Дело № 2-2711/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Фишер Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 16 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухта в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 40 компенсирующего вида», администрации МОГО «Ухта» об обязании осуществить действия,
установил:
Прокурор г. Ухты обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц с иском к МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида», администрации МОГО «Ухта» об обязании обустроить пандус при главном входе в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, расположенное по адресу: <...>, в срок до 01.03.2012 года, в обоснование требований указал, что в результате проверки соблюдения на территории МОГО «Ухта» прав инвалидов выявлены нарушения их прав на беспрепятственный доступ к дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 40 компенсирующего вида» в связи с отсутствием пандусов; бремя содержания имущества несет лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления; муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа должны ежегодно предусматриваться в бюджете.
Определением суда от 29 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ухтинская городская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов».
В судебном заседании прокурор Коснырева О.Н. на заявленных требованиях настаивала, в части срока исполнения обязанности требования уточнила, просила обязать ответчиков осуществить обустройство пандуса в срок до 01 сентября 2012 года.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» - заведующая Калашникова Т.К. исковые требования не признала, поскольку имеется проектная документация на устройство пандуса, по которой требуется <...> рублей, учреждение находится на сметном финансировании, смета на 2012 год не составлена, устройство пандуса можно осуществить только летом, в отсутствие воспитанников в период закрытия детского сада.
Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» по доверенности Бехлер А.Н. исковые требования не признала, пояснила, что на территории МОГО «Ухта» действует Долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов и обеспечение среды их жизнедеятельности на 2011 – 2012 годы», согласно которой в 2011 году была разработана проектно – сметная документация по обустройству пандуса; в 2012 году предусмотрено проведение строительно – монтажных работ. Бездействия администрации МОГО «Ухта» не имеется; возможно выбрать иной способ обеспечения доступа инвалидов к дошкольному образованию.
Третье лицо Ухтинская городская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило.
Суд, с учётом мнения сторон и положений ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты. Согласно ст.8 Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975 года, инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации ОТ 16.07.2001 N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, и в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п. 3.9).
Как следует из Устава МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида», утверждённого постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» , основной целью деятельности учреждения является квалифицированная коррекция недостатков в развитии и дошкольное образований детей с ограниченными возможностями (п.2.1).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании» не ограничивают детей – инвалидов, инвалидов - законных представителей детей, в праве доступа в дошкольные образовательные учреждения.
МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» расположено в здании по адресу: <...>, (п.1.3 Устава учреждения»), находящемся в муниципальной собственности МОГО «Ухта» и закрепленном за детским садом на праве оперативного управления, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .
При таких обстоятельствах указанное здание относится к объектам социальной инфраструктуры, и не оспаривается сторонами, что пандуса (сооружения, имеющего наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой – СниП 35 – 101 – 2001 (приложение 5)) или иных средств подъема не имеет.
Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 31.08.2010 года № 2070 утверждена долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов и обеспечение их среды жизнедеятельности на 2011 – 2012 годы», согласно раздела II которой п.2.2 в состав мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры включены разработка проектно – сметной документации, проведение строительно – монтажных работ по обустройству пандуса в МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида».
На основании заявки МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» ООО "П" разработана проектно – сметная документация на обустройство пандуса при главном входе в учреждение.
Следовательно, ответчиками самостоятельно избран соответствующий закону способ обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры, и оснований к отказу в иске в связи с тем, что возможно избрать иной способ обеспечения потребностей инвалидов, не имеется.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из следующего.
Как следует из вышеуказанных норм законодательства, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью как органов местного самоуправления, так и организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу п.7.2 Устава МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» детский сад владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества. Пунктом 7.3.4. Устава среди прочих предусмотрены обязанности детского сада осуществлять капитальный и текущий ремонт закреплённого на праве оперативного управления имущества с возможным его улучшением, то есть бремя содержания (включая проведение реконструкции) имущества, закрепленного на праве оперативного управления, должен нести тот ответчик, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.
Таким образом, поскольку прокурором заявлены требования об исполнении обязанности в натуре, лицо, осуществляющее полномочия собственника муниципального имущества и учредитель детского сада – администрация МОГО «Ухта» (п.1.4 Устава) надлежащим ответчиком по заявленным требованиям не является.
Неисполнение ответчиком МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» обязанности по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга инвалидов, гарантированные им ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с требованиями ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Суд также находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения заявленных требований до 01 сентября 2012 года, так как ответчиком администрацией МОГО «Ухта» финансирование расходов на обустройство пандуса запланировано на 2011 – 2012 годы, по характеру требуемых действий они должны быть осуществлены в отсутствие воспитанников, то есть в летний период.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора г.Ухты к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 40 компенсирующего вида» удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 компенсирующего вида» в срок до 01.09.2012 года обустроить пандус при главном входе в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, расположенное по адресу: <...>.
В удовлетворении требований прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании обустроить пандус при главном входе в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, расположенное по адресу: <...>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 21 декабря 2011 года.
Судья Ухтинского городского суда РК Е.Г.Берникова