Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 г. г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Семеновой Н.Ю.,
при секретаре Гасановой А.С.,
с участием:
представителя административного ответчика Метелевой О.И. – Радионова В.А., действующего на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
заинтересованного лица – финансового управляющего Метелевой О.И. – арбитражного управляющего Бровкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1086/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Метелевой О. И. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> обратился в Жигулевский городской суд <адрес> с административным иском к Метелевой О.И., требуя с учетом уточнений, взыскать с административного ответчика:
- недоимку за период 2020 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 32 448 рублей, пени в размере 110,32 рублей,
- недоимку за период 2020 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 8 426 рублей, пени в размере 28,65 рублей,
а всего на общую сумму 41 012,97 рублей.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Метелева О.И. (ИНН №) состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязана уплачивать установленные законодательством налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты.
Однако, в установленный срок административный ответчик обязательство по уплате страховых взносов не исполнил, в связи с чем в его адрес налоговым органом было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Требование Метелевой О.И. получено в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ.
На основании ст. 48 НК РФ и главы 11.1 КАС РФ налоговый орган обратился к мировой судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ответчика.
Судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-468/2021 с ответчика взыскана недоимка по налогам и пеням.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен на основании заявления Метелевой О.И..
Задолженность ответчика по обязательным платежам состоит из недоимки по уплате: страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2020 г. в размере 32 448 рублей, пеня в размере 110,32 рублей и страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчетный период 2020 г. в размере 8 426 рублей, пени в размере 28,65 рублей.
Указанная выше задолженность ответчика не погашена, в связи с чем предъявлен настоящий административный иск.
Дополнительно представитель истца указал, что в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Обязанность должника по уплате спорной суммы задолженности возникла после принятия заявления о признании его банкротом, следовательно, эти обязательные платежи и начисленные за просрочку их уплаты пени являются текущими и подлежат взысканию в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Метелева О.И. не явилась, извещена надлежащим образом, кроме того, информация о деле, времени и месте судебного заседания размещена и была доступна к ознакомлению на официальном сайте Жигулевского городского суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Представитель административного ответчика Метелевой О.И. – Радионов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что за 2020 год административный ответчик освобождена от всех требований, поскольку налоговому органу достоверно было известно, что в отношении Метелевой О.И. была проведена процедура банкротства, она освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований, не заявленных при введении реализации имущества гражданина и по текущим платежам. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо – финансовый управляющий должника Метелевой О.И. – арбитражный управляющий Бровкин В.В. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в письменных возражениях, просил освободить Метелеву О.И. от исполнения исковых требований, поскольку в 2019 году в отношении Метелевой О.И. была введена процедура банкротства, о чем административный истец был уведомлен. Те сроки, за которые административный истец предъявляет заявленные требования, на сегодняшний момент не могут быть приняты во внимание и указанные суммы не могут быть с неё взысканы. Считал требования необоснованными, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителя административного истца и административного ответчика, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия на администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам. Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года.
Таким образом, с января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налоговым Кодексом Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст. 18.1 НК РФ).
Статьей 8 НК РФ предусмотрено, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются, в т.ч. индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Положениями пункта 3 статьи 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 05.08.2020 N 117-ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 2 ст. 432 НК РФ).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Судом установлено, что административный ответчик Метелева О.И. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №), зарегистрирована в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ статус индивидуального предпринимателя прекращен, недействующий ИП исключен из ЕГРИП.
Таким образом, имея статус индивидуального предпринимателя, Метелева О.И. являлась плательщиком страховых взносов.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А55-28939/2019 в отношении Метелевой О. И. введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден Бровкин В. В.ич, член ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2020 г. по делу № А55- 28939/2019 Метелева О.И. признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина сроком на четыре месяца. Объявление об открытии в отношении должника процедуры реализации имущества опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 20.06.2020 № 108(6829).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22 марта 2021 г. по делу № А55-28939/2019 завершена процедура реализации имущества в отношении Метелевой О.И., которая освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве (пункты 2 и 3 статьи 5 Закона).
Пунктом 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 определено, что при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, окончание срока уплаты которых наступило после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к текущим платежам.
Согласно ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
При этом суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Частью 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 213.28 ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2002).
Административным истцом в подтверждение доводов административного искового заявления представлено требование № об уплате налога, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Метелевой О.И. по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, начисленным за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ составляла 32 448,00 рублей, начислены пени в размере 110,32 рублей, по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС, начисленным за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ составляла 8 426,00 рублей, начислены пени в размере 28,65 рублей.
В указанном требовании отражено, что в случае, если оно будет оставлено без исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 48 НК РФ) меры по взысканию в судебном порядке налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов процентов).
В судебном заседании установлено, что требование об уплате страховых взносов административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем, в силу ст. 286 КАС РФ, у административного истца возникло право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ответчика обязательных платежей и санкций.
До настоящего времени суммы недоимки и начисленные пени административным ответчиком не уплачены, что подтверждается расчетом задолженности и не опровергалось в суде представителем административного ответчика.
Таким образом, в суде установлено, что срок уплаты страховых взносов, предъявленных ко взысканию в административном исковом заявлении, установлен ДД.ММ.ГГГГ. Требование административному ответчику выставлено ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных в суд требований кредиторов Метелевой О.И. первой и второй очереди на ДД.ММ.ГГГГ следует, что требование Межрайонной ИФНС № 15 по Самарской области № 1098 не подлежало включению в реестр кредиторов.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, предъявленная ко взысканию в рамках настоящего административного дела, подпадает под категорию текущих платежей, поскольку возникновение за административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов имело место позднее возбуждения производства по делу о банкротстве, и, следовательно, подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Руководствуясь ст.ст. 31, 48 НК РФ истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-468/2021 по заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с Метелевой О.И. в пользу МИФНС России № по <адрес> недоимки по налогу и пени, по заявлению Метелевой О.И..
В течение установленного п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, налоговый орган обратился в суд о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в порядке искового производства.
Согласно представленному административным истцом расчету, задолженность Метелевой О.И. по обязательным платежам состоит из:
- недоимки за период 2020 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии налог в размере 32 448 рублей, пени в размере 110,32 рублей,
- недоимки за период 2020 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2020 налог в размере 8 426 рублей, пени в размере 28,65 рублей.
Срок для обращения административного истца в суд не пропущен, расчет заявленных к взысканию недоимок по налогам и начисленных на их сумму пеней судом признается правильным, административным ответчиком, его представителем не оспорен, доказательств в его опровержение суду не представлено.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в системной взаимосвязи с перечисленными выше правовыми нормами, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С административного ответчика, кроме того, в порядке ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец в соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ при предъявлении иска был освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Метелевой О. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу государственных внебюджетных фондов РФ в лице Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области:
- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 32 448 рублей,
- страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2020 года по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 426 рублей,
- пени, начисленные в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 110 руб. 32 коп.,
- пени, начисленные в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2020 года, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 28 руб. 65 коп.,
а всего 41 012 руб. 97 коп.
Взыскать с Метелевой О. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета городского округа <адрес> в размере 1 430 руб. 39 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова
Решение в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2021 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова