Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1628/2012 от 20.08.2012

Дело № 2-1628/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 сентября 2012 г. город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Сандуляк С.В.,

с участием истца Зиновьевой Н.А.,

представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области – Ковалевой Н.Л., действующей на основании доверенности от (дата обезличена) (номер обезличен),

при секретаре судебного заседания Бухтияровой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело

по иску Зиновьевой Н.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и периодов работы в специальный трудовой стаж,

У С Т А Н О В И Л:

Зиновьева Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена) и периодов работы в должности заведующей здравпунктом Гипсового и Кирпичного заводов с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена) в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В обоснование иска Зиновьева Н.А. указала, что она не согласна с решением ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации г. Орла и Орловского района Орловской области об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии. Ответчик не включил в ее специальный стаж период работы в должности заведующей здравпунктом Гипсового и Кирпичного заводов с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена) и период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена).

В судебном заседании истец Зиновьева Н.А. исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила, просила суд включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена) и периоды работы с (дата обезличена)1 года по (дата обезличена) и с (дата обезличена). по (дата обезличена) в должности заведующей здавпункта Гипсового и Кирпичного заводов в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязать ответчика назначить ей пенсию со дня обращения к последнему с заявлением о назначении трудовой пенсии, то есть с (дата обезличена).

Поддерживая исковые требования с учетом их уточнения, истец суду в их обоснование пояснила, что с (дата обезличена) она работала в Орловской городской поликлинике (номер обезличен) фельдшером на здравпункте завода им. Медведева. Затем с (дата обезличена) была переведена заведующей здравпунктов Гипсового и Кирпичного заводов, где до (дата обезличена) в одном лице выполняла и функции заведующей, и функции фельдшера, так как по штату должность фельдшера, как самостоятельная единица, на Гипсовом и Кирпичном заводах не была предусмотрена. В тот период должность заведующей и фельдшера как самостоятельные единицы были предусмотрены только на здравпунктах заводов с большой численностью работающих, в частности, на заводе им. Медведева, когда она там работала фельдшером, была предусмотрена самостоятельная единица заведующей здравпунктом. Так как численность работающих на Гипсовом и Кирпичном заводах была значительно меньше, должность заведующего здравпунктом совмещалась с должностью фельдшера. В оспариваемый период она работала на Гипсовом и Кирпичном заводах в одном лице, одновременно являясь заведующей здравпунктом и выполняя функции фельдшера полный рабочий день. Фактически она выполняла те же функции, что и в период работы фельдшером на здравпункте завода им. Медведева, осуществляла амбулаторный прием, оказывала медицинскую доврачебную помощь. Наряду с функциями фельдшера на нее, как на заведующую здравпунктом, возлагались дополнительные обязанности по ведению отчетности, документации по здравпункту, выписка медикаментов. Полагая, что она имеет достаточный специальный стаж, она обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации г. Орла и Орловского района Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, но получила отказ, в связи с недостаточностью специального стажа. Ответчик не включил в ее специальный стаж период работы в должности заведующей здравпунктом Гипсового и Кирпичного заводов в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена), поскольку указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена). В связи с чем просит суд признать спорный период работы подлежащим включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена) и период работы в должности заведующей здравпунктом Гипсового и Кирпичного заводов с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена) в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и назначить указанную пенсию со дня обращения в орган Пенсионного фонда РФ, то есть с (дата обезличена)

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалева Н.Л. исковые требования не признала. Суду пояснила, что по представленным для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии документам стаж на момент обращения истицы с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на соответствующих видах работ составляет 28 лет 02 месяца 08 дней. Периоды работы истицы с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена). по (дата обезличена) в должности заведующей здравпунктом Гипсового и Кирпичного заводов не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком (номер обезличен) и ранее действующим законодательством, а здравпункт не поименован разделом «Наименование учреждений» Списка и не предусмотрен перечнем структурных подразделений. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена) также не подлежит включению в специальный стаж, так как (дата обезличена) вступил силу Закон РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости перестал включаться в специальный стаж работы. При таких обстоятельствах полагала, что Зиновьева Н.А. не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от (дата обезличена) № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», просила суд в удовлетворении исковых требований Зиновьевой Н.А. отказать.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Зиновьевой Н.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 вышеназванного Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для удовлетворения исковых требований истца о назначении досрочной трудовой пенсии необходимо наличие обязательных условий ее назначения как медицинскому работнику, а именно: работа должна осуществляться в конкретных должностях и в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списками, действующими на определенный период времени.

При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 применяется утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Вместе с тем при оценке пенсионных прав может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального закона (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 1 января 2002 г., по нормам ранее действующего законодательства.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г № 2-П для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. для исчисления периодов работы до 01.11.1999 г. возможно применение постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным указанным постановлением, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусматривалось право на пенсию за выслугу лет врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Судом установлено, что Зиновьева Н.А. по настоящее время работает в должности фельдшера БУЗ Орловской области «Станция скорой медицинской помощи». (л.д. 7-12).

Полагая наличие права на назначение пенсии по выслуге лет, (дата обезличена) Зиновьева Н.А. обратилась в Управление ПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в течение 30 лет.

Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области от (дата обезличена) Зиновьевой Н.А. отказано в досрочном назначении пенсии в соответствии с пп 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 28 лет 2 месяца и 08 дней. (л.д. 13-14, 15).

В специальный стаж истца пенсионным органом не включен период работы Зиновьевой Н.А. с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена). по (дата обезличена) в Орловской городской поликлинике (номер обезличен) на должности заведующей здравпунктом Гипсового и Кирпичного заводов, поскольку, по мнению ответчика, должность «заведующая здравпунктом» не предусмотрена Списком (номер обезличен) и действующим законодательством, здравпункт не поименован разделом «Наименование учреждений» Списка и не предусмотрен перечнем структурных подразделений. (л.д. 13-14).

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как следует из трудовой книжки истицы, в период времени с (дата обезличена) по (дата обезличена) она работала в Орловской городской поликлинике (номер обезличен) фельдшером на здравпункте завода им. Медведева, с (дата обезличена) по (дата обезличена) переведена на должность заведующей здравпунктов Гипсового и Кирпичного заводов. (л.д. 7-12).

Справка о заключении брака (номер обезличен) от (дата обезличена), выданная территориальным отделом ЗАГС г. Орла, подтверждает, что фамилия Д. была присвоена истице после заключения брака с Ю., то есть после (дата обезличена). До регистрации брака фамилия истицы была Вишневская. (л.д. 30).

Судом установлено, что в спорный период работы истицы (до (дата обезличена)) действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от (дата обезличена) N 1397, Положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые подлежат применению в рассматриваемом случае в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, и которые, в свою очередь, предусматривали возможность включения в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы, в частности в должности фельдшера независимо от ее наименования в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе в здравпункте.

     Согласно архивной справке от (дата обезличена) (номер обезличен) Архивного фонда Орловской городской поликлиники (номер обезличен) в документах по личному составу имеются приказы: приказ (номер обезличен) § 2 от (дата обезличена) о зачислении на должность фельдшера здравпункта завода им. Медведева Т. с (дата обезличена); приказ (номер обезличен) §12 от (дата обезличена) о переводе фельдшера здравпункта завода им. Медведева Т. на здравпункт гипсового и кирпичного завода фельдшером с (дата обезличена); приказ (номер обезличен) § 4 от (дата обезличена) о том, что § 12 приказа (номер обезличен) от (дата обезличена) считать недействительным о переводе фельдшера здравпункта завода им. Медведева Т. с (дата обезличена) заведующей здравпунктом Гипсового и Кирпичного завода; приказ (номер обезличен) § 2 от (дата обезличена) об освобождении о занимаемой должности заведующей здравпунктом гипсового и кирпичного заводов Т. с (дата обезличена) согласно ст. 31 КЗоТ РСФСР.

В том же архивном фонде в лицевых счетах по начислению заработной платы за 1981 г.-1983 г. значится Т., фельдшер здравпункта «Завода им. Медведева», заведующая здравпунктом «Гипсового и кирпичного завода»,1,0 ставка. В архивном фонде Орловского городского отдела здравоохранения в тарификационных списках работников городской поликлиники (номер обезличен) на (дата обезличена), (дата обезличена) значится Т., заведующая здравпунктом гипсового комбината, 1,0 ставка. Также в документах по личному составу имеется приказ (номер обезличен) от (дата обезличена) об отпуске без содержания с (дата обезличена) по (дата обезличена) (л.д.22)

Согласно архивной справке (номер обезличен) от (дата обезличена) в архивном фонде Орловской городской поликлиники (номер обезличен) в лицевых счетах по начислению заработной платы значится Т., фельдшер здравпункта «Завода им. Медведева», заведующая здравпунктом Гипсового и Кирпичного заводов, получала заработную плату.(л.д. 23)

Согласно справке БУЗ ОО «Станция скорой медицинской помощи» от (дата обезличена) (номер обезличен) следует, что Зиновьева Н.А. работала по совместительству в должности фельдшера отделения скорой помощи – 0,5 ставки: с (дата обезличена) по (дата обезличена) – приказ от (дата обезличена) (номер обезличен); с (дата обезличена) по (дата обезличена) – приказ от (дата обезличена) (номер обезличен); с (дата обезличена) по настоящее время на полную ставку 1,0 (л.д. 17).

Как следует из справки БУЗ Орловской области «Поликлиника (номер обезличен)» (номер обезличен) от (дата обезличена), Зиновьева Н.А. работала в Орловской городской поликлинике (номер обезличен) г. Орла постоянно: с (дата обезличена) по (дата обезличена) (Приказ (номер обезличен) п.2 от (дата обезличена)) на должности фельдшера фельдшерского здравпункта завода имени Медведева, с (дата обезличена) по (дата обезличена) переведена на должность заведующей фельдшерским здравпунктом, фельдшером Гипсового и Кирпичного заводов (Приказ (номер обезличен) п.4 от (дата обезличена)). С (дата обезличена) уволена. (Приказ (номер обезличен)-л п.2 от (дата обезличена)). Работала на полную ставку, с полным рабочим днем, постоянно. Фельдшерские здравпункты заводов Гипсового и Кирпичного относились к Орловской городской поликлинике (номер обезличен) (были ее структурным подразделением) и являлись лечебными учреждениями. Основание выдачи: приказы о назначении на должность, табели учета рабочего времени, лицевые счета.(л.д. 40).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля И. подтвердила, что в спорный период на здравпунктах Орловской городской поликлиники (номер обезличен) количество медицинских работников определялось в зависимости от численности работающих на предприятии. На больших предприятиях, таких как завод им. Медведева, на здравпункте была как должность заведующего здравпунктом, так и самостоятельная должность фельдшера. На предприятиях с небольшой численностью рабочих, к числу которых относились гипсовый и кирпичный заводы, мебельная фабрика, по штатному расписанию была предусмотрена только одна единица – заведующий здравпунктом, который фактически выполнял функции фельдшера с возложением дополнительных обязанностей, которые должен выполнять заведующий здравпунктом. Ей известно, что Зиновьева Н.А. в период (дата обезличена) г.г. работала на здравпункте Гипсового и Кирпичного Заводов, совмещая в одном лице должности и фельдшера, и заведующего здравпунктом. Она сама также в тот период работала на здравпункте мебельной экспериментальной фабрики заведующей здравпунктом, одновременно являясь фельдшером. Будучи принятой по документам на здравпункты Гипсового и Кирпичного Заводов заведующей, Зиновьева Н.А., как и она, прежде всего, выполняла функции фельдшера, оказывая первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, доврачебную медицинскую помощь работникам, проводя профилактические прививки. При этом, на нее возлагались дополнительные обязанности, как на заведующего здравпунктом, по составлению и ведению отчетности, документации по здравпункту, по выписке медикаментов.

Свидетель М. суду показала, что в (дата обезличена) она вместе с истицей работала в Орловской городской поликлинике (номер обезличен). Зиновьева Н.А. работала в должности заведующего здравпунктом Гипсового и Кирпичного заводов, а она – на здравпункте завода «Текмаш» дежурным фельдшером. Хотя истица работала в должности заведующей здравпунктом, фактически она выполняла те же функции, что и фельдшер с возложением дополнительных обязанностей, которые должен выполнять заведующий здравпунктом.

Показания свидетелей, не доверять которым у суда оснований не имеется, так как они являются последовательными, непротиворечивыми и согласуются с другими доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела, с учетом представленных истцом документов, в совокупности подтверждают что в спорный период на здравпунктах Гипсового и Кирпичного заводов, являющихся структурными подразделениями Орловской городской поликлиники (номер обезличен), должность заведующего здравпунктом совмещалась с должностью фельдшера, и истица, работая в Орловской городской поликлинике (номер обезличен) в должности заведующей здравпунктом гипсового и кирпичного заводов в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена), фактически выполняла обязанности фельдшера: оказание первой неотложной медицинской помощи при несчастных случаях, оказание доврачебной медицинской помощи, ведение амбулаторного приема на здравпункте, проведение профилактических прививок, дополнительно осуществляя при этом функции заведующего здравпунктом, которые включали в себя организацию работы здравпункта, ведение соответствующей отчетности.

Отсутствие в документах истицы указания в наименовании должности на то, что она являлась заведующей здравпунктом – фельдшером, свидетельствует об ошибке, допущенной работодателем при оформлении трудовых отношений с истицей, что не может быть расценено, как обстоятельство, исключающее отнесение занимаемой Зиновьевой Н.А. должности к должности среднего медицинского персонала, поскольку Список от (дата обезличена) (номер обезличен) в отличие от Списков от (дата обезличена) (номер обезличен) и от (дата обезличена) (номер обезличен) не предъявляет жестких требований к наименованию должностей.

Разрешая спор, с учетом конкретных обстоятельств по делу и отнесения в соответствии с ведомственными нормативными актами должности заведующей здравпунктом – фельдшера к среднему медицинскому персоналу, суд считает достоверно установленным то, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена) Зиновьева Н.А. занимала должность среднего медицинского персонала, осуществляла деятельность, связанную непосредственно с охраной здоровья населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.

Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что выполняемые истицей функциональные обязанности фельдшера одновременно с обязанностями заведующего здравпунктом гипсового и кирпичного заводов дают право на включение спорного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Довод представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о том, что Зиновьева Н.А. не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как наименование должности заведующая здравпунктом не предусмотрено Списком (номер обезличен) и ранее действовавшими Списками, а здравпункт не поименован разделом «Наименование учреждений» Списка и не предусмотрен перечнем структурных подразделений, с учетом приведенной мотивации не может являться основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, так как характер работы истца в спорные периоды подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Тогда как отказ ответчика ущемляет гарантированное ст. 39 Конституцией РФ право истца на социальное обеспечение по возрасту.

Право истца на назначение досрочной пенсии связано с характером ее трудовой деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», подлежит включению период работы Зиновьевой Н.А.. с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Орловской городской поликлинике (номер обезличен) в должности заведующей здравпунктом гипсового и кирпичного заводов.

Рассматривая требования Зиновьевой Н.А. о включении в специальный стаж периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена), суд полагает их также обоснованными и подлежащими удовлетворению, не соглашаясь с выводом ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в части исключения из стажа работы по специальности истицы времени отпуска по уходу за ребенком.

Судом установлено, что Зиновьева Н.А. в период работы фельдшером Городской станции скорой медицинской помощи с (дата обезличена) по (дата обезличена) находилась в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждается справкой БУЗ Орловской области «Станция скорой медицинской помощи» (номер обезличен) от (дата обезличена) Управления здравоохранения города Орла муниципального лечебного учреждения «Станция скорой медицинской помощи» ( л.д.19), а также справкой БУЗ Орловской области «Станция скорой медицинской помощи» (номер обезличен) от (дата обезличена), в которой указано на основание (Приказ (номер обезличен) от (дата обезличена)) (л.д. 20).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Зиновьевой Н.А. начался (дата обезличена), то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с (дата обезличена) по (дата обезличена), подлежит включению в стаж работы Зиновьевой Н.А., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

При изложенных обстоятельствах требование С. о назначении досрочной трудовой пенсии с **.**.**** (с момента обращения) суд считает подлежащим удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на эту дату С. имела право на неё, и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет истице предоставлен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1981 года N 235 "О мерах по усилению государственной помощи, семьям, имеющим детей" и Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года N 156/10-30 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет", приравнивающими периоды отпуска по уходу за ребенком к периодам работы.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ Российской Федерации). Данным законом статья 167 КЗоТ Российской Федерации была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск также подлежал зачету в общий и непрерывный стаж и в стаж работы по специальности.

В соответствии со ст.256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

В период ухода истицы в декретный отпуск действовал КЗоТ 1971 года, в ст.167 которого указывалось, что дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Таким образом, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС (номер обезличен) от 22 августа 1989 года продолжительность отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличена с 1 декабря 1989 года до 3-х лет. Согласно этому постановлению (пункт 2), указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Зиновьева Н.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), то есть данный период начался до вступления в силу выше названного Закона (номер обезличен) от (дата обезличена).

    По общему правилу, в специальный трудовой стаж засчитывается только работа, предусмотренная Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

    Разъяснение о порядке применения Списков указывает еще на некоторые периоды, которые засчитываются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуге лет. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком согласно п.21 Разъяснения включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, лишь по (дата обезличена), то есть до дня вступления в силу выше названного Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

    В соответствии с п.4 Постановления № 17-П от 24.10.1996 года Конституционного Суда РФ общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен в гражданском законодательстве ст.4 ГК РФ.

    Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

    Таким образом, учитывая, что начало отпуска по уходу за ребенком истицы Зиновьевой Н.А. имело место (дата обезличена), то есть до вступления в силу Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 года, а статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истца Зиновьевой Н.А. в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена) подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда в РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до (дата обезличена) (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г.), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы пенсионным органом был определен в количестве 28 лет 2 месяца 08 дней, то с учетом периодов, зачтенных судом, на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Зиновьева Н.А. имела право на указанную пенсию, в связи с чем требования последней о возложении на ответчика обязанности назначения трудовой пенсии с даты обращения в пенсионный орган, а именно с (дата обезличена), являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Зиновьевой Н.А. к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворить.

Включить Зиновьевой Н.А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы в Орловской городской поликлинике (номер обезличен) в должности заведующей здравпунктом гипсового и кирпичного заводов с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена), период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с (дата обезличена) по (дата обезличена)

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату Зиновьевой Н.А. трудовой пенсии по старости досрочно с (дата обезличена).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2012 г.

Судья           С.В. Сандуляк

2-1628/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зиновьева Наталья Анатольевна
Ответчики
Управление ПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Сандуляк Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
20.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.08.2012Передача материалов судье
20.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2012Судебное заседание
14.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2012Дело оформлено
31.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее