66RS0001-01-2019-000407-36
Дело № 2-2974/2019-3
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2019 г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 11 июля 2019 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,
при секретаре Шахтаровой А.С.
при участии в судебном заседании истца Рожкова Д.А, (паспорт),
представителя ответчика ФКУ «Военного комиссариата <адрес>» - Виткова И.В. (доверенность от <//> №),
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Центррегионжилье» - Тарасова И.В. (доверенность от <//> №)
третьего лица Рожковой К.А. (паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожкова Д. А. к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании членом семьи
УСТАНОВИЛ:
Рожков Д.А. (далее - истец) обратился в суд с иском, с учетом определения суда о замене ответчика, к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» (далее - ответчик) о признании Пилипчук Т.А. членом его семьи.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что несовершеннолетняя Пилипчук Т.А. является дочерью его супруги, вселена в занимаемое им жилое помещение в качестве члена его семьи, проживает совместно с ним, истец участвует в содержании несовершеннолетней.
Истец, третье лицо Рожкова К.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, дополнительно пояснили, что отец Пилипчук Т.А. в содержании дочери не участвует, третье лицо заявление о взыскании с него алиментов не подавала, доходы истца и третьего лица являются совместными доходами супругов, на которые они содержат Пилипчук Т.А. Признание несовершеннолетней Пилипчук Т.А. членом семьи Рожкова Д.А. необходимо последнему для включения ее в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны Российской Федерации в качестве члена семьи истца, уволенного с военной службы.
Представитель ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Центррегионжилье» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, указав на недоказанность истцом факта нахождения несовершеннолетней Пилипчук Т.А. на иждивении истца, а также недоказанность того, что Пилипчук Т.А. является падчерицей истца. Также представитель ответчика указал, что положения Постановления Пленума Верховного суда от <//> № распространяются на правоотношения по договору социального найма, тогда как в рассматриваемом случае истец пользуется жилым помещением на условиях коммерческого найма.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и подтверждается свидетельством о заключении брака от <//> Рожков Д.А. и Рожкова (ранее - Пилипчук) К.А. состоят в браке с <//>. У Рожковой К.А. от предыдущего брака имеется несовершеннолетняя дочь Пилипчук Т.А., <//> года рождения.
Рожков Д.А. со своей семьей, включая, в частности, супругу, ее несовершеннолетнюю дочь, проживают <адрес> г. Екатеринбурга на основании договора найма от <//>, что подтверждается представленным в материалы дела договором найма жилого помещения, а также справкой ЖК «Маяк» о регистрации, в том числе данных лиц в указанном жилом помещении.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 25 и 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.
Факт совместного проживания истца и несовершеннолетней Пилипчук Т.А., вселения ее в занимаемое Рожковым Д.А. жилое помещение в качестве члена семьи истца подтвержден материалами дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Довод представителя ответчика о том, что вышеназванные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации не распространяются на веление лиц в жилое помещение в качестве членов его семьи на условиях договора коммерческого найма судом отклоняется, так как в соответствии с положениями гл. З5 Гражданского кодекса Российской Федерации правоотношения, связанные с пользование м жилым помещением регулируются, в том числе жилищным законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии разъяснениями того же Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота. Соответственно, на спорные правоотношения относительно вселения в жилое помещение несовершеннолетней Пилипчук Т.А. в качестве члена семьи истца распространяются нормы жилищного законодательства, разъяснения относительно применения которых даны вышеуказанным Постановлением Пленума Верхового Суда Российской Федерации.
Также судом отклоняются доводы представителя ответчика, третьего лица ФГКУ «Центррегионжилье» о том, что истцом не представлено доказательств нахождения несовершеннолетней Пилипчук Т.А. на иждивении истца.
В соответствии с представленным в материалы дела решением Мирового судьи судебного участка № <адрес> г. Екатеринбурга брак между Пилипчуком А.В. и Рожковой (Пилипчук) К.А. расторгнут. В указанном решении суда указано, что спор относительно места жительства несовершеннолетней Пилипчук Т.А. с матерью после расторжения брака между родителями последней отсутствует.
В материалы дела представлены сведения о доходах истца, третьего лица.
Согласно ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Соответственно, доходы истца и третьего лица являются общим совместным имуществом супругов.
Данных о том, что отец несовершеннолетней Пилипчук Т.А. участвует в содержании дочери суду не представлено, данное обстоятельство истцом, третьим лицом отрицается.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Принимая во внимание, что Пилипчук Т.А. в настоящее время не достигла совершеннолетия, проживает вместе с истцом, вселена последним в занимаемое им жилое помещение в качестве члена его семьи, истец, его супруга за счет общего имущества предоставляют несовершеннолетней Пилипчук Т.А. полное содержание, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о признании Пилипчук Т.А. членом семьи истца не имеется.
Настоящее решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в личное дело истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Рожкова Д. А. - удовлетворить.
Признать Пилипчук Т. А. <//> года рождения членом семьи Рожкова Д. А..
Настоящее решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в личное дело Рожкова Д. А..
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья подпись Н.Р. Морозова
Копия верна
Судья:
Секретарь: