Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-16374/2013 от 18.07.2013

Судья Яцык А.В. дело № 33-16374/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Фролкиной С.В.,

судей Колесник Н.А., Мадатовой Н.А.,

при секретаре Янковской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2013 годаапелляционную жалобу Овчинникова И.В. на решение Химкинского городского суда Московской области от 25 марта 2013 года по делу по иску Овчинникова Игоря Владимировича к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным решения об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и обязании к включению в подпрограмму,

заслушав доклад судьи Колесник Н.А., объяснения представителя истца,

УСТАНОВИЛА:

Овчинников И.В. обратился в суд с иском о признании не­законным решения Администрации г.о. Химки об исключении его и его семьи из списка участников подпрограммы «Обеспе­чение жильем молодых семей», просит обязать Администрацию г.о. Химки включить его в состав участников данной подпрограммы.

В обоснование своих требований, указал, что Постановлением Администрации от 26.07.2011 г. № 796, его семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жили­ще» на 2010-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» дол­госрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы и долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем моло­дых семей городского округа Химки на 2010-2012 годы». Письмом от 09.11.2012 г. ему было сообщено, что его семья исключена из списка молодых семей – участников для получения социальной выплаты в связи с превышением 35-летнего возраста.

Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика требования не признал, пояснил, что при постановке на учет в 2011 г. семья истца соответствовала требованиям законодательства для включения в подпрограмму, а в планируемом на получение социальной выплаты 2012 г. истцу исполнилось 35 лет, поэтому он был исключен из участников подпрограммы.

Решением суда в удовлетворении требований истца было отказано.

Не соглашаясь с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное, основанное на неправильном применении норм права, указывает, что исключен из списка участников подпрограммы незаконно, поскольку социальную выплату свонвременно он не получил по независящим от него причинам, считает, что администрация нарушила его права на получения жилья по федеральной программе.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся участников процесса, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд, сославшись на положения Программы «Обеспечение жильем молодых семей», указал, что по смыслу положений Программы и Подпрограммы, список претендентов из состава участников на получение социальной выплаты формируется ежегодно, и, претенденты на момент включения в этот список должны соответствовать одновременно всем условиям, перечисленным Программе, в т.ч. и иметь возраст до 35 лет.

С данным выводом суда, судебная коллегия не может согласиться по следующим основанием.

Постановлением Правительства РФ N 285 от 13.05.2006 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Данными Правилами установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

На основании указанных постановлений Правительства РФ, постановлением Правительства Московской области от 27.03.2009 г. N 241/12 утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы».

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, администрацией городского округа Химки МО Постановлением от 03.06.2010 г. № 684 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Химки на 2010-2012 годы».

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г.о. Химки от 06.07.2011 г. № 830 истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Обеспе­чение жильем молодых семей городского округа Химки на 2010-2012 годы».

Постановлением Администрации от 26.07.2011 г. № 796, изданным на основа­нии обращения истца, его семья включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жили­ще» на 2010-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» дол­госрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы и долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем моло­дых семей городского округа Химки на 2010-2012 годы».

Судебной коллегией установлено, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме, семья Овчинникова И.В. отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.

Установлено, что решением комиссии по жилищным вопросам от 25.01.2013 г., протокол № 1, семья Овчинникова И.В. исключена из участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по г.о. Химки МО в связи с достижением членами молодой семьи предельного возраста, со ссылкой на порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, согласно Приложения к муниципальной целевой программе городского округа Химки «Жилье для молодой семьи городского округа Химки на 2011 - 2012 годы».

В соответствии с п. 5.1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования муниципальной целевой программы «Жилье для молодой семьи городского округа Химки на 2011 - 2012 годы», изложенным в соответствии с подп. "а" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участником программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, соответствующая, в том числе, следующим условиям: возраст каждого из супругов или молодого родителя в неполной семье не превышает 35 лет.

Согласно подп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Исходя из системного толкования приведенных положений, судебная коллегия считает, что Правила не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, поскольку предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена.

Таким образом, судебная коллегия считает, что исключение семьи истца из числа участников подпрограммы ущемляет права семьи Овчинниковых на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав, поскольку на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья Овчинниковых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 гг. идентична подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг. и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы. Следовательно, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслам и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 8-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-0, от 15 февраля 2005 года N 17-0, от 27 декабря 2005 года N 502-0 и др.).

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, т.к. на момент первоначального включения в программу семья истца полностью соответствовала предъявленным требованиям, социальные выплаты не были получены истцом по независящим от него причинам, то оснований для исключения из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» семьи истца - не имелось.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Химкинского городского суда Московской области от 25 марта 2013 года отменить, в отмененной части постановить новое решение, которым исковые требования Овчинникова И.В. удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Химки Московской области, восстановить Овчинникова Игоря Владимировича, Ильясову Рузилю Ханифовну, Овчинникову Ирину Игоревну, Овчинникову Марину Игоревну в списках участников долгосрочной муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Химки на 2011 – 2015 годы» с 06 июля 2011 года.

Председательствующий

Судьи

33-16374/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Овчинников Игорь Владимирович
Ответчики
Администрация
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--mo.sudrf.ru
31.07.2013[Гр.] Судебное заседание
11.09.2013[Гр.] Судебное заседание
26.09.2013[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2013[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее