Дело № 2-4159/2013
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2013г. Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,
с участием адвоката Гольцова С.В.,
при секретаре Максимовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоненко Антона Николаевича об оспаривании действий начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области,
у с т а н о в и л:
Заявитель А.о А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области и просил суд обязать начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД РФ по МО Быковского А.А. поставить автомобиль <данные изъяты>, на новый.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у Бодревцева С.Б., проживающего по адресу: <адрес>, автомобиль <данные изъяты>, ПТС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Новороссийской таможней. Договор купли-продажи на указанный автомобиль № был оформлен через комиссионный магазин (ООО «Юпитер групп»). Как указывает заявитель, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД РФ по МО с заявлением о постановке указанного автомобиля на регистрационный учет. Однако в регистрации автомобиля ему было отказано начальником МОТОР-3 Быковским А.А. в связи с тем, что бланк паспорта ТС изготовлен не производством Госзнака. По факту подделки ПТС на принадлежащий заявителю автомобиль дознавателем МУ МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 327 УК РФ в отношении неустановленного лица. ДД.ММ.ГГГГ предварительное следствие по уголовному делу было приостановлено по ч.1 п.1 ст. 208 УПК РФ. Заявитель А.о А.Н. считает, что действия начальника МОТОР-3 в постановке на регистрационный учет автомобиля незаконны по следующим основаниям. Он является добросовестным приобретателем автомобиля <данные изъяты>, поскольку приобрел указанный автомобиль на законных основаниях, сомнений в подлинности ПТС ни у него, ни у сотрудников комиссионного магазина не возникло. Заявитель считает, что неправомерными действиями должностного лица ущемляются его конституционные права как собственника, закрепленных в ст. 35 Конституции РФ. Заявитель также считает, что сам факт подделки ПТС, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с п.3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства – при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения. В связи с чем, заявитель обратился в Центр технических экспертиз ФГУП «НАМИ» для проведения экспертизы автомобиля <данные изъяты>. В выводах заключения специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что конструкция данного транспортного средства <данные изъяты> категории М соответствует требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»; транспортное средство может быть допущено к участию в дорожном движении при положительных результатах проверки его технического состояния на соответствие требованиям Приложения № (требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Автомобиль А.о А.Н. прошел технический осмотр ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Автодиагностика».
Заявитель А.о А.Н. и его представитель Гольцов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным выше.
Заинтересованное лицо начальник МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД России по Московской области Быковский А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, представил в суд письменные возражения, в которых ссылается на следующее. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения (паспорт транспортного средства), препятствует его регистрации. Представленный заявителем ПТС № согласно справки об исследовании № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по ЭКО МУ МВД РФ «Ногинское», изготовлен самодельным комбинированным способом, то есть является поддельным, то есть фактически на представленный для регистрации автомобиль ПТС отсутствует. Согласно данным базы зарегистрированного транспорта ПТС с номером № выдан совершенно на другой автомобиль с иными номерами агрегатов, зарегистрированный в ГИБДД г. Москвы и в настоящее время эксплуатируемый. Согласно сведениям из базы данных зарегистрированного транспорта, принадлежащий истцу автомобиль Субару Легаси в ГИБДД РФ ранее зарегистрирован не был. Кроме того, заинтересованное лицо Быковский А.А. указал, что согласно п.п.6,7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005г. подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993г. или ввозимые в РФ до 1 июля 1997г. при предъявлении их к регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке. Таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года. Поскольку автомобиль заявителя изготовлен в 2004г., то есть был ввезен на территорию РФ после 1 июля 1997г., обязанность выдачи ПТС на него возложена на ФТС России.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств.
Положением о паспортах транспортных и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134, также предусмотрено, что паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 1).
В соответствии с п. 1 главы 1 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01 апреля 1998 года N 19 паспорт транспортного средства - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
Согласно п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года № 96/192/134 наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В соответствии с п. 7 данного Положения Подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке.
В соответствии с п. 2 Постановления правительства РФ от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" ПТС выдаются таможенными органами РФ после 1 июля 1997 года. Выдача ПТС производится таможенными органами после завершения таможенного оформления ввезенного транспортного средства на имя собственника транспортного средства.
Судом установлено, что заявитель А.о А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является владельцем автомобиля <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ А.о А.Н. обратился в МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области с заявлением о постановке принадлежащего ему автомобиля <данные изъяты> на учет.
В регистрации автомобиля ему было отказано по причине обнаружения подделки представленного паспорта транспортного средства (л.д.<данные изъяты>).
Из сообщения МУ МВД России «Ногинское» следует, что отделом дознания МУ МВД «Ногинское» ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 327 ч.1 УК РФ. Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ бланк ПТС с серийным номером № на автомобиль <данные изъяты> изготовлен не на полиграфическом предприятии фабрики «Госзнака», а самодельным комбинированным способом. ДД.ММ.ГГГГ производство дознания по уголовному делу № приостановлено на основании ч.1 п.1 ст. 208 УПК РФ (л.д.<данные изъяты>).
Из объяснений начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области Быковского А.А. следует, что согласно данным базы зарегистрированного транспорта ПТС с номером № выдан совершенно на другой автомобиль с иными номерами агрегатов, зарегистрированный в ГИБДД г. Москвы и в настоящее время эксплуатируемый. Согласно сведениям из базы данных зарегистрированного транспорта, принадлежащий истцу автомобиль Субару Легаси в ГИБДД РФ ранее зарегистрирован не был.
Поскольку транспортное средство SUBARU <данные изъяты> ввезено на территорию Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ, то, согласно п. 7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств органам ГИБДД не предоставлено право выдачи паспорта на данное транспортное средство, следовательно, требования заявителя А.о А.Н об обязании начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области выдать паспорт транспортного средства заявителю являются незаконными и необоснованными.
Представление заявителем А.о А.Н. в суд доказательств технической исправности и соответствия требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» транспортного средства <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>) не может повлиять на выводы суда об отказе в обязании начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области выдать паспорт транспортного средства, поскольку законодательно предусмотрена выдача новых ПТС другим органом.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (в ред. Приказа МВД России от 22.12.2003 N 1014).
Настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
В соответствии с первым предложением абзаца 1 пункта 17 Правил при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.
В соответствии с п. 33 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления.
Из анализа действующего законодательства следует, что основания, препятствующие регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, прежде всего направлены на то, чтобы устранить любую возможность допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.
Как следует из приведенных норм, регистрация автомобиля производится при наличии паспорта транспортного средства. При его отсутствии отказ в регистрации следует считать законным.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 7 декабря 2006 г. N 544-О, государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом (п. 3 ст. 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Поскольку судом установлено, что паспорт транспортного средства в установленном законом порядке заявителем А.о А.Н. не получен и в МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области не представлен, то суд приходит к выводу о законности действий начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области Быковского А.А. об отказе в совершении действий по постановке на регистрационный учет автомобиля SUBARU LEGACY, в связи с чем требования заявителя о возложении обязанности на начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области зарегистрировать транспортное средство удовлетворению также не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-196,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления А.о А. Н. об оспаривании действий начальника МОТОР-3 УГИБДД ГУ МВД по Московской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Ногинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья