Дело № 2-592/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2019 г. г.Владивосток,
Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,
при секретаре Медведевой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации» (ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии») к Прохорову А. Б. о взыскании неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии» обратилось в суд с иском к Прохорову А.Б. о взыскании неосновательного обогащения, в обоснование иска указав, что полковник Прохоров А.Б. проходит военную службу по контракту в Управлении Росгвардии по Приморскому краю в должности начальника отдела материального обеспечения - начальника квартирно-эксплуатационной службы. До <дата> он проходил военную службу в Управлении Восточного регионального командования внутренних войск МВД России на различных воинских должностях. В период прохождения военной службы, решением Центральной жилищной комиссии Управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России от <дата>, оформленное протоколом <номер>, было постановлено оформить в постоянное пользование полковнику Прохорову А.Б. на состав семьи 4 человека (он, супруга, сын Роман - <дата> года рождения, дочь Екатерина - <дата> года рождения) жилые помещения - двухкомнатные квартиры <номер> и <номер> общей площадью 97,0 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, с учетом права на дополнительную площадь, в соответствии с п.8 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». <дата> Управление Восточного регионального командования внутренних войск МВД России, в лице командующего войсками регионального командования Гончара С.А. заключило с Прохоровым А.Б. договора социального найма жилых помещений (<номер>), предметом которых являлось передача последнему и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированных жилых помещений, находящихся по адресу: <адрес>. В период с 22 января по 22 февраля 2017 года ревизорской группой центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии» за период с <дата> по <дата>. По результатам проведенной ревизии, <дата> был составлен соответствующий акт, в котором в том числе указывалось о выявлении факта предоставления Центральной жилищной комиссией управления регионального командования полковнику Прохорову А.Б. жилых помещений с превышением нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». <дата> в адрес полковника Прохорова А.Б. было направлено (исх. от <дата> № <номер>) соответствующее Соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норму предоставления площади жилого помещения, подписанное командующим округом И.С.Грудновым, которое было подписано полковником Прохоровым А.Б. – <дата> без каких либо возражений и замечаний, что свидетельствует о его согласии оплатить сумму в размере 216 223 руб. 33 коп. До настоящего времени полковником Прохоровым А.Б. условия соглашения не выполнены, задолженность за предоставление дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, в сумме 216 223, 33 руб. не оплачена. Просит суд взыскать с Прохорова А.Б. в пользу ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии» денежные средства в сумме - 216 223 руб. 33 коп., составляющие задолженность за предоставление дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норму предоставления площади жилого помещения.
В судебном заседании представители истца по доверенности Здоренко В.В. и Захаров В.А. на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Суду пояснили, в период прохождения военной службы, решением Центральной жилищной комиссии Управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России от <дата>, оформленное протоколом <номер>, было постановлено оформить в постоянное пользование полковнику Прохорову А.Б. на состав семьи 4 человека жилые помещения - двухкомнатные квартиры <номер> и <номер> общей площадью 97 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, с учетом права на дополнительную площадь, в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». <дата> с Прохоровым А.Б. были заключены договора социального найма жилых помещений (№ 305 и 306), предметом которых являлось передача последнему и членам его семьи в бессрочное владение и пользование вышеуказанных жилых помещений. В период с <дата> ревизорской группой центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии» за период с <дата> по <дата>. По результатам проведенной ревизии, <дата> был составлен соответствующий акт, в котором в том числе указывалось о выявлении факта предоставления Центральной жилищной комиссией управления регионального командования полковнику Прохорову А.Б. жилых помещений с превышением нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». Обеспечение военнослужащего жилой площадью сверх установленных норм составило 3,32 кв.м. Согласно выписке из ЕГРП на момент распределения жилья у ответчика имелась в собственности 1/6 доля собственности (12,3 кв.м.) в жилом доме (общей площадью 73,9 кв. м.) по адресу: <адрес> право на данную площадь согласно указанной выписке ЕГРП прекращено <дата>. Данные сведения ответчиком при распределении жилья предоставлены не были. Доводы ответчика и его представителя о том, что указанная стоимость одного квадратного метра в размере 65 127,51 руб. несоразмерно завышена, считают не обоснованными, данная стоимость подтверждена справками, представленными в суд. Кроме того, между истцом и ответчиком было подписано соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норму предоставления площади жилого помещения, без каких либо возражений и замечаний, что свидетельствует о его согласии оплатить сумму в размере 216 223 руб. 33 коп. Доводы ответчика о том, что данное соглашение было подписано им под давлением, ни чем не подтверждены. До настоящего времени полковником Прохоровым А.Б. условия соглашения не выполнены, задолженность за предоставление дополнительной общей площади жилого помещения не оплачена. Доводы ответчика и его представителя о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данными требования, считают необоснованными, поскольку о нарушении своих прав истцу стало известно после проведения ревизии, по результатам которой и было установлено, о предоставлении Прохорову А.Б. жилых помещений с превышением нормы предоставления общей площади жилого помещения. Просят суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Прохоров А.Б. и его представитель Логинов Ю.М. возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях по иску. Суду пояснили, что действующими нормативно-правовыми актами, в совокупности с требованиями п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений по нормам и в порядке, предусмотренном федеральными и иными нормативными правовыми актами РФ, с учётом права на дополнительную жилую площадь. В установленном законом порядке, <дата> решением жилищной комиссии, оформленного протоколом <номер>, полковнику Прохорову А.Б. было распределено для постоянного проживания на состав семьи 4 человека, жилые помещения квартиры <номер> и <номер>, общей площадью 97 кв.м. по <адрес> с учетом его прав на дополнительную жилую площадь согласно п.8 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Были заключены два договора социального найма жилых помещений о передаче ему и членам его семьи в бессрочное владение и пользование двухкомнатных квартир <номер> и <номер>, общей площадью 97,0 кв.м. по вышеуказанному адресу. Норма предоставления жилого помещения Прохорову А.Б. на момент принятия решения жилищной комиссией составляла от 87,0 кв.м до 106,0 кв.м. Ревизионная проверка соблюдения Центральной жилищной комиссией соблюдения норм предоставления жилой площади на соответствие их нормам ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» было проведена и оформлена общим документом «Заключением административного расследования....», которое Утверждено Командующим ВО ВНГ РФ генерал-лейтенантом Грудновым И.С. <дата>. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ. Квартиры ответчику были предоставлены в 2012 году. Таким образом, исковые требования, предъявленные истцом к ответчику в настоящем иске <дата>, находятся за пределами исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа истцу в его требованиях и прекращению судебного разбирательства. Также проверка выявила, что отмечено в «Заключении..», по выписке из ЕГРП Росреестра от <дата> <номер> на основании решения Константиновского районного суда Ростовской области от 30.10.1975 года Прохоров А.Б. имел в собственности 1/6 части (или 12,32 кв.м.) домовладения от его общей площади в 73,9 кв.м., в связи с его наследованием в связи со смертью его отца. Но в 1975 года Прохорову А.Б. было всего 3 года и он не мог знать об этом факте в силу своего возраста, а факт владения был зарегистрирован в Росреестре его матерью лишь <дата>, помимо его воли, на основании судебного акта, принятого в 1975 году. Поскольку нотариально наследство не открывалось, а ст.1274 ГК, регулирующая правила отказа от наследства в пользу другого лица, не содержит никакого срока, то в у Прохорова А.Б. имелось право отказаться от наследства в пользу другого наследника, которым он воспользовался, так в данном случае законом для него не устанавливался шестимесячный срок с момента открытия наследства, для совершения такого действия. Узнав о факте регистрации права владения имуществом, помимо его воли, Прохоров А.Б. отказался от своих прав на владение этим имуществом в пользу своей матери. Прохоровой В.К., оформив ей дарственную, воспользовавшись своим правом. Таким образом, ответчик не совершал действий по сокрытию информации о наличии в его собственности иных жилых помещений, чем те которые были указаны в документах, имевшихся в распоряжении жилищной комиссии, на основании которых она приняла обоснованное решение об обеспечении ответчика и членов его семьи жилыми помещениями той площади, которыми они пользуются в настоящее время. Ответчик считает сумму стоимости одного квадратного метра 65 127,51 руб. необоснованно завышенной, чем цена установленная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстроя России) №387 от 04.07.2018 года на второе полугодие 2018 года в размере 42 753 руб. Таким образом, общая сумма исковых требований компенсации за предоставление дополнительной площади в размере 3,32 кв. метра должна составить не более 141.939,96 руб. Прохоров А.Б. также пояснил суду, что соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения, было подписано им под давлением. Просят суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, давая оценку всем фактическим обстоятельствам дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование или в опровержение исковых требований, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
На основании ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как указано в ч.1 ст.1105 ГК РФ, в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Из материалов дела следует, что решением Центральной жилищной комиссии Управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России от <дата>, оформленным протоколом № <номер> было постановлено оформить в постоянное пользование полковнику Прохорову А.Б. на состав семьи 4 человека жилые помещения - двухкомнатные квартиры <номер> и <номер> общей площадью 97,0 кв.м, по адресу: <адрес>, с учетом права на дополнительную площадь, в соответствии с п. 8 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (л.д.31).
В судебном заседании установлено, что <дата> между Управлением Восточного регионального командования внутренних войск МВД России и Прохоровым А.Б. заключены договора социального найма жилых помещений (<номер> и <номер>), предметом которых являлась передача Прохорову А.Б. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированных жилых помещений, находящихся по адресу: <адрес> (л.д. 33-42).
В соответствии с п.3 договоров социального найма <номер> и <номер> от <дата>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: супруга Прохорова Ж.М., сын Прохоров Р.А., дочь Прохорова Е.А.
В судебном заседании также установлено, что до заключения договора социального найма ответчиком Прохоровым А.Б. были предоставлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, что подтверждается копией жилищного учетного дела (л.д.94-172).
Достоверность данных сведений Прохоров А.Б. и члены его семьи подтвердили, выразив согласие на проведение уполномоченными органами МО РФ проверки предоставленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную налоговую службу, Федеральную миграционную службу, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно представленных сведений, выписок из ЕГРП на момент распределения жилья у данного военнослужащего и членов его семьи имелись в собственности доли жилых помещений общей площадью 41,9 кв. м., в том числе:
у Прохорова А.Б имелась 1/6 доля собственности (12,3 кв.м.) в жилом доме (общей площадью 73,9 кв. м.), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (выписка из ЕГРП от <дата>. № <номер>), право на данную площадь согласно указанной выписке ЕГРП прекращено <дата>;
у супруги военнослужащего Прохоровой Ж.М. имелась 1/3 доля собственности (14,8 кв. м.) в квартире (общей площадью 44,4 кв.м.) расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРП от <дата> № <номер>), право на данную площадь согласно указанной выписки ЕГРП прекращено <дата>;
у сына военнослужащего Прохорова Р.А. имелась 1/3 доля собственности (14,8 кв. м.) в квартире (общей площадью 44,4 кв. м.), расположенной по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРП от <дата> № <номер>), право на данную площадь согласно указанной выписки ЕГРП прекращено <дата>.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
На основании ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как указано в ч.3 ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Норма предоставления жилого помещения полковнику Прохорову А.Б. на момент принятия решения о распределении без учёта собственности и сделок с ним составляла: 4 человека * 18 кв. м. (ч.1 ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих») + 15 + 25 кв. м. (как полковнику по ч.8 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») + 9 кв. м. (конструктивные и технические параметры многоквартирного дома по ч.3 ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих») = от 87 кв.м до 106 кв.м.
При распределении жилой площади в собственности у полковника Прохорова А.Б. имелось: 73,9/6 = 12,32 кв. м. общей площади жилого помещения, о чем на момент распределения жилья сведения в жилищном учетном деле отсутствовали.
В период с 22 января по 22 февраля 2017 года ревизорской группой центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии» за период с <дата> по <дата>.
По результатам проведенной ревизии, был выявлен факт предоставления Центральной жилищной комиссией управления регионального командования полковнику Прохорову А.Б. жилых помещений с превышением нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
По факту выделения Центральной жилищной комиссией жилых помещений без учёта имеющей в собственности доли жилого дома <адрес> и сделки с недвижимым имуществом в <адрес> полковник Прохоров А.Б. в ходе проведения административного расследования пояснял, что решением Центральной жилищной комиссии управления регионального командования от <дата> ему на состав семьи 4 человека в доме <номер> по ул.<адрес> были распределены две 2-х комнатные квартиры <номер> и <номер> общей площадью 97,0 кв. м. Все необходимые документы для постановки на жилищный учёт и распределения жилого помещения он представил в Центральную жилищную комиссию. Для получения указанных жилых помещений членами его семьи с разрешения органов опеки <адрес> было сдано жилое помещение в администрацию г. Биробиджана общей площадью 44,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение он получал от администрации г. Биробиджана по ходатайству воинской части. Так как квартира была сдана обратно в администрацию <адрес> установленным порядком, то ни он, ни члены его семьи, никаких действий и сделок с недвижимым имуществом не совершали, ухудшение жилищных условий не производили. Сдача квартиры в администрацию <адрес> была инициирована жилищной комиссией с целью обеспечения его и членов его семьи жилым помещением от войск. На момент распределения жилых помещений от войск о том, что у него есть 1/6 доля жилого дома в <адрес> он не знал. Решение суда о выделении ему 1/6 доли он не получал. О том, что у него есть 1/6 доля жилого дома в <адрес>, он узнал после того когда его родственники провели государственную регистрации жилого дома в Росреестре.
В силу ч.7 ст.57 ЖК РФ, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Частью 8 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, определяется Правительством Российской Федерации (ч.14 ст.15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
На момент распределения жилой площади военнослужащему и членам его семьи у членов семьи полковника Прохорова А.Б. была совершена сделка с недвижимым имуществом, выразившаяся в дарении квартиры администрации <адрес>. Так как дети были несовершеннолетними, то указанная сделка производилась на основании приказа Управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области от <дата> № <номер>
Согласно приказу вследствие предоставления семье полковника Прохорова А.Б. жилых помещений в <адрес>, разрешает подарить супруге, действующей за себя лично и за своих несовершеннолетних детей, жилое помещение в <адрес>. Представление жилых помещений в <адрес> гарантировало управление Восточного регионального командования внутренних войск МВД России своим письмом в Управление по опеке и попечительству <адрес> от <дата>. Пять лет с момента совершения действий по отчуждению указанной квартиры на момент распределения жилой площади не прошло.
В соответствии с ч.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно положений ст.9.1. Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность.
Согласно журналу <номер> учёта поступающей жилой площади и контроля за её распределением войсковой части <номер> (<адрес>), находящегося на хранении архива Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации, жилое помещение в <адрес> выдавалось полковнику Прохорову А.Б. воинской частью, то условия по сдаче военнослужащим жилого помещения были соблюдены и соответственно повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением соответствовало требованиям ФЗ «О статусе военнослужащих».
Доводы ответчика и его представителя о том, что Прохоров А.Б. узнал о решении Константиновского районного суда Ростовской области от 30.10.1975 года, согласно которому Прохоров А.Б. имел в собственности 1/6 части (или 12,32 кв.м.) домовладения от его общей площади в 73,9 кв.м., в связи с его наследованием в связи со смертью его отца, лишь 04.04.2014 года после того, как факт владения был зарегистрирован в Росреестре его матерью, помимо его воли, на основании судебного акта, принятого в 1975 году, суд считает необоснованными. Данные доводы опровергаются материалами дела.
В силу 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (ч.2 ст.218 и ч.4 ст.1152 ГК РФ).
Положениями ч.4 ст.1152 ГК РФ закреплено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Также, в материалы дела представлена нотариальная доверенность от 02.10.2013 года, согласно которой Прохоров А.Б. настоящей доверенностью уполномочиваю гр. Голубову Л.Б. подарить на имя Прохоровой В.К., принадлежащую ему 1/6 долю в праве собственности на жилой лом с земельным участком, по адресу: <адрес>.
Таким образом, факт владения был зарегистрирован в Росреестре его матерью, на основании судебного акта, принятого в 1975 году, по его воле в том числе, и с его согласия.
В последующем, свою 1/6 долю в праве Прохоров А.Б. подарил своей матери по договору дарения недвижимости от <дата>, на которую она оформила свое право, что подтверждается свидетельством о Государственной регистрации права <номер> от <дата>.
Доводы ответчика и его представителя о том, что о том, что истцом пропущен 3-х годичный срок для обращения в суд, поскольку квартиры ответчику были предоставлены в 2012 году, исковые требования, предъявленные истцом к ответчику в настоящем иске 21.12.2018 года, находятся за пределами исковой давности, суд считает необоснованными, в данном случае нарушение права истца выражено в причинении убытков в виде стоимости общей площади квартир, превышающей норму предоставления жилой площади, установленной ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», недостоверность представленных ответчиком Прохоровым А.Б. сведений об обеспеченности его и (или) членов его семьи жилыми помещениями повлекла предоставление жилого помещения, превышающего нормы предоставления, о чем было выявлено лишь в период с <дата> проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии» за период с <дата> по <дата>. По результатам проведенной ревизии, <дата> был составлен соответствующий акт, в котором указывалось о выявленных фактах.
Таким образом, срок исковой давности для обращения с данными требования в суд, истцом не пропущен.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, на момент предоставления Прохорову А.Б. и членам его семьи норма предоставления жилого помещения на момент принятия решения о распределении без учёта собственности и сделок с ним составляла: от 87 кв. м. до 106 кв. м., предоставлено было 97 кв.м. Обеспечение военнослужащего жилой площадью сверх установленных норм составило 3,32 кв.м., из расчета 97 кв.м (предоставлено)+12,32 кв.м. (1/6 Прохорова А.Б., о чем на момент распределения жилья сведения в жилищном учетном деле отсутствовали)=109,32 кв.м. -106 кв.м (максимальная норма)= 3,32 кв.м.
Превышение сверх установленной нормы в размере 3,32 кв.м. подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривается.
Ответчиком оспаривается стоимость 1 кв.м в размере 65 127,51 руб., считает, что данная стоимость необоснованна завышена, чем цена установленная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстроя России) <номер> от <дата> на второе полугодие 2018 года в размере 42 753 руб. Таким образом, общая сумма исковых требований (компенсации за предоставление дополнительной площади в размере 3,32 кв. метра должна составить не более 141 939,96 руб.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства от 24.10.2013 № 942 «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяется исходя из государственного контракта на приобретение (строительство) жилого помещения, а в случае, если невозможно установить стоимость приобретения (строительства) жилого помещения, - исходя из остаточной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Согласно справке, представленной в материалы дела, стоимость жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> (общая площадь жилого помещения 47,7 кв.м) на момент предоставления данного жилого помещения <дата> Прохорову А.Б. составляла 3 106 581 руб. 91коп., стоимость одного квадратного метра жилого помещения составляла 65 127,51 руб. Стоимость жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> (общая площадь жилого помещения 49,3 кв.м) на момент предоставления данного жилого помещения <дата> Прохорову А.Б. составляла 3 210 785 руб. 92 коп., стоимость одного квадратного метра жилого помещения составляла 65 127,51 руб. (л.д.93).
Данная стоимость одного квадратного метра в вышеуказанных жилых помещениях, также подтверждается представленными в материалы дела инвентарными карточками учета нефинансовых активов № <номер>
Разрешая заявленные требования о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в сумме 216 223 руб. 33 коп., составляющих задолженность за предоставление дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норму предоставления площади жилого помещения, суд также учитывает, что между истцом и ответчиком <дата> было заключено соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норму предоставления площади жилого помещения, подписанное ответчиком без каких либо возражений и замечаний, что свидетельствует о его согласии оплатить сумму в размере 216 223 руб. 33 коп.
До настоящего времени ответчиком Прохоровым А.Б. условия соглашения не выполнены, задолженность за предоставление дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, в сумме 216 223, 33 руб. не оплачена.
Доводы ответчика о том, что данное соглашение было подписано им под давлением, ни чем не подтверждены.
Таким образом, размер неосновательного обогащения истцом определен в соответствии с расчетом (65 127,51*3,32=216 223,33), данный расчет признается судом верным, ответчиком, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств иной стоимости квадратного метра.
Требования истца о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 216 223,33 руб., законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с Прохорова А.Б. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет ВГО в размере 5 362 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░») ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 216 223,33 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 362 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.04.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░