Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2021 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,
при секретаре ИОНОВОЙ Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
административное дело № 2а-391 по административному иску Кондратьевой Л. П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в аннулировании и исключении сведений о заявлении, о возложении обязанности аннулировать и исключить сведения о заявлении и об аннулировании уведомления о прекращении государственной регистрации права собственности,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Кондратьева Л.П. обратилась в суд с административным иском (в порядке уточнения) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в аннулировании и исключении из книги учета входящих документов, реестрового дела на объект недвижимости условный номер № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сведений о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ; о возложении обязанности аннулировать и исключить из книги учета входящих документов, реестрового дела на объект недвижимости условный номер № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сведения о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности аннулировать Уведомление о прекращении государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Кондратьева Л.П. и её представитель Савельева Н.С., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала и пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ Кондратьева Л.П. обратилась с заявлением о государственной регистрации прекращения обременения объекта недвижимости - нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, права аренды и приложила к нему необходимые документы. Заявление под номером № было принято в МФЦ. ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили о необходимости уточнить ранее поданное заявление о прекращении обременения в виде права аренды нежилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> выдало уведомление о прекращении государственной регистрации права за номером №, из которого следует, что прекращена аренда в отношении объекта недвижимости: условный №, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>. При этом в уведомлении указано, что право аренды прекращено на основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ, поданного в <данные изъяты>, заявитель: Кондратьева Л.П. Вместе с тем, с заявлением № в <данные изъяты> час. Кондратьева Л.П. в Управление Росреестра по <адрес> не обращалась. Кроме того право аренды должно было быть прекращено в отношении помещения площадью <данные изъяты> кв.м., а не площадью <данные изъяты> кв.м., как указано в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года. Обнаружив наличие подложного заявления № от ДД.ММ.ГГГГ, Кондратьева Л.П. обратилась в МО МВД России «Кинельский» с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту противоправных действий со стороны сотрудников МБУ МФЦ г. Кинель. В ходе проверки была проведена почерковедческая экспертиза. Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод о том, что подпись от имени Кондратьевой в строке «подпись» заявления Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, вероятно выполнена не Кондратьевой, а другим лицом. В соответствии с частью 5 статьи 25 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему без рассмотрения, если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, заявление № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит аннулированию и исключению из книги учета входящих документов, из реестрового дела на объект недвижимости условный № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Действия административного ответчика по не аннулированию и исключению сведений о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ нарушают право административного истца на правильное осуществление кадастрового учета, изменений в отношении принадлежащего ей объекта недвижимости. На основании изложенного просят: 1) признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании и исключении из книги учета входящих документов (КУВД) за ДД.ММ.ГГГГ год, сведения о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ; аннулировании и исключении из реестрового дела на объект недвижимости условный № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сведений о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ; 2) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, аннулировать и исключить из книги учета входящих документов (КУВД) за ДД.ММ.ГГГГ год, сведений о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ 3) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, аннулировать и исключить из реестрового дела на объект недвижимости условный № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: самарская область, <адрес>, сведения о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ. 4) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, аннулировать Уведомление о прекращении государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В материалах дела содержится возражения на административное исковое заявление Кондратьевой Л.П. из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление по вх. № поступило обращение Кондратьевой Л.П. с требованием об аннулировании и исключении из книги учета входящих документов за ДД.ММ.ГГГГ год сведений о Заявлении №, аннулировании и исключении из реестрового дела в отношении объекта с условным номером № сведений о Заявлении №, аннулировании уведомления о прекращении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №. В ответ на указанное обращение в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» Управление сообщило, что в Едином государственном реестре недвижимости сохраняются ранее внесенные сведения, в связи с чем, аннулировать и исключить обозначенные в обращении сведения не представляется возможным. Ответ на указанное обращение предоставлен Административному истцу в пределах срока, установленного Федеральным законом №59-ФЗ, дан по существу поставленных в обращении вопросов со ссылкой на нормы действующего законодательства в соответствии с п.4.4.1.ст. 10 Федерального закона №59-ФЗ. Кроме того, по указанным вопросам Кондратьева Л.П. неоднократно обращалась в регистрирующий орган за разъяснениями и с требованием, Управлением также были даны ответы с соблюдением положений Федерального закона №59-ФЗ. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости, реестровых дел (часть 2); реестры ЕГРН, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме; реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе (часть 3); орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ (часть 4). Частью 1 статьи 11 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в ЕГРН внесены сведения, установленные Законом № 218-ФЗ. Учитывая вышеизложенное, внесенными в ЕГРН сведениями считаются сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в реестре объектов недвижимости, а документы, в соответствии с которыми осуществлены соответствующие учетно-регистрационные действия, - включаются в состав соответствующего реестрового дела объекта недвижимости. Реестровые дела содержат документы, на основании которых ранее осуществлялись государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такой объект недвижимости и в соответствии с которыми сведения вносились, изменялись, исключались из реестра объектов недвижимости ЕГРН. В качестве основания для исключения сведений о Заявлении № административный истец приводит позицию о подложности указанного документа со ссылкой на заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ. Действующее законодательство не регулирует процедуру аннулирования записей о заявлениях. Структура и общие правила ведения кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость установлены разделом II Порядка ведения ЕГРН, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного Приказом Минэкономразвития - России от 16.12.2015 г. №943. В соответствии с пунктом 11 Порядка разделам, записям, а также сведениям ЕГРН присваиваются статусы в соответствии с пунктами 12-14 Порядка. Ключевым обстоятельством в рассматриваемом случае является отсутствие в ЕГРН сведения о регистрации аренды на объект недвижимости с условным номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в здании по адресу: <адрес>. Соответственно, заявлением №, представленным ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ходатайствовал о прекращении аренды, запись о которой не существовала. Ввиду вышеизложенного, какие-либо права либо ограничения в отношении объектов, принадлежащих административному истцу на основании вышеуказанного заявления, равно как и на основании Заявления №, не изменялись. Как установлено пунктом 4 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение. В нарушение указанных положений КАС РФ административный истец не приводит сведений о том, какие именно его права нарушены наличием в ЕГРН записи о Заявлении №. Принимая во внимание, что действия Управления при рассмотрении обращения административного истца соответствуют требованиям установленным законодательством, заявленные требования не подлежат удовлетворению, в связи с чем, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит отказать в удовлетворении административного иска Кондратьевой Л.П. в полном объеме.
Выслушав пояснения административного истца, его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что Кондратьева Л.П. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-57).
Из пояснений административного истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации прекращения обременения объекта недвижимости – нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, правом аренды. ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили о необходимости уточнить указанное выше заявление, и ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком от административного истца было принято заявление № № о прекращении ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости вышеуказанного нежилого помещения правом арендой. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области административному истцу было выдано уведомление о прекращении государственной регистрации за №, из которого следует, что прекращена аренда в отношении объекта надвижимости площадью <данные изъяты> кв.м., а не <данные изъяты> кв.м.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кондратьева Л.П. обратилась к административному ответчику – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с требованием об аннулировании и исключении из книги учета входящих документов (КУВД) за ДД.ММ.ГГГГ год сведений о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ; об аннулировании и исключении из реестрового дела на объект недвижимости условный № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: самарская область, <адрес>, сведений о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ; об аннулировании Уведомления о прекращении государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.68).
ДД.ММ.ГГГГ Кондратьевой Л.П. был направлен ответ на её обращение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69), в котором Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сообщила о том, что аннулировать обозначенные в обращении сведения не представляет возможным, ссылаясь на то, что в соответствии с частью 2 и частью 6 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестровых книг и книг учета документов. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.
Суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска Кондратьевой Л.П. не имеется в силу следующего.
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона (пункт 4).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
Суд считает, что ответ, который был направлен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в адрес административного истца на её заявление, содержит ответ на вопросы, поставленные в заявлении Кондратьевой Л.П.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, из; 1) реестра объектов недвижимости; 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий; 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
При этом частью 6 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что обращение Кондратьевой Л.П. было рассмотрено уполномоченным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в установленный законом срок, ответ на обращение ей был дан и направлен в её адрес, что соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Другие обязательства у административного ответчика в данном случае отсутствуют.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований.
Между тем из материалов административного дела не следует, что административным истцом представлены объективные доказательства, нарушения её прав, свобод и законных интересов, оспариваемым ею действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Доводы Кондратьевой Л.П. о том, что заявление № от ДД.ММ.ГГГГ, с которым она не обращалась к административному ответчику, может повлиять в будущем на её права, как собственника 22/155 долей в праве собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 63:03:0212008:667, расположенное по адресу: самарская область, <адрес>, являются голословными и ничем не подтверждены. Более того, административный истец, обращаясь в суд с данным административным иском, указывает на возможность нарушения её прав в будущем.
Вместе с тем, с учетом изложенного выше, предполагать, что существует реальная угроза нарушения прав Кондратьевой Л.П., как собственника 22/155 долей в праве собственности на нежилое помещение, не имеется.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска Кондратьевой Л.П. не имеется, а потому в удовлетворении административного иска Кондратьевой Л.П. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, ст.227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Кондратьевой Л. П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в аннулировании и исключении из книги учета входящих документов, реестрового дела на объект недвижимости условный номер № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сведений о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ; о возложении обязанности аннулировать и исключить из книги учета входящих документов, реестрового дела на объект недвижимости условный номер № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сведения о заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности аннулировать Уведомление о прекращении государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 марта 2021 года.
председательствующий –