Дело № 2-2078-16
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2016 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска
Под председательством судьи Сутягиной С.А.
при секретаре Дыркачевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ООО УК «ЖРП №8» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к ООО УК «ЖРП №8» о защите прав потребителей. Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками помещений в ..., потребителями жилищно-коммунальных услуг. Ответчиком нарушается ч. 7 ст. 156 ЖК РФ при начислении ежемесячной платы за содержание и ремонт. Собственниками помещений в доме на общем собрании, проведенном в -Дата-, принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном постановлением Администрации ..., который равен 15,92 руб. <данные изъяты> Ответчиком применялся завышенный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в нарушение действующего законодательства. В период с февраля 2013 года по январь 2016 года ФИО1 излишне уплачено 7 629, 32 руб., ФИО2 - 4 660, 19 руб., ФИО3, ФИО4 - 7 641,62 руб. Ответчиком неправильно исчисляется плата за коммунальную услугу горячего водоснабжения. В доме ... отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителям предоставляется с использованием оборудования (бойлера ГВС), входящего в состав общего имущества собственников помещений. Коммунальным ресурсом, используемым при производстве горячей воды, является электрическая энергия. Ответчиком неправильно в платежных документах указано, что коммунальным ресурсом, использованным при производстве коммунальной услуги по ГВС, является тепловая энергия и неправильно применен тариф на тепловую энергию (1543,09 руб./Гкал). ФИО1 начислена завышенная плата за горячее водоснабжение в размере 497,47 руб., ФИО2 - 1025,82 руб., ФИО3, ФИО4 - 2371,83 руб. Ответчиком также неправомерно предъявлена плата за коммунальную услугу отопления за период с февраля 2013 года по январь 2016 года. Ответчиком в нарушение законодательства не заключены договоры управления с каждым собственником в порядке ст. 162 ЖК РФ, не заключен договор с ресурсоснабжающей организацией. ООО УК «ЖРП №8» в законном порядке не приобрело права на предоставление коммунальной услуги отопления. Неправомерно собранные с потребителей денежные средства за отопление подлежат возврату за период с февраля 2013 года по январь 2016 года (ФИО1 - 29527,04 руб., ФИО2 - 17212,07 руб., ФИО3, ФИО4 - 29582,28 руб.). Ответчиком допущены нарушения Правил предоставления коммунальных услуг № 354, Правил № 307 при начислении платы за отопление в 2014, 2015 годах, а также корректировки по отоплению за 2013, 2014 годы. Ответчик обязан был производить начисление платы за отопление в 2015 году исходя из среднемесячного потребления в 2014 году, т.е. исходя из 0,013667 Гкал/кв.м. в месяц. То есть по коммунальной услуге отопления в 2015 году по кв. № ежемесячно следовало начислять исходя из объема отопления: 0,013667 Гкал/кв.м. * 60,9 кв.м. = 0,8323 Гкал. Ответчиком плата за отопление необоснованно начисляется с марта по июнь 2015 года по кв. № в размере 982,55 руб. ежемесячно исходя из 0,017 Гкал/кв.м. в месяц и тарифа 949,05 руб./Гкал, с июля 2015 года - в размере 1597,56 руб. ежемесячно исходя из 0,017 Гкал/кв.м. в месяц и тарифа 1543,09 руб./Гкал. Ответчик нарушает ЖК РФ, Стандарт раскрытия информации, не раскрывая полную и достоверную информацию, указывая искаженную информацию на официальном сайте reformagkh.ru и на сайте управляющей организации http://ЖРП8.РФ. Информация о централизованной системе горячего водоснабжения не соответствует действительности, т.к. в доме находится бойлер горячего водоснабжения. В отчетах -Дата- г.г. указана неверная площадь жилых и нежилых помещений, не соответствующая указываемым в платежных документах. Не указано количество жилых помещений, указаны мусоропроводы в количестве 3 ед., тогда как мусоропроводы заварены, их использование невозможно. Искажены показатели годовой плановой стоимости работ. Противоречивы сведения по коммунальной услуге отопления. Указано, что услуга предоставляется через прямые договоры с собственниками, однако в платежных документах исполнителем коммунальной услуги выступает управляющая организация. Размещением неполной, недостоверной, искаженной информации нарушается право граждан как потребителей на получение достоверной и полно информации согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Просят:
- взыскать с ООО УК «ЖРП №8» переплату за содержание и ремонт жилого помещения с февраля 2013 года по январь 2016 года в пользу ФИО1 - 7629,32 руб., в пользу ФИО2 - 4660,19 руб., в пользу ФИО3 (2/3 доли), ФИО4 (1/3 доля) - 7641,62 руб.;
- взыскать с ООО УК «ЖРП №8» переплату за коммунальную услугу горячего водоснабжения в пользу ФИО1 - 497,47 руб., в пользу ФИО2 - 1025,82 руб., в пользу ФИО3, ФИО4 - 2371,83 руб.;
- взыскать с ООО УК «ЖРП №8» переплату за коммунальную услугу отопления за период с февраля 2013 года по январь 20165 года в пользу ФИО1 - 29527,04 руб., в пользу ФИО2 - 17212,07 руб., в пользу ФИО3, ФИО4 - 29582,28 руб.;
- обязать ООО УК «ЖРП №8» производить истцам ежемесячное начисление платы за жилое помещение с февраля 2016 года исходя из 17,76 руб./кв.м. в месяц и площади жилых помещений истцов: ФИО1 - 1081,58 руб., ФИО2 - 662,45 руб., ФИО3, ФИО4 - 1083,36 руб.;
- обязать ООО УК «ЖРП №8» производить истцам ежемесячное начисление платы за горячее водоснабжение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД как сумму двух составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
стоимость электрической энергии, использованной для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в квартирах истцов пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в квартирах истцов.
- обязать ООО УК «ЖРП №8» произвести истцам корректировку по отоплению за 2013, 2014, 2015 годы исходя из фактических объемов тепловой энергии на отопление по показаниям общедомового прибора учета, достоверной общей площади жилых и нежилых помещений в доме по данным ГУП «Удмурттехинвентаризация»;
- обязать ООО УК «ЖРП №8» раскрыть в полном объеме достоверную информацию о многоквартирном доме № по ул. ... на официальном сайте reformagkh.ru и на сайте управляющей организации http://ЖРП8.РФ, в том числе произвести новый расчет переходящих остатков в отчетах 2013-2015 г.г., исходя из сведений ГУП «Удмурттехинвентаризация» (о площадях помещений в МКД), из решений, принятых на общих собраниях, из актов ввода приборов учета в эксплуатацию и из других относимых, допустимых и достоверных документов в срок 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу;
- взыскать с ООО УК «ЖРП №8» моральный вред в пользу каждого из истцов 10 000 руб.
Истцы ФИО4, ФИО3 в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Истцы ФИО1. ФИО2 в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель истцов ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала исковое заявление, представила письменные пояснения, в которых указала, что ответчик фактически признал завышение им размера платы за отопление в 2015 году, т.е. обсчет потребителей, указав в возражениях, что последующий расчет размера платы за отопление следовало выполнять по утвержденному нормативу потребления 0,014 Гкал/кв.м. Плата за отопление в 2015 году ответчиком исчислялась исходя из 0,017 Гкал/кв.м. Истцу ФИО1 следует возвратить 2828,7 руб., ФИО3 - 2832,91 руб., ФИО2 - 1727,61 руб. Ответчиком не предоставлено надлежащих доказательств заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Договор теплоснабжения предоставлен без приложений, являющихся неотъемлемой частью договора. Договор является подложным, подписан «задним числом» и ненадлежащим лицом.
Представители ответчика ООО «ЖРП № 8» ФИО6, ФИО7, действующие по доверенности, просили отказать в удовлетворении иска, представили письменные возражения. Указали, протоколом общего собрания собственников дома № по ул. ... от -Дата- принято решение по установлению размера платы за содержание и ремонт для собственников помещений в МКД в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемом Администрацией ... для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, устанавливаемого Правительством РФ, поручив управляющей компании производить собственникам помещений в МКД соответствующие начисления в платежных документах и собирать денежные средства в качестве платы. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен исходя из принятых Администрацией ... постановлений об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В платежном документе правильно указан ресурс, используемый для производства горячей воды, правильно указан установленный уполномоченным органом тариф на тепловую энергию. Коммунальным ресурсом, используемым для приготовления горячей воды, является именно тепловая энергия. Приготовление горячей воды осуществляется в пластинчатом теплообменнике (бойлере), в котором происходит передача теплоты от горячего теплоносителя к холодной (нагреваемой) воде. Нагрев холодной воды осуществляется непосредственно теплоносителем. Доводы истцов о не заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями несостоятелен, между ответчиком и ООО «УКС» заключен договор теплоснабжения № от -Дата- года. Правительством УР принято решение о выполнении расчета размера платы за коммунальную услугу отопление в 2012-2014 г.г. в соответствии с Правилами 307 (постановление Правительства УР № от -Дата- «Об особенностях применения в УР в 2012-2014 г.... предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Изменениями, внесенными в Правила 354, действие Правил 307 продлено до -Дата- года. Т.к. узел учета, установленный в многоквартирном доме № по ..., фиксирует общее количество тепловой энергии для нужд отопления и ФИО4 водоснабжения, количество тепловой энергии для нужд отопления определяется за вычетом количества тепловой энергии, израсходованной на нагрев холодной воды. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле № приложения № к Правилам 307, т.е. по установленному нормативу. Т.к. сведения о потреблении тепловой энергии в 2013 году в полном объеме отсутствуют, определить среднемесячный объем потребления тепловой энергии по итогам 2013 года не представляется возможным. В соответствии с требованиями Правил 307 расчет размера платы за отопление в 2014 году следовало выполнять по установленному нормативу 0,021 Гкал/м2. Сведения об объеме потребления тепловой энергии, определенном по общедомовому прибору учета, за прошедший 2014 год отсутствуют, установить среднемесячный объем потребления тепловой энергии не представляется возможным, а также не представляется возможным выполнение корректировки размера платы за 2014 год. Корректировка размера платы по итогам 2014 года не проводилась. Последующий расчет размера платы за отопление следовало выполнять по утвержденному нормативу потребления 0,014 Гкал/м2. Просит отказать в удовлетворении требования об обязании раскрыть в полном объеме достоверную информацию о многоквартирном доме № по ул. ..., т.к. ООО УК «ЖРП №8» не является собственником сайта и не может менять параметры, установленные на сайте. Сайт не позволяет отразить наличие децентрализованной системы горячего водоснабжения. Информация на официальном сайте размещена в соответствии с техническим паспортом на многоквартирный дом, нормативы потребления коммунальных услуг отражены в соответствии с утвержденными нормативами. Требование о возмещении морального вреда ничем не подтверждено, не доказан факт причинения морального вреда, не обоснован размер компенсации морального вреда, не представлено доказательств, подтверждающих противоправность поведения ответчика, а также не доказана вина ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд пришел к выводу об удовлетворении иска в части возложения обязанности на ООО УК «ЖРП №8» произвести корректировку по отоплению за 2013, 2014, 2015 годы, отказе в удовлетворении остальных требований.
Судебным следствием установлено:
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № по ..., проведенного -Дата- в форме заочного голосования, выбрана управляющая компания ООО УК «ЖРП № 8».
ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... (свидетельство о государственной регистрации права собственности №, выданное Управлением Росреестра по УР -Дата- года)
ФИО3 является собственником 2/3 долей, ФИО4 - 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ... (свидетельства о государственной регистрации права собственности №, выданные Управлением Росреестра по УР -Дата- года)
ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... (свидетельство о государственной регистрации права собственности №, выданное Управлением Росреестра по УР -Дата- года)
Удовлетворяя исковые требования частично, суд руководствовался следующим:
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку между сторонами сложились правоотношения из управления многоквартирными домами, на данные отношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 289 ГК РФ, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В соответствии со ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 9 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из положений ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (от 28.03.2012 г. N 253).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Ч. 2 ст. 154 ЖК РФ определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (п. 31 Правил).
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 и ранее действовавшими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Потребитель имеет право:
а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Как следует из материалов дела, -Дата- на общем собрании собственников многоквартирного дома № по ул. ..., проведенного в форме заочного голосования, принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт для собственников помещений в многоквартирном доме в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемой Администрацией ... для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, устанавливаемого Правительством РФ, поручив управляющей компании производить собственникам помещений в многоквартирном доме соответствующие начисления в платежных документах и собирать денежные средства в качестве платы.
Постановлением Администрации ... от -Дата- № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с -Дата- года» установлен размер платы - 15,92 руб./м2.
Постановлением Администрации ... от -Дата- № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с -Дата- года» установлен размер платы - 17,61 руб./м2.
Постановлением Администрации ... от -Дата- № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с -Дата- года» установлен размер платы - 18,63 руб./м2.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что поскольку принятые общим собранием собственников МКД решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества не оспорены, является обязательным для всех собственников квартир.
Согласно квитанциям по оплате жилья и коммунальных услуг ответчиком ООО УК «ЖРП № 8» плата за содержание и ремонт за период с февраля 2013 года по январь 2016 года истцам ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 начислялась в соответствии с принятым на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома от -Дата- решением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Следует отметить, что ответчиком ООО УК «ЖРП №8» представлен расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, из которого следует обоснование размера оплаты, взыскиваемой с истцов ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3
При указанных обстоятельствах считать, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения фактически установлен произвольно, интересы собственников жилых помещений не соблюдены, оснований не имеется.
Расчет, представленный ответчиком, суд находит верным, обоснованным, соответствующим действующему законодательству, поэтому у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска в части взыскания с ответчика в пользу истцов переплаты за содержание и ремонт жилого помещения.
Суд соглашается с возражениями ответчика ООО УК «ЖРП № 8» относительно заблуждения истцов по начислению управляющей компанией платы за коммунальную услугу «Горячее водоснабжение».
