Дело № 2-1711/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2016 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Аликова В.Р.,
при секретаре судебного заседания Арсоевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаева К.Ю. к Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по РСО-Алания о признании приказа об увольнении незаконным, обязании изменить дату увольнения, включении периода в выслугу лет для назначения пенсии, обязании выплатить денежное довольствие, взыскании компенсации морального вреда
установил:
Хабаев К.Ю. обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказа с исковыми требованиями к Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Северная Осетия-Алания и просил признать приказ Управления ФСКН России по РСО-Алания № ...-лс от ... в части его увольнения со службы в органах наркоконтроля по подпункту 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утвержденного Указом Президента РФ от ... № ...) и исключении его из списка сотрудников; обязании Ликвидационной комиссии УФСКН России по РСО-Алания внести изменения в приказ УФСКН России по РСО-Алания от ... № ...-лс, в котором указать дату его увольнения ..., а также отразить произведенный перерасчет календарной и льготной выслуги лет для назначения пенсии; обязании Ликвидационной комиссии УФСКН России по РСО-Алания выплатить ему денежное довольствие в полном объеме, согласно занимаемой должности, за время вынужденного прогула с ... по ..., включительно; взыскании с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обосновании иска истец указал, что он проходили службу в Управлении ФСКН России по РСО-Алания в должности ....
... Президентом РФ был издан Указ № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», на основании которого упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п.п. «а» п. 4 Указа Президента РФ № 156 - «сотрудники, федеральные государственные служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом».
Согласно п.п. «б» п. 4 Указа Президента РФ № 156 - «сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации».
... на основании вышеназванного Указа Президента РФ Хабаев К.Ю. был уведомлен о предстоящем увольнении со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган, и исключении его из списков сотрудников УФСКН России по РСО-Алания.
Приказом начальника управления ФСКН России по РСО-Алания от ... № ...-лс Хабаев К.Ю. исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля по основаниям подпункта 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществе, утвержденного Указом Президента РФ от 6 июня 2003 год № 613.
Считает свое увольнение незаконным по причине того, что ответчиком был нарушен установленный законом порядок увольнения, согласно которому работодатель должен провести увольнение работника законно, по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, при этом выполнив установленную законом процедуру увольнения.
... истцом подан рапорт на имя начальника Управления ФСКН России по РСО-Алания генерал-майора полиции Ш.А.А., в котором он просил уволить его со службы в органах наркоконтроля по подпункту 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2003 года № 613, на основании решения, полученного из органов внутренних дел РФ в письменной форме о приеме на службу в порядке перевода. При этом в указанном рапорте указано, что он остается в распоряжении Управления ФСКН России по РСО-Алания с выполнением обязанностей согласно занимаемой должности.
В этот же день, ... истцом подан рапорт на имя Министра внутренних дел России по РСО-Алания генерал-майора полиции С.М.И. с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», без указания конкретной должности.
При написании рапорта об увольнении из органов УФСКН России по РСО-Алания в связи с переводом в органы МВД России Хабаев К.Ю. был введен в заблуждение сотрудниками отела кадров Управления ФСКН России по РСО-Алания, которые пояснили, что данный рапорт необходимо написать во исполнении указания Директора ФСКН России, с тем, чтобы сразу же переводом поступить на службу в органы внутренних дел. Таким образом, он полагал, что будет уволен из ФСКН непосредственно перед принятием на службу в МВД России по РСО-Алания. Между тем, решение о приеме его на службу было принято только .... В дальнейшем, МВД России по РСО-Алания ... был издан Приказ № ... л/с о назначении его на должность оперуполномоченного по особо важным делам отделения по контролю в сфере легального оборота управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РСО-Алания с ....
Вместе с тем, имеется установленный законом порядок увольнения со службы в органах наркоконтроля, который регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года № 613) и Инструкцией об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утвержденной Приказом ФСКН России от 15 апреля 2005 года № 115).
Согласно пункту 3.4. Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утвержденной Приказом ФСКН России от 15 апреля 2005 года № 115): увольнение сотрудника в связи с переводом в другой государственный орган осуществляется на основании подпункта 7 пункта 142 Положения.
По инициативе сотрудника увольнение по данному основанию осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа.
По инициативе руководителя органа наркоконтроля увольнение по данному основанию осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа, и при обязательном наличии письменного согласия увольняемого сотрудника.
Аналогичные нормы права содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). О предстоящем увольнении работник предупреждается персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). По письменной просьбе работника или с его письменного согласия он может быть переведен на постоянную работу к другому работодателю (ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ). Основаниями прекращения трудового договора является перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
Согласно пункту 154 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613), Приказы об увольнении сотрудников со службы в органах наркоконтроля и исключении их из списка сотрудников соответствующего органа наркоконтроля объявляются им под расписку с вручением копий (выписок) этих приказов. Согласно пункту 155 Положения, трудовые книжки выдаются гражданам, уволенным со службы в органах наркоконтроля, в день исключения их из списка сотрудников соответствующего органа наркоконтроля. Согласно пункту 157 Положения, днем окончания службы в органах наркоконтроля считается день исключения сотрудника из списка сотрудников органа наркоконтроля в связи с увольнением со службы, в том числе в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Промежуток (срок) между днем увольнения со службы в органах наркоконтроля и днем исключения из списка сотрудников органа наркоконтроля не может составлять более трех месяцев.
В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным Федеральным законом, сохранялась места работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Запись в трудовую книжку об основании и причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного Федерального закона и со ссылкой на соответствующую статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного Федерального закона.
Вместе с тем, Приказ Управления ФСКН Росси по РСО-Алания от ... № ...-лс об увольнении Хабаева К.Ю. до него доведен в установленном порядке не был, о том, что ... он исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля ему стало известно только .... Кроме того, УФСКН России по РСО-Алания издан приказ о его увольнении, в отсутствие подтверждения о его принятии на службу в органы внутренних дел.
Данные обстоятельства являются грубыми нарушениями действующего законодательства, регламентирующего порядок увольнения сотрудников (работников), в связи с переводом в другой государственный орган. Работодатель не ознакомил истца с приказом об увольнении и не предоставил в его адрес трудовую книжку и другие необходимые документы, связанные с его увольнением, а передал их вместе с его личным делом в МВД России по РСО-Алания. С данными документами он ознакомился лишь тогда, когда они им были официально запрошены в отделе кадров МВД по РСО-Алания ...
Согласно статье 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в том числе и с требованием о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В связи с неправомерным увольнением ответчик должен выплатить ему средний заработок за время его вынужденного прогула со дня, который следует за увольнением по день принятия его на службу в органы внутренних дел РФ, то есть с ... по ....
В период с ... по ... он не получал денежное довольствие, о чем не был заранее предупрежден, что создало неопределенность его социального статуса, непросвещенность о его трудовом статусе, так как на тот момент ему не было известно о его увольнении, что существенно ухудшило его материальное положение, поскольку он и члены его семьи лишились единственного источника дохода.
В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В период с 1 июня по ... трудовой стаж истца прерван из-за неправомерной работы ликвидационной комиссии, чем существенно нарушены его права, а именно данное обстоятельство отразится при расчете календарной и льготной выслуги лет для назначения пенсии, хотя согласно Указу Президента РФ № 156 от 05.04.2016 года его трудовой стаж не должен был прерываться.
Неправомерными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, который выразился в нравственных переживаниях по причине неопределенности его социального и трудового статуса, тяжелом материальном положении, стрессе, депрессии, ссорах с членами семьи. Исходя из требований справедливости и разумности, а также руководствуясь ст. 394 ТК РФ, причиненный истцу моральный вред он оценивает в 100 000 рублей.
На основании изложенного, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании истец Хабаев К.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил суд их удовлетворить. Так же дополнил, что при увольнении ему не была выдана трудовая книжка, чем были нарушены положения Трудового кодекса РФ. Кроме того, его стаж прерывался на один месяц и восемь дней, при этом он продолжал исполнять свои обязанности по ранее занимаемой должности с ведома и по указанию руководства.
Представитель третьего лица МВД РСО-Алания – А.С.В., действующий на основании доверенности № ... от ... в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленного в суд ходатайства, просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя МВД РСО-Алания.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель ответчика Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по РСО-Алания Д.А.В., действующая на основании доверенности № ... от ... исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения в полном объеме, представила суду письменные возражения, где указала следующее.
Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» от 05.04.2016 № 156 (далее - Указ) ФСКН России упразднена. МВД РФ переданы функции и полномочия упраздненной ФСКН России.
Согласно пункту 4 Указа, сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов наркоконтроля продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом. Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Согласно пункту 5 Указа завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа, надлежит до ..., то есть ....
... ФСКН России вынесен приказ № 161 «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156», согласно которому сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ надлежит освободить от занимаемых должностей с ..., при этом сотрудников, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, надлежит уволить со службы в органах наркоконтроля ... по п.п. 7 п. 142 Положения, а сотрудников, не изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, надлежит уволить по п.п. 6 п. 142 Положения, что также отражено в указании директора ФСКН России № ВИ-2011 от 28.05.2016 года.
До увольнения со службы в органах наркоконтроля истец замещал в УФСКН России по РСО-Алания должность ....
Положения Указа были доведены до истца ..., также он был письменно предупрежден о предстоящем возможном увольнении по подпункту 6 пункта 142 Положения (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), о чём составлен соответствующий акт от .... Одновременно с ним проведена беседа, в ходе которой разъяснено его правовое положение, права, льготы, гарантии, компенсации и т.д., что зафиксировано в акте и листе беседы.
Приказом УФСКН России по РСО-Алания от ... № ...-лс сотрудники УФСКН России по РСО-Алания, в том числе истец зачислены в распоряжение с продолжением исполнения обязанностей по прежним занимаемым должностям.
... в Управление поступило письмо заместителя Министра внутренних дел по РСО-Алания № 2/42-1418 от 21.04.2016 г. с просьбой направить в возможно короткие сроки в адрес МВД по РСО-Алания списки сотрудников УФСКН России по Республике Северная Осетия-Алания, изъявивших желание продолжить службу в МВД по РСО-Алания, с приложение персональных справок-объективок, а также списки ФГГС и работников УФСКН России по Республике Северная Осетия-Алания. Данные на сотрудников, в том числе на истца направлены в МВД по РСО-Алания с исх. № ...дсп от ....
... в Управление ФСКН России по РСО-Алания поступило указание директора ФСКН России № ВИ-1953 от 6 мая 2016 года о том, что в целях реализации подпункта «б» п. 4 Указа Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» №156 от 5 апреля 2016 года, необходимо обеспечить в срок до ... представление в территориальные органы МВД России рапортов сотрудников органов наркоконтроля о переводе на службу в органы внутренних дел РФ. Требования данного указания доведены до сотрудников. У всех лиц, изъявивших желание перейти на службу в МВД, получены по 2 рапорта (об увольнении по п.п. 7 п. 142 Положения и о приеме на службу в МВД). Рапорты о приеме на службу в органы внутренних дел направлены в МВД по РСО-Алания с исх. № ... от ....
Своё волеизъявление на увольнение из органов наркоконтроля в связи с переводом в органы внутренних дел по п.п. 7 п. 142 Положения истец выразил в письменно оформленном рапорте от ..., поданного на имя начальника УФСКН России по РСО-Алания.
Кроме того, истцом в МВД по РСО-Алания направлены затребованные документы для рассмотрения вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел, в том числе рапорт на имя Министра от ... с просьбой о приеме на службу в порядке перевода в соответствии с п.п. «б» п. 4 Указа, в связи с упразднением ФСКН России.
... на основании указанных рапортов Хабаев К.Ю. был уволен приказом УФСКН России по РСО-Алания от ... № ...-лс. Выписка из данного приказа была приобщена к материалам личного дела Хабаева К.Ю. Данное личное дело сотрудника вместе с трудовой книжкой направлено в МВД по РСО-Алания.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 305 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», сотрудники органов наркоконтроля в связи с упразднением ФСКН России принимаются на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 5 указанной статьи Федерального закона № 305-Ф3 предусмотрено, что по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию ФСКН России или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 305 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» установлено, что стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Частью 11 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 305 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», также установлено, что стаж службы (выслуга лет) в соответствии с частью 10 настоящей статьи исчисляется сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в течение трех месяцев с момента их увольнения, при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Таким образом, нормами Федерального закона № 305-ФЗ напрямую установлено, что сотрудник органов наркоконтроля подлежит увольнению со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, а стаж службы (выслуга лет), исчисленный на момент увольнения перерасчету не подлежит. Вместе с тем, непосредственно с даты увольнения указанных лиц со службы в органах наркоконтроля начинается отсчет трехмесячного периода, в течение которого в отношении бывших сотрудников органов наркоконтроля принимается решение о принятии или непринятии их на службу в органы внутренних дел. При этом, дата приема работника в другую организацию при его увольнении в порядке перевода в эту организацию не определена в Трудовом кодексе Российской Федерации и устанавливается по договоренности между работником и новым работодателем.
В течение данного трехмесячного периода указанные сотрудники имеют статус уволенных из органов наркоконтроля и, как следствие, не осуществляют служебную деятельность по реализации установленных функций и полномочий. Прием указанных лиц в органы внутренних дел осуществляется с даты принятия указанными органами соответствующего решения и заключения с данными лицами служебных контрактов. В случае если в отношении отдельных сотрудников, уволенных из органов наркоконтроля, органами внутренних дел не принято положительное решение о приеме их на службу, то на основании их заявления изменению подлежит только основание увольнения.
На основании вышеизложенного представитель Д.А.В. полагала, что правовых оснований для изменения даты увольнения сотрудников со службы в органах наркоконтроля на срок, равный трехмесячному периоду, в течение которого в отношении указанных лиц принимается решение о принятии или непринятии на службу в органы внутренних дел, и выплаты им при этом денежного довольствия за указанный период с ... не имеется.
Вышеуказанная позиция закреплена в ответе Министерстве труда и социальной защиты РФ исх. №18-4/10/П-4482 от 20.07.2016 и Министерства финансов РФ № 10-05-05/43173 от 22.07.2016 по результатам рассмотрения обращения председателя Ликвидационной комиссии ФСКН России.
Также, отсутствуют правовые основания для включения в выслугу лет в органах наркоконтроля сотрудникам Управления, уволенным ... в порядке перевода, периода с ... по дату, предшествующую принятию их на службу в МВД по РСО-Алания, так как в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а в данный период указанный сотрудник службу в органах наркоконтроля не проходил, и имел статус уволенного.
Специфическая деятельность, которую осуществляют органы наркоконтроля, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила. Установление таких правил (специальных требований), обусловленных особенностями деятельности органов наркоконтроля, не может расцениваться как нарушающие гарантированные Конституцией Российской Федерации право граждан на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1), либо как не согласующееся с предписаниями ее статьи 55 (части 2 и 3). У истца имелось право выбора – увольнение из органов наркоконтроля по п.п.6 п.142 Положения, с выплатой выходного пособия и трудоустройством по своему усмотрению в любой срок, либо увольнение по п.п.7 п.142 Положения в порядке перевода в органы внутренних дел с сохранением определенного ряда льгот, но без выплаты выходного пособия, с решением вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев с момента увольнения, согласно ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 305-ФЗ. Истец добровольно выбрал для себя увольнение по второму варианту. Поэтому увольнение истца из органов наркоконтроля в связи с переводом в органы внутренних дел не нарушает его конституционных прав, и не ограничивает право истца на труд.
В связи с вышеизложенным, также считает необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению требования Хабаева К.Ю. о перерасчете выслуги лет, выплаты денежного довольствия за время «вынужденного прогула» с ... по ..., включительно.
С ... Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1026-р создана Ликвидационная комиссия ФСКН России и Ликвидационные комиссии ее территориальных органов. В обязанности комиссии, помимо прочего, входит погашение дебиторских и кредиторских задолженностей в отношении выплат сотрудникам и организациям, имеющим договорные денежные обязательства до .... Для производства же Ликвидационной комиссией каких-либо выплат, в том числе денежного довольствия, сотрудникам наркоконтроля, уволенным ... по п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с переводом в другой государственный орган), за трудовую деятельность (службу), не связанную с работой комиссии, после указанной даты, законных оснований не имеется.
Требования истца о взыскании в его пользу с Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по РСО–Алания компенсации морального вреда на сумму 100 000 рублей, также считает не подлежащими удовлетворению, так как законодательством Российской Федерации не установлены конкретные суммы для взыскания судами в качестве компенсации морального вреда при установлении факта его причинения. Законом предусмотрены лишь критерии, используя которые судьи исходя из собственного правосознания, жизненного опыта и определяют размер компенсации морального вреда в каждом конкретном деле.
Согласно ст. 151 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Однако, истцом в подтверждение своего искового требования не приведено каких-либо неопровержимых доказательств понесенных им моральных и физических страданий.
На основании изложенного просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Из представленного в суд отзыва на исковое заявление представителя МВД РСО-Алания следует, что он полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, пояснив, что истец был уволен из службы в органах наркоконтроля Приказом Управления ФСКН России по Республике Северная Осетия-Алания от 31 мая 2016 года на основании поданных им рапортов. Приказом МВД по Республике Северная Осетия-Алания от ... № ... л/с истец был принят на службу в МВД по РСО-Алания с .... Таким образом, в период с ... по ... истец в трудовых отношениях не состоял, в связи с чем требование о взыскании в его пользу денежного довольствия за указанные период необоснованно.
Отсутствуют также и правовые основания для включения истцу в выслугу лет в органах наркоконтроля периода с ... по дату принятия его на службу в МВД по РСО-Алания, так как в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а в указанный период истец службу в органах наркоконтроля не проходил, и имел статус уволенного.
Требование истца о компенсации морального вреда также необоснованно. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года, моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага.
При этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается, а именно причинение ему нравственных и физических страданий.
Однако, истцом не предоставлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о перенесенных им нравственных и физических страданиях в результате сильного эмоционального стресса, вызванного действиями ответчика, то есть доказательства, свидетельствующие об ухудшении состояния здоровья истца, а также доказательства, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между ухудшением здоровья и действиями ответчика.
Суд, выслушав мнения представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела № 2-1711/16, считает исковые требования Хабаева К.Ю. к Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по РСО-Алания о признании приказа об увольнении незаконным, обязании изменить дату увольнения, включении периода в выслугу лет для назначения пенсии, обязании выплатить денежное довольствие, взыскании компенсации морального вреда, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ № 613 от 05.06.2003 г. (далее-Положения), прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с п. 142 Положения сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля по следующим основаниям: 6) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; 7) в связи с переводом в другой государственный орган. Сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4, 6, 9 и 11 пункта 142 настоящего Положения, предупреждаются о предстоящем увольнении в письменной форме не позднее, чем за два месяца до увольнения (п. 150). Сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по собственной инициативе по одному из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 3, 7 и 9 пункта 142 настоящего Положения, подлежат увольнению в 2-недельный срок со дня подачи ими рапорта (п. 151).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена (п. 1). Функции и полномочия ФСКН РФ переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации (п.4). Установлено, что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов наркоконтроля продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации (п.4). Пунктом 5 Указа предусмотрено завершение проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа, до ....
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Федеральный закон № 305-Ф3), вступившим в законную силу ..., сотрудники органов наркоконтроля в связи с упразднением ФСКН России принимаются на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 5 ст. 33 Федерального закона № 305-Ф3 предусмотрено, что по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию ФСКН России или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основании увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 33 Федерального закона № 305-ФЗ установлено, что стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме пересчету не подлежит.
Частью 11 статьи 33 Федерального закона № 305-ФЗ, также установлено, что стаж службы (выслуга лет) в соответствии с частью 10 настоящей статьи исчисляется сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в течение трех месяцев с момента их увольнения, при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Таким образом, нормами Федерального закона № 305-ФЗ прямо установлено, что сотруднику органов наркоконтроля, уволенному со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 7 пункта 142 Положения, стаж службы (выслуга лет), исчисленная на момент увольнения, перерасчету не подлежит. С даты увольнения указанных лиц со службы в органах наркоконтроля начинает исчисляться трехмесячный срок, в течение которого принимается решение о принятии их на службу в органы внутренних дел. В течение данного трехмесячного периода указанные сотрудники имеют статус уволенных из органов наркоконтроля и, как следствие, не осуществляют служебную деятельность по реализации установленных функций и полномочий.
Материалами дела установлено следующее.
Хабаев К.Ю. проходил службу в Управлении ФСКН России по РСО - Алания в должности ....
... Хабаев К.Ю. был ознакомлен с Указом Президента РФ от ... № ... и предупрежден о предстоящем возможном увольнении по подпункту 6 пункта 142 Положения (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), о чём составлены соответствующие акты. В ходе беседы ему было разъяснено, что при желании уволиться по иным основаниям, предусмотренным п. 142 Положения, необходимо представить соответствующие рапорта.
... Хабаевым К.Ю. был подан рапорт на имя начальника УФСКН России по РСО-Алания об увольнении со службы в органах наркоконтроля по п.п.7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, (в связи с переводом в другой государственный орган).
Приказом начальника Управления ФСКН России по РСО-Алания № ...-лс от ... он был уволен со службы в органах наркоконтроля с ... на основании п.п.7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, (в связи с переводом в другой государственный орган).
Приказом Вр. и.о. Министра Внутренних Дел РСО-Алания от ... истец был принят на службу в МВД России по РСО–Алания с ... на должность ....
Таким образом, увольнение истца со службы в органах наркоконтроля имело место в результате упразднения Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. При увольнении истца работодателем полностью соблюдены процедура, сроки увольнения, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Доводы истца о том, что приказ о его увольнении издан ... преждевременно, до получения ответчиком соответствующего подтверждения МВД по РСО – Алания о его переводе, суд находит несостоятельными, поскольку Пунктом 5 Указа Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 предусмотрено завершение проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» до .... В данном случае порядок перевода сотрудников органов наркоконтроля в органы внутренних дел урегулирован специальными нормативными правовыми актами - Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 и Федеральным законом от 03.07.2016 № 305-ФЗ, которыми предусмотрено, что сотрудники наркоконтроля в связи с упразднением Федеральной службы РФ по контрою за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы. Специфическая деятельность, которую осуществляют органы наркоконтроля, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила. Установление таких правил (специальных требований), обусловленных особенностями деятельности органов наркоконтроля, не может расцениваться как нарушающие гарантированные Конституцией Российской Федерации права. У истца имелось право выбора – увольнение из органов наркоконтроля по п.п.6 п.142 Положения, с выплатой выходного пособия и трудоустройством по своему усмотрению в любой срок и орган, либо увольнение по п.п.7 п.142 Положения, в порядке перевода в органы внутренних дел с сохранением определенного ряда льгот, но без выплаты выходного пособия, с решением вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел. Поэтому увольнение истца ... из органов наркоконтроля в связи с переводом в органы внутренних дел не нарушает его конституционных прав, не ограничивает его право на труд и основано на его волеизъявлении, согласно исследованных в судебном заседании рапорта на имя начальника Управления ФСКН России по РСО-Алания от ... и заявления на имя Министра внутренних дел по РСО-Алания с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел РФ от ....
В связи с изложенным, суд считает требование истца о признании незаконным приказа Управления ФСКН России по РСО-Алания № ...-лс от ... в части его увольнения со службы в органах наркоконтроля по подпункту 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утвержденного Указом Президента РФ от 5 июня 2016 года № 613) и исключении его из списков сотрудников, не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Именно с даты увольнения сотрудников со службы в системе ФСКН начинается отсчёт 3-х месячного срока, в течение которого принимается решение органом внутренних дел о принятии либо непринятии на службу сотрудника ФСКН. В установленный ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ, 3-х месячный срок, истец был принят на службу в органы внутренних дел РСО-Алания.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что правовых оснований для изменения даты увольнения истца со службы в органах наркоконтроля не имеется.
Также отсутствуют правовые основания для включения истцу периода с ... по ... в выслугу лет в органах наркоконтроля, поскольку в указанный период истец службу в органах наркоконтроля не проходил. После увольнения из УФСКН России по РСО-Алания истец имел статус уволенного, следовательно, не осуществлял служебные функции по ранее замещаемой должности и не может претендовать на зачет в выслугу лет, на выплату денежного довольствия или иные выплаты, помимо произведённых при увольнении.
Доводы истца о том, что после ... он, с ведома и по указанию руководства, фактически продолжал исполнять функции по ранее замещаемой должности суд считает несостоятельными, поскольку после ... ФСКН была упразднена, все сотрудники УФСКН России по РСО-Алания уволены. Следовательно, какие-либо должностные лица не могли давать истцу указания к исполнению обязанностей. Ликвидационная комиссия, также не могла поручить истцу исполнение каких-либо функций после увольнения.
Также, требование истца об изменении даты его увольнения в приказах Управления ФСКН России по РСО-Алания № ...-лс от ... с ... на ..., суд считает необоснованными, поскольку письмом председателя Ликвидационной комиссии ФСКН от ... действие разъяснений председателя Ликвидационной комиссии ФСКН от ... № ... о правомерности изменения даты увольнения сотрудников на дату, предшествующую дню начала их службы в органах внутренних дел, приостановлено до особых указаний.
Кроме того, еще ... Директором ФСКН России был издан приказ № 161 «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от ... № ...», согласно которому сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ надлежит освободить от занимаемых должностей с ....
Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых норм и обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании приказа об увольнении незаконным, обязании изменить дату увольнения, включении периода в выслугу лет для назначения пенсии, обязании выплатить денежное довольствие.
Принимая во внимание, что права истцов при увольнении не нарушены, каких-либо посягательств на их нематериальные блага со стороны ответчика не установлено, оснований взыскания компенсации морального вреда также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хабаева К.Ю. к Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по РСО-Алания о признании приказа Управления ФСКН России по РСО-Алания № ...-лс от ... в части определения даты его увольнения незаконным; обязании изменить дату его увольнения в приказах Управления ФСКН России по РСО-Алания № ...-лс от ... с ... на ...; включении периода с ... по ... в выслугу лет для назначения пенсии и выплаты процентной надбавки за выслугу лет; обязании выплатить ему денежное довольствие согласно занимаемой должности за период с ... по ... в полном объеме; взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение одного месяца со дня вынесения в мотивированной форме.
Судья В.Р. Аликов