений в указанном многоквартирном доме. Работы по устранению заявленных истцом нарушений относятся к реконструкции, что возможно только с согласия всех собственников помещений в указанном доме. Истец проживает в указанном доме и активно пользуется пандусом, лифтом, тротуаром.
Представитель третьего лица ООО «Истоки+» полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Прокуратуры Ульяновской области поддержал исковые требования частично в части устранения нарушений по пандусу и водосточным лоткам.
Представители третьих лиц Управление президента РФ, Федеральная служба по экономическому техническому и атомному надзору, Инспекция ГосСтройНадзора Ульяновской области просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представители третьих лиц КАиГ администрации города Ульяновска, ОАО «УльяновскГражданпроект», ОАУ «УльяновскГосЭкспертиза», Генеральной прокуратуры РФ, Прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска, Правительства РФ, Губернатора Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав участников процесса, эксперта, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Озерцова Е.Е. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям).
Согласно п.10 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается раздел «перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).
В соответствии с п.3 РДС 35-201-99. «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденного Постановлением Госстроя РФ № 74, Минтруда РФ № 51 от 22.12.99, при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно-методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.9. Порядка разработка проектов планировки, проектов застройки и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов осуществляется на основе исходно-разрешительной документации, позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор на проектирование градостроительного или архитектурно-строительного объекта.
В соответствии п.11. Порядка задание на проектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объекта социальной инфраструктуры утверждается в установленном порядке при условии предварительного его согласования с территориальным органом социальной защиты населения и передается заказчиком вместе с заданием на проектирование подрядной проектной организации.
Пунктом 12. Порядка предусмотрено, что задание на проектирование объекта строительства составляется заказчиком (инвестором, застройщиком) и включает в свой состав мероприятия по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в соответствии с требованиями, указанными в АПЗ. В задании должны быть конкретизированы (по сравнению с АПЗ) требования по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Кроме того, согласно п.13. Порядка задание на проектирование объекта строительства при наличии в АПЗ требований по доступности его для инвалидов представляется заказчиком (инвестором, застройщиком) на согласование в органы государственной вневедомственной экспертизы и последующее утверждение в установленном порядке.
В соответствии с п.27 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" должен содержать в текстовой части - а) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в п.10 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; б) обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объектах, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также их эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия; в графической части - г) схему планировочной организации земельного участка (или фрагмент схемы), на котором расположены объекты, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, с указанием путей перемещения инвалидов; д) поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объектов капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, а также путей их эвакуации.
Согласно п.16 Порядка в составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых решений и графическими материалами.
В соответствии с п. 1.1. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Постановлением Госстроя № 73 от 16.07.2001 г. при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Согласно п.1.5. СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается заданием на проектирование.
К СНиП 35-01-2001 разработан свод правил СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам" одобренный и рекомендованный Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 71. Согласно п.4.1. СП 35-102-2001 количество квартир для инвалидов и их расположение в объеме здания следует устанавливать заданием на проектирование.
Пунктом 4.3. СП 35-102-2001 установлено, что универсальной адаптации подлежат придомовые коммуникации и площадки, помещения от входа в здание до зоны проживания инвалида (квартира, жилая ячейка, комната) в многоквартирных домах и общежитиях. Для массового жилищного строительства, а также для условий реконструкции, как минимум, достаточно обеспечить доступность движения (в том числе и с сопровождающим) инвалида на кресле-коляске от входа в здание до этажа проживания. Из п. 4.5. СП 35-102-2001 следует, что в жилых зданиях общего типа набор адаптивных мероприятий для обеспечения проживания инвалидов следует определять заданием на проектирование с учетом принимаемого комфорта проживания.
Судом установлено, что 06.12.2004 г. Управлением архитектуры и градостроительства Мэрии г. Ульяновска выдано ООО «Истоки» архитектурно-планировочное задание №1/50, на проектирование 1-й очереди жилого квартала по ул.<адрес>. К нему МУП «Лифт-сервис» были выданы технические условия на проектирование, согласно которым диспетчеризацию лифтов необходимо проводить в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов.
В 2005 году по заданию на проектирование ООО «Истоки» ОАО «Ульяновскгражданпроект» был разработан проект строительства многоквартирного жилого дома по ул.<адрес> (в том числе включающий грузовой лифт №го подъезда), в соответствии с которым жилой дом был построен. Проект строительства получил положительное заключение государственной экспертизы 06.08.2005 года.
25.07.2007 г., по завершению строительства жилого <адрес>, инспекцией Государственного строительного надзора Ульяновской области выдано заключение № 02-В/7-2007 о соответствии построенного строительного объекта требованиям технических регламентов (строительным нормам и правилам, иным нормативным актам и проектной документации), строительство осуществлялось по проекту, указанный жилой дом соответствует требованиям технических регламентов в области строительства и проектной документации «Жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения».
31.07.2007 г. Главой города Ульяновска выдано разрешение № 73 на ввод в эксплуатацию жилого дома по ул.<адрес>.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, указанный жилой дом построен с отступлениями от обязательных нор доступности для маломобильных групп населения.
Согласно заключения эксперта № э2424/12 ЗАО «Многопрофильный деловой центр» Выполненные пандус четвертого подъезда, тротуар, водосточные лотки жилого дома по адресу: <адрес> не соответствуют следующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: п. 3.7 — на тротуаре имеются водосточные лотки глубиной 0,028 м, при требуемом ровном покрытии; п. 3.29 — высота подъема пандуса составляет 0,7 м при уклоне 23%, при требуемом уклоне до 8%; п. 3.32 — высота расположения поручней пандуса равна от 0,75 до 1,18 м, при требуемом от 0,7 до 0,9 м - превышение высоты 0,9м на длине ограждения около 3 м; завершающие части поручня не доходят до конца наклонной части пандуса, при требуемом быть длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м.
Грузовой лифт в подъезде 4 жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует следующим требованиям СНиП, ГОСТ: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» п. 3.35 - внутренние размеры кабины грузового лифта: глубина кабины равна 1,10 м, что менее требуемой глубины 1,40 м; ГОСТ Р 51631-2000 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов» (действующему на дату сдачи жилого дома в эксплуатацию) п. 4.2 - глубина площадки для пользователя 1100 мм, при требуемой минимальной глубине — 1250 мм; п. 4.12 — на боковых стенках кабины отсутствует горизонтальный поручень; п. 5.8 — расстояние от пола до горизонтальной оси: - кнопки вызова на посадочной площадке — 1230 мм; нижней кнопки кабины — 1270 мм; верхней кнопки кабины — 1500 мм; что не соответствует нормативным расстояниям; п. 5.9 — вертикальные оси кнопок на кнопочном посту управления в кабине расположены на расстоянии 200 мм от внутреннего угла со стороны входного проема, что не соответствует нормативным расстояниям; ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения» (действующему на дату проведения экспертизы): п. 5.3.2.1 - глубина кабины лифта 1100 мм, при требуемой минимальной глубине — 1250 мм; п. 5.3.2.1 — на боковых стенках кабины отсутствует горизонтальный поручень; п. 5.8 — расстояние от пола до центра: - кнопки вызова на посадочной площадке — 1230 мм; нижней кнопки кабины — 1270 мм; верхней кнопки кабины — 1500 мм; расстояние от центра кнопок до угла стены в кабине — 200 мм; что не соответствует нормативным расстояниям.
Тротуар многоквартирного жилого <адрес> соответствует проектной документации.
Лотки водосточные многоквартирного жилого <адрес> не соответствуют проектной документации по размерам лотка.
Пандус четвертого подъезда многоквартирного жилого <адрес> не соответствуют проектной документации по уклону и размерам пандуса, размерам ограждения пандуса.
Размеры грузового лифта соответствуют проектной документации.
По тротуару, водосточным лоткам, пандусу имеется техническая возможность устранения имеющихся недостатков.
Для устройства ровной поверхности тротуара необходимо выполнить демонтаж имеющихся водосточных лотков, и выполнить устройство водосточных лотков с решеткой, закрывающей лотки и обеспечивающий ровную поверхность.
Для устройства пандуса требуемого уклона согласно СНиП (до 8%) необходимо устройство пандуса длиной около 9 м. Требуемую длину возможно выполнить только с устройством поворотной площадки и устройством части пандуса вдоль тротуара в направление третьего подъезда.
Техническая возможность устранения имеющегося несоответствия грузового лифта требованиям доступности для МГН отсутствует.
Согласно дополнения к заключении эксперта от 27.09.2012 года съезд с тротуара около 4 подъезда жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует п. 3.3 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - уклон составляет 13% при максимально допустимом 10%.
В проектной документации отсутствуют данные на съезд с тротуара около жилого дома по адресу: <адрес>.
Для устройства съезда с тротуара с уклоном не более 10% необходимо удлинить поверхность съезда до длины = 1,20 м.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Мишин С.И. пояснил, что в проектной документации в части размеров пандуса имеются разночтения. Из предъявленного плана входа в 4 подъезд из рабочего проекта усматривается не соответствие указных в нем размеров пандуса, если брать общий размер, то пандус по длине не соответствует проектной, если же рассчитывать по осям привязки, то оказывается, что пандус соответствует проектному. При проведении экспертизы и даче заключения о несоответствии пандуса проекту он брал общий размер, указанный на плане и не рассчитывал его математическим путем. Покрытие пандуса не скользит, поскольку выполнено из бетонных плит. То что бетон это материал не допускающий скольжение, является общеизвестным фактом и не нуждается в дополнительное подтверждении. Переоборудование лифта под полное соответствие требованиям доступности для маломобильных групп населения невозможно, так как лифт является источником повышенной опасности и любые изменения возможны с согласия завода-изготовителя. Кроме того, шахта лифта не позволяет установить лифт большего размера. Лифт он исследовал на предмет соответствия только тем требованиям, о которых заявлялось по материалам дела. На предмет соответствия размеров лифт проверен так как данное требование является основополагающим.
Заключение эксперта полностью соответствует требованиям закона, в нем подробно и полно описаны как само исследование, так и выводы эксперта. Эксперт, проводивший исследование имеет необходимую квалификацию и достаточный опыт работы, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Таким образом, оснований не доверять выводам указанной экспертизы и показаниям эксперта в судебном заседании у суда не имеется.
При таком положении, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично и возложить на ответчика обязанность привести водосточные лотки и съезд с тротуара жилого <адрес>, а также пандус при входе в подъезд № <адрес> <адрес> в соответствие с требованиями СНиП 35-012001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». При этом, суд учитывает, что указанные требования СНиП существовали как на момент проектирования дома и его сдачи в эксплуатацию. Указанные нарушения являются устранимыми, что не является реконструкцией дома.
По мнению суда, срок для устранения данных нарушений в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу является вполне достаточным.
Вместе с тем, суд не находит основания для удовлетворения требований в части приведения лифта в соответствие с заявленными истцом нормами.
Как указал эксперт в своем заключении и в судебном заседании данное нарушение является неустранимым, доказательств обратного истцом не представлено.
Кроме того, по мнению суда, полное приведение лифта в соответствие с требованиями ГОСТ приведет к реконструкции дома, поскольку потребует переустройства лифтовой шахты. Те же нарушения, которые имели место на момент проектирования дома, не являются значительными и не исключают использование лифта истцом по прямому назначению. Суд полагает, что при таком положении минимальные потребности истца, как инвалида, в передвижении от входа в здание до этажа проживания обеспечены.
Вместе с тем, суд учитывает, что частичное переоборудование лифта без изменения его геометрических размеров не приведет к полному устранению нарушений.
В силу ст. 36 ЖК РФ лифты в доме, в том числе грузовой лифт в 4-м подъезде, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и его реконструкция потребует соответствующего согласия собственников помещений, которого в настоящее время не имеется.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с ч. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В ходе судебного разбирательства установлено наличие строительных недостатков дома, собственником квартиры в котором является истец, в связи с чем, нарушены его права, как потребителя.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства дела, степень вины ответчика, нарушений прав истца и с учетом принципа разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы в счет возмещения морального вреда 3000 руб.
Определением суда по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, которая проведена без предварительной оплаты. Стоимость услуг эксперта составляет 16800 руб. Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт допущенных ответчиком нарушений при строительстве спорного жилого дома, руководствуясь положениями ст. ст. 94, 96, 98 ГПК РФ, а также Законом РФ «О защите прав потребителей», суд полагает необходимым взыскать указанные расходы в полном объеме с ответчика в пользу экспертного учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Озерцова ФИО8 удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Истоки» привести водосточные лотки и съезд с тротуара жилого <адрес>, а также пандус при входе в подъезд <адрес> в соответствие с требованиями СНиП 35-012001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Истоки» в пользу Озерцова ФИО9 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Истоки» в пользу Закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» оплату за производство судебной экспертизы в размере 16800 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.