Многоквартирный дом № по ул... не оборудован централизованной системой горячего водоснабжения. Приготовление горячей воды осуществляется в пластинчатом теплообменнике (бойлере), в котором происходит передача теплоты от горячего теплоносителя к холодной (нагреваемой) воде. Нагрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения осуществляется непосредственно теплоносителем. Коммунальным ресурсом, используемым для приготовления горячей воды, является тепловая энергия.
В данном случае истцам правомерно размер платы за указанную коммунальную услугу рассчитывается исходя из п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № от -Дата- года.
Так в соответствии с п. 54 вышеуказанных Правил предусмотрен порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), произведенные исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный пункт закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Вместе с тем, пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с Формулой 20 как сумму двух составляющих: произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Данная формула подлежит применению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения. Поскольку дом № по ул. ... относится к указанной категории, в жилой дом поставляется только тепловая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения, и расчет платы по услуге расходы на подогрев воды производится по тарифам для тепловой энергии, начисление платы за горячее водоснабжение на ОДН не противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 22 приложения № к Правилам размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20 как сумма двух составляющих: произведения объема (количества) горячей воды, определенного за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил, и тарифа на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведения объема v-ro коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством РФ (далее - Формула 20).
В соответствии с абзацем вторым пункта 54 Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
Изложенное не позволяет признать обоснованными требования о нарушении в данной части ответчиком прав истцов, как потребителей коммунальных услуг, следовательно, отсутствуют основания для взыскания заявленных истцами сумм переплат.
Также суд не соглашается с доводами истцов о том, что стоимость тепловой энергии ими оплачена в большем размере, поскольку они объективно ничем не подтверждаются. Начисление платы за коммунальную услугу «Отопление» производилось в соответствии с Правилами № 354 от 06.05.2011 года.
Заявлено требование об обязании ООО УК «ЖРП № 8» производить истцам ежемесячное начисление платы за жилое помещение с февраля 2016 года исходя из 17,76 руб./м2 в месяц и площади жилых помещений истцов. Истцами не приведено суду законных оснований для начисления ежемесячной платы за жилое помещение с февраля 2016 года в указанном размере, в связи с чем в этой части иска также следует отказать.
Пункт 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, гласит, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в жилых и нежилых помещениях, оборудованных распределителями.
Из представленных в материалы дела доказательств невозможно установить, производилось ли начисление платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и названных Правил, либо иным способом, а также невозможно проверить обоснованность данных начислений.
Учитывая признание представителем ответчика факта частичного произведения корректировки платы по отоплению за период 2013-2015 г.г., суд считает необходимым обязать ООО УК «ЖРП № 8» произвести ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 корректировку платы по отоплению за указанный период.
Согласно ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставление ему информации о продавце и о товаре в наглядной и доступной форме. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товаров (работ, услуг); данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно п.10 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 731 от 23 сентября 2010 года утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домом.
В пункте 3 Стандарта указано, какие виды информации подлежат раскрытию управляющими организациями, а в пункте 5 - каким путем должна раскрываться необходимая информация.
В соответствии с п. 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п.6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Согласно п.17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
В соответствии со ст. 3 ч. 1 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из смысла приведенной выше нормы права следует, что судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные гражданские права, свободы или законные интересы.
Обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо лежит на лице, обратившимся в суд.
Содержание ст.56 ГПК следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, то есть каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцами суду не предоставлено доказательств нарушенных прав, свобод и законных интересов, удовлетворение заявленных требований не влечет за собой восстановления нарушенного права истца, которое при указанных обстоятельствах не нарушается.
Сведения, размещенные в соответствии со Стандартом раскрытия информации, носят информационный характер, не порождают обязанностей и не нарушают законных прав истцов, поэтому в удовлетворении иска в части возложения обязанности на ответчика раскрыть в полном объеме достоверную информацию о многоквартирном доме № по ... на официальном сайте reformagkh.ru и на сайте управляющей организации http://ЖРП8.РФ надлежит отказать.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно положениям ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из разъяснений, изложенных в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
Учитывая частичное удовлетворение заявленных требований, положения ст. 15 Закона, ст. 1101 ГК РФ, а также тот факт, что ответчиком не производилась корректировка по отоплению за период 2013-2015 г.г., что свидетельствует о нарушении прав истцов как потребителей, требования разумности и справедливости, степень физических и нравственных страданий истцов, суд считает возможным взыскать с ООО УК «ЖРП №8» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь Законом «О Защите прав потребителей», суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░ ░░░ ░░ «░░░ №8» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░ №8» ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2013, 2014, 2015 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░ №8» ░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░ ░░░ ░░ «░░░ №8» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2013 ░░ ░░░░░░ 2016 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2013 ░░ ░░░░░░ 2016 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 17,76 ░░░./░░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ «░░░ №8» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ -░░░░-.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░