РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе:
Председательствующего судьи Паршиной Р.Н.
При ведении протокола помощником судьи Тройненковой М.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге
18 февраля 2022 года
Гражданское дело № 2-1-997\2022 по иску Смоловика А.Е. к АО «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании выплат и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
09 декабря 2021 года Смоловик А.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в котором просит взыскать с АО «СОГАЗ» премию за первое полугодие 2021года в размере 1 083 340 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату индивидуальной премии за первое полугодие 2021 года в размере 73 053,23 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату индивидуальной премии за первое полугодие 2021 года с 01.12.2021 года по день фактического исполнения решения суда, мотивируя требование тем, что истец в период с 17 мая 2011 гола по 01 июля 2021 года состоял в трудовых отношениях с ответчиком. В нарушении Положения о премировании сотрудников АО «СОГАЗ» в день прекращения трудовых отношений ответчик не произвел истцу выплату индивидуальной премии за первое полугодие 2021 года.
Истец Смоловик А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, его представитель по доверенности Нефедова О.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Исаев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Судом установлено, что Смоловик А.Е. работал в АО «СОГАЗ» в должности директора Калужского филиала с 17 мая 2011 года, что подтверждается трудовым договором №.
Согласно п. 5.1 указанного трудового договора за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, работнику устанавливается должностной оклад 50 000 рублей месяц, в соответствии со штатным расписанием.
Пунктом 5.2. предусмотрено, что в соответствии с Положением о премировании по результатам работы Обществ за год, квартал, месяц (по решению органа управления в соответствии с Уставом Общества) работнику выплачивается премия.
09 января 2019 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к данному трудовому договору, по условиям которого размер должностного оклада увеличен до 108 334 рублей 00 коп.
10 июня 2021 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору, по условиям которого стороны расторгают трудовой договор № от 17.05.2011 года по обоюдному согласию, по пункту 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, с 01 июля 2021 года (п.1).
Согласно п. 5.2 настоящего соглашения работодатель взял на себя обязательство произвести истцу дополнительную выплату в размере 216 668 рублей.
Представитель истца, настаивая на удовлетворении заявленных требований, ссылается на то, что в день прекращения трудовых отношений истцу на основании Положения о премировании сотрудников АО «СОГАЗ» не начислена и не произведена выплата премии за шесть месяцев в размере 1 083 340 рублей.
Порядок выплаты премии работникам АО «СОГАЗ» определен Положением о премировании сотрудников АО «СОГАЗ» (далее «Положение»), утв. приказом председателя Правления 10.11.2020 года № 587.
В пункте 1 Положения указано, что премирование направлено на усиление заинтересованности и ответственности работников, в повышении эффективности и качества выполнения работ для достижения стратегических целей АО «СОГАЗ».
Согласно п. 5.5 Положения премирование работников Общества производится на основании приказа председателя Правления или иного уполномоченного им должностного лица.
Пунктом 5.8 Положения предусмотрено, что любой вид премирования является негарантированным материальным поощрением, размер которого зависит от выполнения ключевых показателей эффективности, оценки деятельности работника, фактически отработанного времени в отчетном периоде.
Из содержания трудового договора и дополнительных соглашениях к нему, Положения следует, что в них отсутствует безусловная обязанность работодателя по выплате истцу премиального вознаграждения, поскольку работодателю предоставлено право, но не возложена обязанность поощрять работника.
При разрешении спора также учитывается, что приказ председателем Правления АО «СОГАЗ» о выплате истцу премии по итогам полугодия 2021 года в заявленном последним размере не издавался.
Дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенному 10 июня 2021 года сторонами, также выплата премии за полугодие 2021 года не предусмотрена.
Данное соглашение истцом не оспаривалось, оговоренные в нем сторонами денежные средства, которые подлежали выплате ответчиком при прекращении трудовых отношений с истцом, в полном объеме выплачены, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, судом учитывается, что согласно пункту 7 названного дополнительного соглашения стороны договорились об отсутствии друг к другу взаимных претензий по иным выплатам, не предусмотренным настоящим соглашением, при прекращении трудовых отношений.
Учитывая вышеизложенные установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что премия по итогам работы за отчетный период, в данном случае, не входит в заработную плату, а является поощрительной выплатой по усмотрению работодателя и выплачивается на основании приказа председателя Правления, а поскольку установление и изменение размера премии является субъективным правом работодателя, и указанное решение принимается исключительно работодателем в пределах его полномочий при наличии достаточных к тому оснований, то оснований для возложения судом обязанности на ответчика по выплате истцу премии за первое полугодие 2021 года, не имеется.
Поскольку оснований для удовлетворения требований истца о взыскании премии не имеется, следовательно, отсутствуют основания и для взыскании с ответчика компенсации за несвоевременную ее выплату.
Исходя из того, что ответчиком истцу все причитающиеся ему выплаты при увольнении произведены своевременно и в полном объеме, а иных нарушений ответчиком трудовых прав истца не установлено, то правовых оснований для удовлетворения требований последнего о взыскании компенсации морального вреда в порядке статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований истца и об отказе в их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.03.2022 ░░░░